Который бумеранг сильнее? Когда затронет самого Учителя, тогда оружие возвратится ужасно. Потому понятие Гуру охранено так крепко. Когда явление Гуру затронуто, то оружие злобное возвращается смертельно. Это не есть наказание, но лишь самосуд. Потому будем осторожны с высшими понятиями, в них касаемся Огня.
Но чёрная ложа имеет единое назначение вредить Нашим делам и разлагать планету. Обычно завлекают в чёрную ложу именно обещаниями долгой жизни, ибо велик страх перед смертью и посулами богатств и полной власти. Особенно теперь развивается желание долгой жизни. Люди не думают о жизни надземных Миров, так они привязаны к Земле. Среди чёрных внушений будут страсть и корысть, из них порождается самое низкое предательство.
Не от яда умер учёный, но от заклятия. Мысли, привязанные к определённому предмету, живут долго. Можно узнать, как в древности особыми заклинаниями подолгу наслаивали мысли на предмете, при этом предмет не выпускался из рук заклинателя, который сам полагал его в закрытое место. Очень замечателен опыт заклятия на долгие сроки.
Учение Добра должно быть другом всего Добра во всех его проявлениях. Казалось бы, эта истина проста, но злонамерение постоянно пытается её извратить. Учитель Добра должен печаловаться, видя, как искажаются и исключают друг друга работники Добра. Какое калечение Добра происходит — один несёт груз добра и не может вытерпеть, когда другой пытается поднять двойную ношу. Если же кто дерзнёт помыслить о грузе тройном, то уже не найдёт многих помощников. Миллионы лет не научили человечество радоваться о Добре, полюбить его, как самое полезное. Учение должно найти на всех носителей Добра явление широкого сочувствия. Иначе это будет не Учение Добра, но учение самости.
Битва Огненная — такое выражение можно найти во многих верованиях. Правильно такое выражение — любовь, мужество, самоотверженность, преданность, все лучшие качества сопряжены с Огнём. С другой стороны — гнев, раздражение, злоба, злорадство, зависть и невежество тоже вызывают Огонь, хотя и алый и тёмный, но всё же Огонь. Так битва Добра и зла будет битвой Огней. Можно видеть при таком столкновении, насколько разнообразны Огни, порождённые чувствами и страстями. Пусть примут деление на чувства и страсти. Многие никак не представляют себе разницу, но цвет Огней может легче показать каждое порождение.
О тёмных ложах и нужно говорить, ибо их очень много. Часто люди, сами хорошие, даже не допускают мысли, что такая мерзость может существовать. Но можно видеть самые чудовищные преступления. Можно видеть, как тёмные вторгаются в разные слои людей под видом самых почтенных служителей общего блага.
Чистые сердца увидят Высшее. Только нужно помнить, что чистота принятых понятий зависит от свободной воли. Люди начинают чистую жизнь как в доме, так и в сердце по своему решению. Так руководитель не может заставить вычистить сердце, если к тому нет желания. Лучшая чистка Огнём.
Люди часто долго не знают, что происходит в доме соседа. Ещё дольше неизвестно, что случается в другой стране. Потому неудивительно, что то, что происходит в другом плане — неизвестно. Так сокровенны причины и следствия. Мир плотный замечает лишь переходную Майю. Тем более можно надеяться на будущее. Указ Наш касается истинных следствий.
Некий воитель находился под покровительством уважаемого отшельника. После победы он пришёл к отшельнику и поблагодарил за два чудесных спасения. Но отшельник сказал: «Непризнательный воин, ты был спасён не два, но двенадцать раз. Ты не признал самых главных избавлений». Обычно люди замечают меньшее, но не большее.
Живая Этика есть мост ко всем Мирам. Только в живом приложении создаётся прохождение неуязвлённое. Ничто не поразит доспех огненный. Можно не тревожиться зарослями Метафизики, когда дух знает путь живой мысли. Только мера добра явит Огонь Светлый. С таким светильником можно вступить ясно на великий мост. Только для пути дальнего даётся Живая Этика. Нужно любить её, как путевое пособие.
