Урусвати знает, что в Тонком Мире явлено много помощи и милосердия. Даже там, где кипит месть и ненависть, Руководитель прилагает наибольшую меру помощи и увещевания. Конечно, свободная воля часто противится и предпочитает вновь подвергнуться тяжкому испытанию.
Не считайте противоречием, когда Говорю, что каждый воплощающийся получает луч озарения. Никто не обойдён милосердием, от каждого зависит, как воспользоваться этим благом. Даже в земном обиходе вы знаете, как отвергается самый полезный совет. Так же и в Тонком Мире Мы часто наблюдаем, как искажается озарение.
Вновь приходящие от Земли приносят много пережитков. Дурные влияния сильны не только на Земле. При этом неизжитые страсти могут быть менее вредны, нежели предрассудки. Страсти могут способствовать движению, но невежественные предрассудки являются рассадниками разложения. Не следует из этого выводить, что Мы одобряем страсти, Мы лишь указываем, что в движении может заключаться зачаток преуспеяния, а невежество уже безнадёжно. Под невежеством подразумеваю сознательное противление знанию, и такое существует как на Земле, так и в Тонком Мире. Там имеются и такие уроды, которые утверждают, что знание есть причина человеческих бедствий.
Хочу, чтобы сотрудники представили себе разные слои Тонкого Мира. Нет хуже представить себе Тонкий Мир как нечто украшенное благоденствием! Вот Земля стонет от убийств, насилий и лжи. Следствия заблуждений наполняют и Тонкий Мир. Мы не удивляемся, когда люди не принимают лучший совет, значит, почва не готова.
Также скажите друзьям, чтобы они не утверждали в земной жизни, кем они желают быть в будущем воплощении. Дело в том, что Тонкий Мир предоставляет такие возможности, что земные ограничения и меры могут лишь умалять их. Земная жизнь пусть будет выражением лучших накоплений. Нередко люди начинают думать о своём будущем воплощении, но полезнее отложить это решение до Тонкого Мира. Может случиться, что на Землю не придётся возвращаться или придётся поработать долгий срок в Тонком Мире, исполняя особое поручение. Такое поручение сближает с работою Братства.
Вы помните о враче У., который пробыл в Тонком Мире чрезвычайно долгий срок и оказал большую помощь человечеству. Но такое поручение выяснилось для Него в Тонком Мире. Такое поручение не имеет ничего общего с лентяями, желающими избежать новых испытаний, только неизбежный срок возвращает их на Землю.
Нужно понять, что сроки существуют для всех, но одни приветствуют их, но другие проклинают. Многие желают вернуться и до срока, но иные стараются избежать, хотя бы на краткое время, и даже изобретают новую работу. Можно назвать множество разных случаев, но сейчас следует отметить те поручения, которые сближают с Братством. При такой работе можно преуспеть и без воплощения.
Мыслитель поучал: «Мы можем быть полезными во всех состояниях, такая готовность есть уже победа».
Урусвати знает многие сроки. Людям может быть удивительно, что за десять лет указаны события в Китае и Испании, и во многих других странах указаны эволюции и инволюции. Нужно вспомнить, как иногда указы даны в символах, — так, чтобы указать на огрубение Германии, дана картина из Тридцатилетней войны.
Могут спросить — почему некоторые предвидения посылаются в определённой форме, тогда как другие лишь в символах? Причин тому много. Могут быть кармические условия или вторжения свободной воли. Можно удержать народ от грубости, но неправильно понятая свободная воля может лишь усугубить сумрачное сознание.
Также могут спросить — как можно увидеть заблаговременно земные события? точно бы они уже произошли в Тонком Мире? Не лишено основания такое предположение. Поистине, много складывается в Беспредельности, но из этого не следует судить, что деяния земные лишь тени уже бывшего в Тонком Мире. Нельзя найти земных слов, чтобы выразить координацию событий на разных планах. Много волн пространственных делают общими дела космические.
Врач по зачатку болезни может судить о её развитии, но прежде рокового конца могут быть применены различные средства. Так и в событиях, размеры их могут завесить от многих воздействий. Наше воздействие будет всегда направлено к пользе, но эти следствия нужно уметь рассмотреть. При известной наблюдательности можно убедиться, что многие события укладываются как-то нежданно. Не следует ли предположить, что имеется Рука Направляющая?
Мыслитель часто стремился приучить учеников к возможности неожиданных решений, не зависящих от человеческих рассуждений.
Урусвати знает, что в основе Космоса заложено начало спирали. Утверждается это не только физикой, но и эволюцией. Следует привести простой пример винта, чтобы понять движение эволюции. Чем больше нарезов на винте, тем он лучше служит своей цели. Так же и в эволюции полезно, чтобы эта спираль имела многие обороты.
Люди обычно удивляются, что сознание человека почти касается уже пройденных успехов и поражений. Могут спросить — к чему возвращаться, если можно двигаться только вперёд? Но это возвращение будет мнимым. Эволюция не возвращается, но лишь проходит над бывшими этапами. Люди жалуются, что они снова впадают в дикость, но эта дикость уже не может быть прежней дикостью. Много новых факторов вошло в жизнь. Нельзя рассматривать жизнь однообразно, она даёт полный синтез, и лишь в таком многообразии можно убедиться, что оборот спирали совершился.
Можно представить, что мы прошли над нашими прежними обиталищами, но идём уже по верхнему обороту. Можно представить символ башни с винтовой лестницей, так идут люди к Беспредельности. Но следует постоянно напоминать о начале спиральном, иначе вы не преуспеете отвечать на многие запросы.
Почему человечество за миллионы лет не преуспело? Но понять нужно, что эволюция совершается, но круг её оборота очень велик.
Правильно, что люди погружаются в грубость и ложь, но вместе с тем они овладевают новыми областями знания. Не легко сгармонизировать такие размахи, потому будем любить человечество.
Мыслитель учил: «Полюбите не человека, но человечество».
Урусвати знает причины особой системы наших собеседований. Несведущие скажут, что никакой системы и не существует, но имеется груда афоризмов; многое заносится в связи с текущими событиями; многое беспричинно повторяется. Так могут говорить люди, исходя из себя, но они не думают о необходимости ритма, который способствует расширению сознания. Невозможно разделить беседы по формальному заданию.
Можно писать книгу о радости, но Мы предпочитаем дать проблески радости в связи с суждением о гибельных опасностях. Каждое рассуждение даётся в известном ритме. Вы знаете, что многие тончайшие шёлковые одеяния теплее, нежели одна меховая одежда. Повторность и наслоение дадут огромное накопление психической энергии, но наслоения должны быть в определённом ритме.
Не будет полезно заставлять работать лишь одну группу нервных центров. Изучение основ жизни многообразно, и шлифовка таких граней не может быть однообразной. Нужно понять, сколько сторон жизни пройдёт перед человеком в течение одного дня! Различны будут наслоения ритма и рефлексов, и самый обычный обыватель делается содеятелем многих событий. Он может не замечать таких нагнетений, но они существуют, потому, говоря об основах жизни, надо подойти к ним во всём их многообразии.