Знаете, что хуже ранения явного — контузия от снаряда или взрыва, человек при этом обычно навсегда теряет равновесие. То же самое бывает от потрясения невидимыми силами. Каждый врач может наблюдать одинаковые симптомы как от контузии, так и от невидимых потрясений. Даже говорят о шуме мысли или о порывах ветра, тёплого или холодного. Правильно, что мысль может шуметь или создавать ветер. И такое действие будет огненным, но редко люди замечают такие явления.
Часто говорят о противоречиях, к ним причисляют много непонятых случаев. Увидят люди в жаркий день путника с тёплым одеянием и смеются о противоречии. Но никто не подумает о холоде ночном. Противоречия обычно лежат в скудном мышлении. Множество несчастий происходило от нежелания помыслить. Не противоречия, но пустое упоминание необдуманных слов усложняет жизнь.
Ваирага — очень священное пламя отрешения от плотских предметов. Воздержание в мыслях труднее, нежели в действиях. В действии даже мускулы могут способствовать воздержанию, но мыслительные центры так тонки, что человек, не постигший искусства мышления, не умеет уследить за рефлексами этих центров. Говорят, что Тонкий Мир далёк от плотного, между тем каждый мыслительный процесс уже есть процесс Тонкого Мира. По тонкости мышления можно представить себе оболочку Тонкого Мира. Тело тонкое тоже весомо, но в тончайших мерах. Но огненное тело уже не поддаётся измерениям. Учёные могут помочь выявлению Тонкого Мира. Во всех областях можно уследить, что мысль умножает и другие энергии, так получаются новые сотрудничества.
Кто же решится сказать, что пустота существует? Но в невежестве так часто повторяется это слово, что люди привыкли к нему от младенчества. Трудно извлекать из языка слова бессмысленные, но такое очищение необходимо, иначе сознания засоряются.
Уметь очищать сознание от ненужных понятий — значит уже укладываться в дальнюю дорогу. Только в таком освобождении можно думать о новом сознании. Радость родится, когда Ваирага сияет.
Сказано — «Невежество есть Ад». Немногие поймут это. Между тем именно Огонь поедающий есть следствие невежества. Можно обменить зло на добро и тем изменить свойства Огня. Чудесный дар человека — что он может изменить свойства стихии. Но как человечество приступит к такому деланию, если оно вообще о стихиях не мыслит? Учение Живой Этики должно напомнить, по каким направлениям должен устремляться ум человека. Не будем нарушать свободу воли, пусть каждый поспешает в своём ритме; пусть по-своему чует великие вибрации, но пусть чует и поспешает.
Никогда не приближается к Огненному Миру злобное сердце. Как заслонка чёрная, стоит обугленное сердце. Только злоба обжигает жизнь, устремлённую к пагубе других. Тем нужнее оружие Света, которое без злобы, но в доспехе справедливости стоит на дозоре.
О сердце всегда хорошо сказать. О самом нужном уместно помянуть. Именно, где сердце, там и Огонь. Каждый путник не выйдет без огнива, не забудет, что оно понадобится ночью. Так без сердца наступает ночь духа. Не преграды страшны, но бессердечие каменное. Нет человека без сердца, ни животного, ни растения, ни даже камня. Значит, бессердечие уже не в Мире проявленном, но в хаосе.
Беспокойство есть пучина несчастья. Впавший в беспокойство подобен человеку в горящем доме. Волны пламени почти обжигают его. Он полон желания лишь выскочить из дома. Мысли в обрывках мечутся и раздражают. В этом хаосе порождается страх, и воля парализуется. Так нужно избегать беспокойства. Но спокойствие не есть бесчувствие и бездействие.
Очень опасны все приспособления для искусственного сверхчувствования. Человечество уподобляется явленным хвастунам. Лишь естественные достижения ценны. Кроме того, всякие искусственные приспособления в грязных руках поведут лишь к уродливым проявлениям. У грязного мышления и образы будут грязны. Главное во всём качество.
Появление неразумия часто пустит глубокие корни. От малой видимости рождается великая невидимость. Люди не думают о прекрасном и потому окружаются безобразием. Прежде всего — мышление.
Вы уже знаете, насколько нужно повторять, но само повторение нуждается в искусстве. Почти то же самое, но не совсем, как ковёр на лестнице. Уставать повторением нельзя, как мостовая из одинаковых камней. И те, которым твердилось без конца, будут гулять спокойно по мостовой, где каждый камень был заложен заботою.