Не может быть одной радости, но будет несчётное множество радостей, и каждая из них затронет особое сочетание нервных центров. Пусть мыслят больше о ритме и многообразии.
Мыслитель утверждал, что каждое доброе деяние будет ритмично.
Урусвати знает о намагничивании предметов. Вы убеждались, как психическая энергия намагничивает воду. Минеральные воды, вроде железистых и литиевых, очень восприимчивы к магнетизму. Это не магия, но научное действие. Можно также увидеть, как вода постепенно размагничивается, когда утрачивается воздействие энергии. То же происходит и со всеми предметами. Важно, чтобы оставалось воздействие самого магнетизёра.
Действительно, магнетизм может жить на предметах целые века, если лицо, наслаивавшее его, не прервёт своего воздействия. Таким образом, магнетизм будет не в самом предмете, но в личности. Так размагничивание может происходить известным способом, это обстоятельство нужно иметь в виду.
Бывали случаи, когда намагниченные предметы попадали в руки людей дурных, которые могли злоупотребить благотворною энергиею. В таком случае необходимо пресечь магнетизм предметов. Пусть энергия остаётся лишь там, где сохраняется доброе общение. Этот закон очень важен, ибо на рынке можно встретить почитавшиеся предметы, которые сделались источником своекорыстия.
Особенно нужно помнить, что минералы легко принимают воздействие психической энергии. На них меньше микроорганизмов, и энергия меньше подвергается изменению. Хуже дело обстоит с текстильными и кожаными предметами. Микроорганизмы легко усваивают энергию, и получается особая сложная субстанция. Потому Мы говорим, что такие предметы лучше предавать огню.
Давно сказано, что самый мощный талисман бессилен в злых руках. Проклятие может действовать многие века, но добрый талисман не будет действительным в злых руках. Особое заклятие может очень усиливать предметы, если они находились долго в помещении, где заклятие происходило.
Но сейчас хочу указать на другое свойство. Дело не столько в самом предмете, но в энергии, которая может быть возобновлена или же пресечена. Пусть не думают грабители, что можно украсть живую энергию. Грабитель останется у пустой ямы. Так магия обращается в научное действие. Пусть слышит, кто имеет уши.
О воздействии мысли на предметы мы уже говорили. Поистине, легче намагничивать, нежели размагничивать, но сосредоточие воли может снять магнетизм, когда это исходит от первоначального магнетизёра. У нас утверждают, что предметы размагниченные действуют даже обратно. С них снимается живая энергия, и они остаются обнажёнными и подверженными хаосу. Нет такой легенды, которая не имела бы в основании научную истину. Говорили, что мысль есть одеяние предмета. В этом речении сказано о наслоениях мысли и об излучениях энергии.
Мыслитель советовал очень хранить предметы, данные с добрыми пожеланиями.
Он говорил: «Мы не суеверы, но учёные и потому знаем, что рука, державшая дар у сердца, даёт частицу своей души».
Урусвати знает, как нередки бывают встречи со служителями тьмы. Нужно знать их разнообразие. Могут быть облики безобразные, которые сразу распознаются, но бывают и такие, которые окружены сиянием. Только расширенное сознание может восчувствовать сущность их личин.
Могут спросить — случается ли Нам встречать таких противников? Часто и даже постоянно приходится не только сражаться с ними, но и беседовать. Они не упускают случая, чтобы при странствиях Наших приблизиться и пытаться использовать энергию. При этом нужно отдать справедливость, что тёмные не жалеют сил и готовы на самопожертвование. Они переносят боль, которая возникает при соприкосновении с энергией и токами им чуждыми. Можно пожалеть, что так называемые служители блага далеко не выказывают такую же преданность.
Можно сказать: не те опасны, которые бешено отвергают истину, не опасны, которые безобразно провозглашают истину, но опасны безучастные, мертвяки, которые не трогаются словом истины. Поносящие и лжевозглашающие не ведают, что они пробуждают внимание. На таких тёмных можно лишь улыбаться. Нечто понуждает их устремлять всю энергию и кричать об истине громко. Когда приверженцы блага шепчут неслышно, тогда глашатаи противников надрываются, чтобы сказать о несуществующей истине. Посудите сами, что приносит больше пользы, — робкое ли шептание или рупор поношений?
Обернёмся к прошлому и увидим, что самые яркие движения породились вследствие ярости поносителей. Если истина не существует, то не к чему надрываться, но если истина жива, то и поношения окажутся провозвестием — так не однажды Мы говорили противникам. Но есть закон, который обращает их потуги в прославление истины. Также и лжевестники творят пользу, ибо стараются сказать толпам об истине. Так пусть возвещают и не ведают, что сами творят. Пусть отпадёт шелуха, но движение вод останется.
Мыслитель, после посещения некоего незнакомца, сказал: «Он нехороший человек, но много говорил об истине. Да будет благословенна истина!»
Урусвати знает, насколько Мы печалуемся о каждом искажении истины. Мы говорим, что лжеглашатаи менее опасны, нежели бесчувственные мертвяки, но это сопоставление очень относительно. Мы не хотим оправдывать лжеглашатаев — это нужно усвоить. Ибо иначе люди умеют сделать ложные выводы.
Каждый знает, что лжеглашатаи работают ради своей выгоды, и такое обстоятельство не имеет ничего общего с Учением о Новой Жизни. Можно спросить лжеглашатаев — много ли они накопили серебра? Каждый из них промолчит. Он отлично понимает, что Учение для него дойная корова. Но люди не могут понять, как один день можно говорить, что лжеглашатаи не опасны, но на другой — порицать их.
Менее всего поняты относительность и противоположение. Но отношения земные так сложны, что неумытый человек кажется чистым сравнительно с трубочистом. Не устанем твердить, что Армагеддон сказывается и во множестве нахлынувших лжеглашатаев. Они появляются во всех странах. Они могут утверждать то, что толпа хочет. Не будем уточнять такие жизненные гримасы, но поистине они могут печалить.
Извращение истины может быть сознательное или бессознательное. Люди будут уверять, что они извращают бессознательно, но по большей части именно они действуют сознательно. Различие в том, что сознательность будет разных степеней. Часто можно видеть, что изобретаются самые невероятные нагромождения, лишь бы получить малую выгоду для себя, чтобы потешить самолюбие или приобрести пригоршню серебра. При этом забывают несоизмеримость жалкого бакшиша с величием потрясаемой истины.
Невозможно познать извивы человеческого мышления, которое может бросать на весы понятия несоизмеримые, но люди будут оправдываться тем, что они не знают истины и потому извращать её не могут.
Следует сказать им — если вы не знаете истины, то всё-таки можете стремиться к ней и в таком устремлении полюбить первичные признаки её. Главное — полюбить, и тогда не сделаетесь предателями.
Мыслитель воскликнул, увидя однажды облако пыли на пути: «Кто идёт — добрый вестник или убийца? Но сердце знает, что не убийца приближается».
Урусвати любит общение с Нами. Его нельзя приказать, его нельзя вызвать рассудком, только мощь любви может ввести его в жизнь.
Отметьте, что скажу. Нередко собираются люди, чтобы совместно сосредоточить мысль, и такое упражнение хорошо. Также сходятся люди и посылают мысли во спасение мира, и такое стремление похвально. Также посылают люди мысли о чьём-то исцелении, и такие посылки одобряются. Теперь много собраний, где люди пытаются послать мысли с добрыми целями. Но общение с Нами упускается из виду. Между тем оно поможет и в других добрых намерениях.
Мы не осуждаем группу людей, которая по-своему старается объединить и усилить своё мышление. Они по-своему поступают достойно. Но насколько они могли бы усилить свои посылки, если каждый из них полюбил бы общение с Нами! Каждый может уделить хотя бы малое время на мысленное единение с Нами, но только любовь может служить таким мостом.
Не нужно механически напрягаться. Не нужно высчитываний и повторений сотен имён. Нужно лишь полюбить такое мгновенное обращение и почувствовать, какие прекрасные крылья вырастают! У Нас ценят каждый такой мост любви. Он строится на любви к труду. Так общение с Нами будет основано на любви к труду. Конечно, каждую гармонию можно разбить, и такие трещины трудно залечиваются.
Мыслитель сказал, увидя разбитую драгоценную амфору: «Велико могущество человека, он может разбить самый прекрасный сосуд».
Урусвати знает, как щедро наделены люди мощными веществами. Химическая лаборатория человека феноменальна. Поистине можно сказать — нигде не может быть сосредоточено столько сил, как в организме человеческом. Не случайно существовала теория, что человек может от всех болезней лечиться своими выделениями. Также не забудем, что человеческий химизм является тончайшим, ибо находится под воздействием психической энергии, которая, в свою очередь, постоянно может обновляться в связи с пространственными токами.
Силён яд человеческий, и целебна психическая энергия. Так, когда говорю о необходимости психических соотношений, советую не только как Учитель-гуманист, но как врач. Например, советую держать селезёнку в чистоте и тогда же указываю всеми силами сохранять торжественное настроение. Казалось бы, что общего между селезёнкой и торжественным настроением? Но селезёнка — орган гармонии, и так нужно его очищать посредством возвышенных настроений. Люди полагают, что психические воздействия нужны лишь для нервной системы. Вовсе нет, такие воздействия нужны и для многих органов. Пример селезёнки будет весьма показателен. Называю именно её, ибо этот орган в обиходе упоминается реже других, и также потому, что он, может быть, нуждается в особом внимании.
У Нас весьма огорчаются, когда видят, что гармония нарушается. Представьте себе, что происходит воздействие на определённое число людей, но затем один или несколько участников выпадают. Можно представить себе, какие пертурбации произойдут в токах и сколько опасностей может возникнуть! Случается, что больной вместо своей дозы лекарства выпьет порцию, приготовленную на многих, ужасны могут быть последствия. Так можно приводить много врачебных примеров. Они напоминают о том, что неразрывны психические и химические воздействия.
Мыслитель говорил: «Не могу снести груза целой толпы».
Урусвати знает, что человек познаётся в бедствии, — таков земной обычай. Мы не называем его законом, ибо закон должен быть для каждого потрясения. Казалось бы, восторг и счастье должны потрясать человека сильнее, но даже призрачное благополучие одеревеняет людей. Уродливо положение, если человек лишь при несчастье будет достигать утончения чувств.
Многими поколениями люди привыкли почитать бедствия — боги насылают несчастья. Человек не забудет молить о помощи, но очень редко поблагодарит за счастье. Об этом трюизме не стоит говорить, но со стороны научного опыта следует записать.
Отображение чувств бедственных будет самым смятённым. Можно наблюдать, какие зигзаги будут мелькать на экране, тогда как изображение восторга даст прекрасный круг. Можно убедиться, что смятение не только порождает яд, но оно приводит органы как бы в оцепенение. Вся лаборатория организма приходит в расстройство. Такое оцепенение называем смертью психической энергии.
Нередко человек потрясённый падает в обморок. Не следует смешивать обморок с летаргией. Обморок есть оцепенение, но летаргия полна работы сознания. Человек редко впадает в летаргию от внешнего потрясения. Причина летаргии несравнимо тоньше. Человек нередко излечивается во время летаргии от зачатков опасных заболеваний. Вообще нельзя считать летаргию болезнью. Она представляет собою исключительное явление.
Можно пожалеть, что во время летаргии производится самое однобокое наблюдение. Дело не в том, как питать спящего, но надо изучать ритм пульса и рефлексы мозга. Не следует насильственно пробуждать спящего, ибо он познаёт иные миры. Он может рассказать многое, если он будет спрошен внимательно.
Фольклоры хранят повествования о спящих царевнах и богатырях, оставленных без движения. Народ мудро подметил, как происходит такое особенное состояние, которое сменяется усугублённою деятельностью и геройством. Поистине, в будущем медицина сможет создавать периоды такого обновления сил. Можно назвать из глубокой древности, что такие опыты производились.
Вы знаете, что у Нас во время дальних полётов происходит подобное явление. Но нужно приложить всю заботу, чтобы не пропустить признаки пробуждения. В обычных условиях трудно досмотреть и можно пропустить самые поучительные признаки, затем человек всё забывает и даже под давлением неумелых вопросов начинает уверять, что он ничего не помнит, — об этом мы уже говорили.
Но нельзя сказать, что в Нашей Обители такие опыты часты. Кроме времени, когда требуется общее напряжение, Мы не можем упустить никакого явления, и каждая воля напряжена.
Когда-то люди будут удивляться, что они утончались посредством бедствий, упуская многие возможности возвышения сознания. Так нужно представить себе, насколько Мы являем людям самые разнообразные возможности.
Мыслитель говорил: «Неужели человек произошёл от камня, если для искры требуется удар чем-то твёрдым или острым?»
Урусвати знает, что организм человеческий при естественных условиях может отлично бороться с болезнями. Значит, нужно понять, какой должен быть организм и какие условия. Человек должен по возможности меньше нести на себе физической наследственности. Для этого государство должно принимать меры, и теперь об этом уже начинают думать. Но меньше думают об естественных условиях жизни. Они сводятся к примитивным санитарным мерам, но самая главная основа жизни упускается.
Невозможно создать здоровье без внимания к психической стороне. Например, люди едут в санаторий, чтобы поправить здоровье, они попадают в случайное общество больных. Невозможно представить себе, чтобы такое окружение могло оздоровить психическую сторону организма. Наоборот, сборище больных, внимание которых сосредоточено на болезни, может лишь усиливать мнительность и даже воздействовать на ухудшение.