Слишком часто употребляют слова в неверном значении. Говорят о сверхъестественном, вместо того чтобы сказать — необычное. Сверхъестественное не существует по всем Мирам. Может быть для неведения необычное, но даже это определение условно. Необычное может быть только для текущего состояния. Так можно значительно очистить словарь. Мы уже говорили об этом, но при переводах на другие языки вы видите, как нужны оттенки выражений. Люди не любят изобретать лучшие определительные, но разные старые наречия доказывают, что нелегко оживлять словарь приличествующими выражениями. Особенно трудно около понятий Огня земного и небесного. Видимых и невидимых Огней так много, что необходимы более тонкие определения.
В мастерских взрывчатых веществ не курят, носят особую мягкую обувь, избегают всяких металлических вещей и даже не говорят громко и не дышат обычным образом. Там, где плоти угрожает опасность, там люди готовы отказаться от привычек, но не придёт в голову, что мысль может произвести гораздо более опасный взрыв, невидимый, но неисправимый. Ужас помогает людям ограждаться от телесных опасностей. Но вся пространственная жизнь для них не существует. Они могут кощунствовать над Великими Силами и злорадствовать, если их собственная гибель им самим не сразу видна. Утеря пространственной соизмеримости в Беспредельности пожирает все лучшие возможности. Между тем именно теперь уже последнее время, чтобы сочетать плотное с тонким и даже с огненным. Нужно начать упорно и ясно мыслить по направлению сочетания Миров.
Даже открыты лучи, делающие предметы невидимыми. Разве такое открытие не напоминает о невидимом, Тонком Мире? Можно самое малое открытие продолжить в Беспредельность. Можно видеть, как такое открытие может изменить всю жизнь земную. Все государственные основания могут поколебаться от такого открытия. Царство машин может нарушиться от одного луча. Так самые замысловатые механизмы могут остановиться от невидимого луча. Кто-то убоится таких возможностей, но другой покроет их мощным чувствознанием. Огонь сердца сильнее таких лучей.
Сода полезна, и смысл её так близок Огню. Сами содовые поля назывались пеплом великого Пожара. Так в древности люди уже знали особенности соды. Поверхность Земли покрыта содою на широкое употребление. Также масло артемизии — полыни — является сильным утверждением нервной системы. Оно не разрушает, но огненно очищает от вредных наносов.
Можно всюду следить, как люди расчленяют одно понятие по-своему. Энергия психическая — тонкая, огненная, божественная Аум. Так называют ту же основу, но полагая, что вносят лучшее определение. Удвоив внимание, видим, что не полезны такие расчленения. Пора опять начать собирание. Нужно очень утвердить смысл земного бытия. Нужно упростить его. Нужно поверх всех забот помнить, что путь долог и следует запастись терпением и мыслью о всём полезном в пути. Но следует такую необходимость уметь сделать для себя радостной. Без этого качества сердце будет всё-таки смущаться и тем обессиливать. Также следует познать, что мужество неразрывно с радостью. Ведь даже самый трудный подвиг не может быть унылым. Раб может работать в унынии, но огненный дух преображает всё пресветлою радостью. И тепло источается от радости. Но напомните, как радость, тепло и огонь живут в сердце. Не скупитесь напоминать о таких жильцах сердца. Люди всё-таки о сердце вспоминают, и каждый любит тепло, называя его задушевностью. Потому умейте сказать всем в самой доходчивой установленности о самом радостном. Так постучитесь в огненную дверь души человеческой.
Поучительно наблюдать, как тёмные пытаются наброситься на всё, лишь бы нанести вред, но в ярости они открывают свои слабые стороны. Зло плохой советник.
Вы помните замечательный случай мальчика с завязанными глазами, проделывавшего удивительные вещи. Но разгадка проста — он был слепым от рождения. Люди не ценили его способности, когда узнавали о его слепоте. Точно его способности терялись от этого состояния. Можно часто видеть, как обращают внимание на самые несущественные обстоятельства, не замечая главного. Некоторые способности слепых заслуживают удивления и наблюдения. Такое состояние иногда называется огненным зрением.
Степан Викентьевич Стульгинскис принадлежит к первому, довоенному поколению рериховцев, которые первыми восприняли идеи Учения Живой Этики. Читателям его имя также известно по труду «Введение в Агни Йогу».