Нужно вспомнить из древности, что больные уходили в одиночество и общались лишь с природой. При этом люди уходили не только в случае заразных болезней, но и когда организм требовал обновления.
Не случайно некоторые люди строят переносные дома или предпочитают жить в шатрах. Конечно, собрание многих шатров даст условия города. Но люди начинают мечтать об одиночестве, в этом сказывается инстинкт самосохранения и оздоровления. У Нас посылаются мысли об оздоровлении, но о понятом правильно. Особенно теперь нужно думать о здоровье. Люди знают, что разрушение нервной системы дошло до крайности. Люди понимают, что невозможно двигаться по пути гниения. Но лишь немногие умеют помыслить о значении здоровья в полном смысле.
Не психология с холодными рассуждениями, но требуется озарённое стремление к оздоровлению. Известны случаи, когда горожане нанимались в работники, лишь бы выйти из рутины города. Решение похвальное, если удаётся избежать рабочего многолюдия.
Напомним о разных исканиях, когда люди чуяли, что надо изменить нездоровые условия. Устремление в природу нужно связать с психическим горением, иначе искатель заплачет от первого дождя. Настанет время, когда врачи поймут, что организм может бороться сам против болезней.
Мыслитель говорил: «Даже пёс не терпит, чтобы его беспокоили во время болезни, неужели человек хуже пса?»
Урусвати знает, что гармония жизни утончает чувства человека. Так нужно лишь установить гармонию, и при ней всё утончится и возвысится. Не малое условие гармония! Люди будут искать её во внешних проявлениях, но упустят сущность вещей. Дикарь живёт в лучшем окружении природы, но он далёк от гармонии. Горожанин подавлен житейскою суетою и не может думать о гармонии. Даже чуткий философ задавлен заботою о заработке. Так самое основное положение является забытым.
Люди не понимают, что путь к гармонии заключается в искусстве мышления. Много размышлений нужно, чтобы почуять благо гармонии. Именно лишь искусство мышления может утончить чувства. Но как обрести такое искусство? Можно убеждаться, что иногда неграмотный человек обладает им, тогда как очень начитанный не может даже представить себе, в чём заключается такое искусство.
Как рассказать человеку об искусстве мышления? Многие примут такой совет как неудачный афоризм. Как сказать им, что Наше миросозерцание основано на мышлении о Беспредельности? При таком задании земные меры покажутся неважными и легко управить ими. Нужно не страшиться понятия гармонии, оно применимо ко всем формам жизни. Каждый человек может вызвать в себе ощущение гармонии. Можно называть это состояние разными именами, но человек должен понять, что ему суждено рано или поздно продвинуться к ощущению гармонии, основанному на искусстве мышления.
Мыслитель наставлял, чтобы ученики его чувствовали себя художниками, — они могут творить новые виды гармонии.
Урусвати знает, как упорно борются силы хаоса. Противостояние им должно быть сознательным. Только этим качеством можно победить стихии, которыми пользуются злые силы. Так можно различать два течения: одно будет пространственно хаотичным, а другое будет хаотическим воздействием на слабую волю людей. Даже неплохие люди могут становиться жертвами натиска хаоса.
Среди событий можно замечать такие, которые невозможно объяснить ничем, кроме как натиском хаоса. Слышали вы о девушке, которая может исцелять силою психической энергии. Против неё ведётся натиск злых сил. Даже не совсем плохие врачи восстают, чтобы воспрепятствовать полезному подвигу. Таких примеров много в разных областях. При этом бросается в глаза, что восстают и люди, которые не несут никакого ущерба.
Можно удивляться, что, казалось бы, просвещённые люди не стыдятся запятнать себя, препятствуя самому полезному действию. Почему становятся они одичалыми и произносят позорные речи? Может быть, они одержимы? И это случается нередко. Но, кроме того, может быть одурманивание волнами хаоса, и такое обстоятельство заслуживает научного наблюдения. Получается как бы временное затемнение чувств, и люди могут примкнуть к самым позорным проявлениям, не замечая своих поступков. Со временем они стыдятся сами, но дело уже совершилось и карма сложилась.
Спросят — справедливо ли, что люди ответственны за одурманивание хаосом? Но они могли противостать ему, если их свободная воля на дозоре. Нельзя не винить людей, которые сами себя ослепляют и оправдывают свою небрежность. Так мы должны различать сознательных служителей тьмы от несознательных одурманенных шатунов. Они также служат тьме и подчас даже вреднее самой тьмы. Нужно с научной стороны пояснить токи хаоса. Пусть об этом слышат самые различные люди, ибо такие служения тьме происходят в разных сферах, как плотных, так и тонких.
Урусвати знает, что Мы очень наблюдаем жизнь животных. У Нас имеются собаки, козы, яки, кони и некоторые мелкие животные и птицы. Мы не только изучаем их психическую энергию, но и применяем их в опытах врачебных. Конечно, не допускаем вивисекцию или мучительство, но главная задача в их психической энергии. Мы не обучаем их насильственно, но проникаем в мир их мышления. Только при таком приближении можно ожидать доверия.
Нужно сказать, что наблюдения за мышлением и языком животных могут дать самые неожиданные выводы. Язык животных не заключается лишь в звуках, он особенно выражен в жестах и взглядах. Такие приёмы слегка напоминают общение в Тонком Мире.
Люди полагают, что с животными следует говорить. Такое общение не всегда ведёт к лучшему следствию. Животные ещё лучше понимают мысль. Они не нуждаются в словах, чтобы безошибочно понять настроение хозяина. Конь и собака отлично понимают, когда их хозяин весел, или опечален, или встревожен. Они пугаются, когда чуют страх хозяина. Они начинают озираться, когда мысль хозяина беспокойна. Они понимают положение гораздо больше, нежели люди представляют себе. Но нужно прежде всего вызвать к себе доверие, и такое основное чувство не даётся легко. Но опыт над животными помогает во всех психических возможностях.
Можно посоветовать психиатрам производить наблюдения над животными, они дадут много разгадок. С самых древних времён были иногда указания на особое значение животных в жизни человека. Было известно, что животные способствуют психической энергии, но они же привлекают и сущностей из Тонкого Мира. Такая психическая энергия может быть благою, но и очень опасной. Во всяком случае, нужно действовать разумно. Так, не следует допускать животных в непосредственную близость. Так во всём нужна целесообразность. Но наблюдения над животными полезны.
Мыслитель постоянно обращал внимание на мышление животных. Такой совет встречал насмешки, — ибо животные были лишены разума. Так Мыслитель стремился предупредить людей о психической энергии, разлитой во всём мире.
Урусвати знает тяготу ноши мира. Можно припомнить, как страдала Наша Сестра, жившая в Сиене. Следует обратить внимание на связь её болей со многими событиями Франции и Испании. У неё появились невыносимые боли в области солнечного сплетения. Она предвидела по этим болям приближение событий. При этом часто дальние события отражались сильнее ближайших. Так можно искать особую связь с прошлыми жизнями.
Явления сильных потрясений не могли быть прекращены, ибо она не успевала дать сведений врачу. Немалыми мерами сильных лекарств врачи пытались прекратить боли, но по обычаю они не понимали истинной причины. И теперь люди не понимают тонких воздействий. Такая смута понимания лишь мешает науке.
И во времена Сестры Сиенской не допускалось признание телепатии. Сейчас много говорят о телепатии, но каждый признак её подвергается сомнению. Можно удивляться, что даже в особых научных обществах сомневаются и тем препятствуют развитию явлений.
Вы слышали о приезде посланного врача для исследования тонких проявлений. Но невозможно ожидать последствий, ибо все окружающие обстоятельства не способствуют удаче исследования. Мы хотим помочь таким исследователям, но нужно найти хотя бы точку соприкасания. Именно это труднее всего.
Урусвати может поведать исследователю много убедительных подробностей, но нужно, чтобы они были выслушаны и сопоставлены с некоторыми наблюдениями, завещанными Нашими Сёстрами и Братьями, бывшими в мире. Тем можно проследить эволюцию прикасания к тончайшим энергиям.
Мыслитель сам часто чувствовал особые боли и связывал их с лучами планет.
Урусвати знает, какое множество тончайших чувств и воздействий наполняет жизнь человека. Неуравновешенность, этот ужасный бич, препятствует познанию этих прекрасных даров. После миллионов лет человечество даже не понимает, как приступить к достижению гармонии.
Что же видим среди века, гордого своими открытиями? Люди или вообще отрицают всё за пределами земными, или впадают в пагубную неуравновешенность. Такие люди забывают свой непосредственный долг Земле и начинают блуждать в тумане отвлечённости. Когда же найдётся человек, приобщённый к гармонии, его начинают особенно ненавидеть.
Не будем приписывать эту злобу только силам тьмы, но те, которых называют почтенными гражданами, умеют ненавидеть гармоничное. Они не терпят, когда видят соединение начал земных и надземных. Тьма имеет верных сотрудников в неуравновешенных людях. Если вы видите преследование полезного начинания, всмотритесь в лики этих преследователей — и станет ясно, что такие гонители изгнали из себя все явления гармонии.
Изучайте такие характеры, они будут наглядным обучением о несовершенстве мышления. Следует исследовать различные типы двуногих. Без наблюдения вы не сможете противостать их уловкам. Во время изучения вы поймёте, где можно увещевать, а где уже требуется смена оболочки. Да, да, да, и сама гармония нередко понимается как отвлечённость.
Происходит то же недоразумение, как и с пониманием Нирваны. Там, где требуется высшая напряжённость, там люди хотят понимать бездействие. Равновесие предполагает напряжение обоюдное, ибо чаши весов несут одинаковую нагруженность. Обе чаши, и земная и надземная, не остаются пустыми. По неведению человек хочет ограничиться одною чашею, и хромает человечество. Но недолго проскачет на одной ноге, и костыль и протез нельзя взять с собою в Тонкий Мир. Говорю шутливо, ибо иногда шутка лучше запоминается.
Мыслитель говорил однобоким собеседникам: «К чему лишаете себя одной ноги? — так трудно будет дойти домой».
Урусвати знает, что человечество могло бы в один день написать феноменальную книгу. Пусть каждый запишет нечто необычное, встреченное в его жизни. Каждый имел достоверное сведение о надземном проявлении. Многие могут дать несколько показательных сообщений. Но даже отрицающие не являют дерзости утверждать, что с ними никогда ничего не происходило, чему бы они не могли дать земного толкования.
Но главное условие будет, чтобы люди не имели ложного стыда сказать о своих ощущениях. Урусвати отлично знает, какими насмешками были встречены её детские ощущения, но это неизбежно.
Пусть хотя бы некоторые читают Мои слова в своей среде и собирают сведения из окружающей жизни.
Не следует удивляться о девочке, внезапно заговорившей на двенадцати языках. Можно найти и многие другие феномены, и они будут иметь научное основание.
Когда ваши друзья приступят к записям феноменов, просите их делать это возможно проще. Пусть не увлекаются замысловатым изложением. Пусть не прибавляют своих предположений, но пусть соберут всю честность, чтобы отметить достоверность ощущений. Нужно не сосредотачиваться на малых световых явлениях, ибо такие подробности уже принадлежат обиходу. Также нужно, кроме своих ощущений, собирать и сведения из печати. Не следует их смешивать со своими наблюдениями, за которые можно ручаться.
Много книг уже издано о феноменах, но Мы сейчас не собираемся убеждать невежд. Сейчас Мы обращаем внимание на возрастающее явление феноменов. Тоже надо наблюдать, что, к сожалению, именно теперь проявляются яростные отрицания; силы тьмы как бы обеспокоены, что тонкие энергии приближаются к земному плану. Нужно понять такую стадию битвы, когда хаос силится преградить доступ явлению эволюции. Но новый мир грядёт, и ничто не может пресечь продвижения сознания.
Мыслитель указывал на неугасимый огонь сердца. Он мог уже понимать путь человеческий.
Урусвати знает, как огорчительно не дать людям всё для них приготовленное. Нужно признать, сколько новых открытий стоят на пороге, но ради человеколюбия не могут быть показаны.
Уже найден сильнейший яд, который в определённом употреблении целителен. Но разве люди предпочтут целебное качество? Они прежде всего пожелают использовать разрушительные свойства. Яды часто оказывают целебное качество, но невозможно послать разрушительные вещества в руки неистовые. То же самое нужно сказать о всех областях. Явление достижения может быть допущено лишь целесообразно.
Спросят — неужели целесообразны события, происходящие по ненависти? Нужно запомнить, что даже худое может быть относительным добром. Никто не представляет себе предела возможных бед. Среди них остаётся выбрать наименьшее, как говорили римляне, — лёгкою рукою.
Изучая историю психических явлений, можно наблюдать как бы подъёмы и падения силы проявлений. Можно бы ожидать постоянное нарастание, но существуют условия, которые действуют на проявления. Например, при войнах можно ожидать развития психических явлений. По количеству это так, но по качеству явления будут несколько ниже.
То же можно сказать о большинстве массовых проявлений. Несомненно, толпа увеличивает психические силы, но редко экстаз толпы может быть истинно высоким. Лишь в исключительных случаях можно наблюдать толпу в высшем экстазе. Но во время тихих строительных периодов уявляются очень яркие манифестации, точно бы ничто не мешает энергии тончайшей приближаться к плотному миру. Кроме того, и состояние посредников спокойно способствует удаче явлений. Так можно наблюдать целые эпохи эволюции и инволюции.
Люди ещё не привыкли разбираться в таких сменах, ибо изучение психических явлений ещё не признаётся большинством людей. Нужно также помнить, что и Мы можем весьма различно помогать таким явлениям. Среди особых мировых событий Наша энергия должна устремляться туда, где грозят космические опасности.
Мыслитель указывал на сияние солнца и добавлял: «Какие опасности могут быть скрыты в этом сиянии!»
Урусвати знает, как различно действуют на живых очевидные проявления Тонкого Мира. Обычно такие явления вызывают потрясения и даже ужас. Казалось бы, люди всегда окружены жителями Тонкого Мира, неужели зримость может так сильно влиять? Конечно, нет. Нужно искать причину в другом. До известной степени и зримость может потрясти. Но не будем забывать, что люди и без зримости часто испытывают потрясения, но не сосредотачиваются на них, и зримость будет лишь поводом к обращению внимания на феномен.
Нельзя представить себе, что, когда человек говорит о страхе перед призраками, он отдавал бы себе отчёт, что он постоянно окружён жителями Тонкого Мира. Люди не могут избежать такого соприкасания, но у Нас существует обычай оберегать людей от непосильных ощущений.
Люди боятся мёртвых, ибо они не верят в вечную жизнь. Утвердите эту истину — и мир преобразится. Невозможно говорить о разных сублимациях прежде, нежели будет понята непрерывность жизни. Утверждаю, что люди сейчас далеки от понимания построения трёх миров. Не пытайтесь усложнить схему междумировыми делениями, получится лишь новое смущение умов. Припомним, что и в древние времена лишь немногие спокойно воспринимали незримые миры, остальные боялись этих областей не меньше, чем теперь.
Мыслитель пытался посвятить учеников в это естественное общение, но только немногие смели взглянуть на истину.
Урусвати знает, как упорно Мы настаиваем на гармоничном единении. Мы часто говорим о единении, но теперь вносим ближайшее определение этому качеству. Только гармоничное единение производит усиленное воздействие. Конечно, каждое единение уже умножает энергию. Даже единение во зле может быть весьма значительным, но оно не будет гармоничным, ибо зло в основе своей уже дисгармонично, и такое единение не длительно, и смутны следствия его. Но гармония есть добро, и только она может дать следствия знаменательные. Так, когда Мы говорим о гармонии, тем самым Мы утверждаем добро.
Каждое качество имеет многие свойства, и невозможно преподать их сразу, они не будут восприняты. Так и единение Мы указывали первоначально в общем значении, но наступает необходимость указать истинные условия, при которых единение действительно.
Может быть, существуют какие-то заклинания и телесные упражнения, чтобы укрепить гармонию? Конечно, много таких вспомогательных средств, но они в конце концов подобны гашишу, вызывая мнимую гармонию. Такие достижения не полезны и тем не пригодны для Тонкого Мира. Между тем мы стремимся усовершенствоваться именно для будущего состояния. Так можно советовать прибегать к самому естественному усовершенствованию, — в этом и будет весть — новая.
Люди или вообще отрицают, или погружаются в искусственные механические способы, но менее всего заботятся о естественном усовершенствовании сознания. Но такое усовершенствование будет истинным сокровищем для восхождения в Тонком Мире. Там жители не смогут прибегнуть к искусственному явлению и должны приобщиться к основному закону Природы.
Мы усиленно предлагаем, чтобы люди употребляли все меры к усовершенствованию посредством труда и мышления. Такие превосходные накопления не испаряются в высшем мире, напротив, они будут проводом к дальнейшему познанию. Так закладываем основу гармонии.
Мыслитель указывал, что «не видимость, но мыслительная мощь открывает священные Врата».
Урусвати знает, что каждый совет Наш имеет научное основание. Когда Мы настаиваем на полезности нравственной жизни, Мы прежде всего оберегаем основные законы Вселенной. Мы говорим — имейте чистые мысли, и тем самым Мы заботимся о гармонии.
Подумайте, какое огромное значение имеет чистая мысль. Вы знаете, что такая мысль очищает ауру и даёт свет лучезарный. Но не забудем, что чистота мысли есть лучшая защита от тёмных сущностей. Они присасываются к каждой тёмной мысли. Уже вижу, как некие учёные возмутятся, ибо в их словаре не имеются тёмные сущности. Тогда скажем по их сознанию — каждая мысль есть своего рода магнит, она привлекает к себе подобное.
Пространство насыщено мыслями, каждая привлекает к себе сходные по качеству. Такие клубни существуют и растут в пространстве среди космических вращений.
Человек не имеет права порождать хаос и производить ущерб проявленному. Подумайте, что каждая чистая мысль есть зарождение добра и каждая тёмная есть колыбель зла.
Могут спросить — как человек распознает, когда он мыслит добро или зло? Слова человеческие могут быть лукавы, но среди мышления люди не обманываются. Они отлично понимают разницу между подвигом и преступлением. Облик деяния ещё не есть его сущность, но эту сущность деятель отлично ощущает в сердце. Так пусть человек не становится рассадником разрушительных сил. Каждый пусть помыслит, что он может творить добро. Пусть каждый мыслит научно, тогда он поймёт законы нравственности.
Мыслитель предупреждал: «Пока не приобретёте знания, до тех пор будете в безнравственности».
Урусвати знает многие причины перерывов, могущих происходить при передаче на расстояние. Главные будут необычайное напряжение токов и нежданные события, требующие немедленного воздействия. Но также немалая причина в том, когда нежеланные сущности прислушиваются и они не должны быть оповещены. Такие осведомления могут быть вредными, хотя бы как преждевременные.
Можно напомнить недавно прерванное сообщение. Мы послали мысль о печальном положении некоторой западной страны, но лишь было послано первое слово — пространство, как были обнаружены непрошеные слушатели, и сообщение было прервано. Но, чтобы дать сообщение о происходящем, Мы охарактеризовали его одним словом — хорея, сказанным ночью. Но на следующую ночь Мы продолжили сообщение, не называя страны, ибо Урусвати могла понять, к чему сказанное относилось.
Указываю на этот эпизод, чтобы напомнить, какая осторожность должна быть применяема при наполнении пространства. Даже в плотной жизни люди пытаются услышать мнение опытного лица, им важно подтверждение о степени важности события. Так же точно в Наших сообщениях — некие сущности пытаются прислушаться, чтобы принять соответствующие меры. Только невежественные люди думают, что Мы не должны подчиняться космическим законам. Наоборот, кто многоопытен, тот особенно соблюдает условия Природы. Печально было бы, если бы Мы вторглись в карму стран, народов или личностей.
Сколько вреда происходит от невнимательного отношения к окружающему! Вы уже знаете, как неблагоразумно выбирают отрывочные речения из Наших книг, происходит вред, и невозможно представить, куда проникнут такие ложные оповещения. У Нас прежде всего указывается забота о правильном оповещении.
Мыслитель заботился, чтобы ученики могли поручиться за каждое слово, ими сказанное.
Урусвати знает, что засыпающий не может осознать мгновения погружения в сон, больше того, он не может немедленно получить сновидение или принять участие в жизни Тонкого Мира. Получается как бы несказуемый переход в новое состояние, требующее приспособления. Так же бывает и со всеми касаниями к Тонкому Миру. Такие касания гораздо многочисленнее, нежели принято думать.
Люди жалуются на недостаточную связь с Тонким Миром, но каждый день среди бодрствования люди могут заметить мгновения особого состояния. Оно может сказываться ощущением какого-то отсутствия или ощущением невидимых присутствий. Лишь бы люди научились внимательности, и они увидят и почуют многие необъяснимые проявления. При этом не потребуется особой сосредоточенности, ибо ощущения тонкие наступают нежданно. Они требуют таких условий, которые невозможно установить. Вы знаете, что самые замечательные явления происходили в обстановке самой обычной.
Невозможно предугадать, какие земные обстоятельства могут способствовать тонким проявлениям. Нужно лишь внедрять в себе твёрдое сознание, что каждое мгновение может принести нечто надземное. Но при развитии такой сосредоточенности не следует покидать земные труды. Мы настаиваем на земном труде.
Мыслитель говорил: «Друг, разве ты не готов к внезапному приобщению к сфере сияющей?»
Урусвати знает, что просыпающийся должен пройти промежуточное состояние, в котором он принадлежит двум мирам. Некоторые не замечают такого состояния, но другие всё же удерживают искры тонких ощущений.
Когда древние предлагали человеку познать самого себя, они прежде всего заботились о развитии наблюдательности. Такой процесс не содержит ничего таинственного — человек должен стать внимательным к самому себе и к окружающему. Пусть люди помнят, что они ответственны за качество своих проявлений. Нужно удивляться, если состояние между сном и бодрствованием проходит неотмеченным. Люди читают об особых свойствах дремоты. Древние посвящённые знали, насколько человек становился прозорливым во время такого состояния. Но затем лишь посвящённые сохраняли память о замечательном состоянии. Народ, занятый трудом, уже не успевал уделять внимания таким наблюдениям.
Но теперь Мы опять зовём, чтобы и во время труда люди умели наблюдать за свойствами природы человека. Нужно сохранить естественный труд и в то же время уметь проследить тонкие ощущения. В таком сочетании люди приблизятся к преображению жизни.
Не нужно думать, что посвящённые должны быть оторванными от жизни. Можно убедиться из жизнеописаний, что великие деятели не чуждались самых различных жизненных проявлений. Так и теперь, пусть труд не препятствует человеку погружаться в самопознание. Новая жизнь требует и сотрудничества двух миров.
Мыслитель говорил: «Друг, пусть, отходя ко сну и пробуждаясь к труду, скажешь целительное слово блага, оно откроет врата обоих миров».
Урусвати знает, что большинство людей не умеет отнестись достойно к ушедшим и тем нарушает их восхождение. Они иногда о них злословят, и это дурно. Также нередко люди совершенно забывают отошедших, и это дурно. Нужно понять, какое отношение будет наиболее гармоничным.
Представим себе, что близкий человек занят важным трудом, находясь за соседней стеной. Первое наше желание будет всячески охранить его покой. Мы примем все меры, чтобы кто-то не обеспокоил его. Мы озаботимся о лучших средствах, которые необходимы для скорейшего выполнения труда. Мы будем думать о работе происходящей и пошлём наши лучшие мысли. Мы знаем, что близкий находится здесь, по соседству. Нам хочется видеть его, но можем ли тревожить его сосредоточенность? Мы запасаемся терпением, зная, что увидимся, когда придёт урочный час.
Многое хотелось бы рассказать, но соберём всю осторожность. Мы поступим так, ибо любим близкого. Всякое злословие мы пресечём, чтобы волны дисгармонии не мешали успешному труду. Мы отнесёмся так, как надлежит отнестись к любимому человеку. Мы не будем горевать об иллюзорной утрате, ибо знаем, что близкий живёт и находится поблизости. Также мы не будем настаивать, чтобы близкий нам проявился телесно. Если условия будут гармоничны, он не замедлит.
Забота о гармонии будет нужна для обоих миров. Если рядом совершается важная работа, мы не должны шуметь и ссориться. Даже в земном обиходе люди стараются сделать нечто радостное во имя отсутствующего. Они стараются оберечь вещи, которыми владел близкий. Если по отношению к отошедшему мы сделаем всё, как для отсутствующего, — мы поступили правильно.
И к Нам относитесь так же. Для внутренней жизни такое отношение будет расширением сознания. Печально, что после миллионов лет приходится преподавать разумное отношение к жизни Тонкого Мира. Но будем справедливы и сознаем, что люди не только не понимают Мир Тонкий, но среди успехов техники даже удаляются от нужных понятий. Грамотность ещё не значит культурность. Большие потрясения происходят от неразумия. Мы не ждём особых утончений, лишь бы люди проявили лучшие качества духа.
Мыслитель учил: «Пошлём отошедшим улыбку любви. Пошлём всем путникам ободрение. Пусть на перепутье они отдохнут. Путник, скажи нам о странах чудесных».
Урусвати знает, что некоторые люди как бы внезапно начинают улавливать радиоволны, начинают видеть через плотные тела, начинают различать подземные руды и получать разные психические особенности. Об этой мнимой внезапности нужно договориться. Ничто не может быть без причины, даже когда Мы говорим о мгновенном озарении, и такое выражение нужно понять в земной относительности. Озарение может быть восчувствовано внезапно, но оно было подготовлено длительным процессом утончения сознания. Такое утончение началось с первых лет жизни, вернее, оно было принесено из Тонкого Мира.
Люди называют психические преимущества дарами высшими, но эти зародыши заработаны самим человеком среди всевозможных потрясений. Обычно человек не осознаёт такие семена, которые уже готовы расцвести при первом луче. Но никто не укажет труженику о заработанных им возможностях. Наполненная чаша проливается от малейшего толчка, также и психические проявления усматриваются при случайных обстоятельствах.
Человек вынесет множество насмешек и сомнений, прежде чем решится непоколебимо заявить о своих качествах. Но самое трудное и непонятное для обывателей будет участие человека в космических проявлениях. При таких процессах очень страдает сердце, но какой же земной врач поймёт причину такого опасного напряжения? Врачи вообще не замечают никаких признаков страданий. Они скорей подумают о симуляции, нежели признают причину космических воздействий.
Урусвати знает, как мучительно бывает участие в космических процессах. Спросят — почему такие особые напряжения возникают? Ответ прост — если отрезать частицу эктоплазмы, медиум испытает большое страдание. Но эктоплазма принадлежит тонкому телу, тогда как приобщение к космическим процессам затрагивает огненное тело. Такое прикасание производит боли и напряжения ещё бо'льшие.
Опять могут сказать — если космические токи влияют на всё живое, то почему лишь исключительные люди должны особенно страдать? Ответ прост — эти токи несомненно воздействуют на всю планету, но различна степень их восприятия. Когда человек наполняет «чашу» и утончает сознание, он оказывается в первом ряду восприемников. Невозможно отменить такое уже сложенное состояние. Оно является естественною степенью восхождения.
Кто может отложить рост сознания, когда оно вступило в определённое восхождение? Нельзя препятствовать действию героя, когда он вышел для подвига. Поражение тьмы есть мечта каждого духовного воителя, но битва является одинаковой и на земном, и [на] надземном плане. Мы можем посредством вибрации уменьшить напряжение, но космическая битва есть утверждение общей обороны.
Оборона и Нирвана являются одними из наиболее искажённых понятий. Люди пытаются сделать из них нечто аморфное, распыляющееся и бездейственное, но такие искажения наносят вред эволюции.
К Нирване люди задолго сознательно должны готовиться. Люди должны полюбить это состояние всевмещения. Также люди должны полюбить состояние обороны, как самое напряжённое и прозорливое. Люди должны совершенствоваться сознательно, иначе такое участие в космической битве сделается несносным.
Но может ли человек, не размышляя о мироздании, приучиться к подвигу обороны? В этой обороне человек проявляет высокое самоотвержение. Он действует не для себя, но для дальних миров. Каждый согласится, что нелегко забыть свою личность во имя дальних миров. При таком расширении сознания требуется и заботливое отношение к здоровью, слишком несовместимы силы человеческие с пространственными токами.
Нужно помочь себе ясностью сознания, полюбить непрерывную битву и понять, что оборона гармонии есть красота. Не нужно позволять, чтобы сомнения могли нарушить стройность гармонии.
Прекрасен дозор, который любит и знает сокровище, им охраняемое.
Мыслитель знал красоту такого дозора. Он говорил: «Мы познаём не для себя, не для Земли, не для Солнца, но для Миров незримых».
Урусвати знает, насколько реально проявляются тонкие существа. Люди думают, что такие явления происходят лишь через эктоплазму медиумов, но нужно иметь в виду и другие разновидности таких видений. Так, они могут быть видимы через ясновидение, в котором не эктоплазма, но непосредственное зрение четвёртого измерения проявляется.
Также можно наблюдать, насколько некоторые видения привязываются к определённым местам, при этом действует энергия, которая наслоилась на предметах преимущественно в старинных строениях. Можно привести шутливое сравнение — на долго ношенной одежде легко угнездятся микроорганизмы и, таким образом, предмет как бы оживает. Такие же наслоения покрывают стены строений. Явление тонких существ подбирает соответственные слои такой материи и усиливает свои проявления.
Люди нередко жалуются на отсутствие видений, но они забывают, что они сами не обращают внимания на значительные феномены. Люди нередко видят человеческие облики среди дня, которые исчезают мгновенно. Конечно, люди находят много мертвенных объяснений и не задумываются над истинными причинами проявлений.
Приходит время, когда необходимо приблизить Тонкий Мир к Земле, но невозможно это произвести без согласия человечества. Люди, те, которые даже готовы признать Тонкий Мир, желают, чтобы произошло какое-то грандиозное потрясение, которое мгновенно преобразило бы всю жизнь. Наша помощь требует человеческого сотрудничества.
Люди должны допустить существование Тонкого Мира, при этом они должны освободиться от суеверия и ханжества. Такие ехидны разрушают религии и лишают людей сознательного приближения к Тонкому Миру. Не подумайте, что Мы преувеличиваем значение суеверия и ханжества, жизнь большинства людей основана на этих предрассудках, так они сами лишают себя свободы мышления. Они настолько полны невежественных предпосылок, что сами закрывают глаза и уши на самые явные проявления. Чтобы видеть, нужно допускать, но при отрицании затуманивается самый острый глаз. Но, с другой стороны, нельзя внушать себе мнимые видения, значит, остаётся золотая середина, о которой уже сказано в других книгах. Такая середина допускает и не воздействует. Она вовсе не легка, ибо требует утончения сознания.
Мыслитель поучал, чтобы не боялись срединного пути.
Урусвати знает, насколько разнообразны ритмы Наших сообщений. Иногда они идут медленно и раздельно, но другой раз они стремительны, так что слух едва может уловить. Иногда они потрясающе громки, но бывают почти неслышимые, как тихий шёпот. Иногда они потрясают центры, но обычно они благотворны. Вы не должны предполагать, что Наши мысли до такой степени неуравновешенны, — значит, причина в пространственных токах. Пример Наших сообщений может быть полезен для каждого изучающего энергию мысли.
Люди во всём весьма нетерпеливы. Для каждого явления они спешат подставить свои правила. Таким самочинным вмешательством люди прерывают самые ценные проявления. Потому так важно напомнить разнообразие Наших сообщений. Можно понять, что если и Наша сила подвергается космическим нагнетениям, то насколько труднее опыты начинающих.
Когда Мы говорим об очищении мышления, Мы прежде всего имеем в виду освобождение от предвзятых мыслей. Представим себе человека, работающего над прямым проводом и пытающегося подставить свои мысли, такой работник смешает все сообщения, чему бывало немало примеров.
При получении сообщений на дальнее расстояние нужно особенно осмотрительно не прерывать последовательность. При небрежности получения может случиться выпадение целых слов. Много опытности нужно обрести, прежде чем сознание привыкнет к сменным ритмам.
Говоря о Нашей внутренней жизни, Мы прежде всего хотим помочь осознать всё разнообразие условий, окружающих и вас, и Нас. Хуже, что люди не могут понять, что Мы находимся в том же потоке энергии. Только при таком допущении можно ощущать особую близость. Такая близость поможет найти и уважение, иначе говоря, признать Учителя. Но не часто такое признание Учителя происходит. Бывают вспышки такой преданности, но мигающие огоньки лишь раздражают атмосферу. Мы говорим не о себе, но о принципе, на котором можно строить гармоничное общение.
Мыслитель настаивал на уважении к Учителю. Он говорил: «Во мраке ночи мы ищем Руку водящую. Голос Руководителя есть радость. Но пусть это тяготение сохранится и во мраке, и при солнце».
Урусвати знает, что ясность тонкого зрения достигается среди многих смен жизней. Справедливо такое качество называли основою ясновидения. Проблески его можно заметить довольно часто, но твёрдая зоркость приобретается с большим трудом. Урусвати правильно припомнила, что уже с детства она имела ясновидение при твёрдом облике видений.
Можно изучать, как медленно люди овладевают таким качеством зрения. Явленные тонкие облики часто дрожат, искажаются и теряют свои части, облик или вытягивается, или расширяется, меняется выражение, и даже самое доброе лицо получает злобное значение. Вследствие таких искажений люди воображают, что к ним приблизился злобный дух. Между тем причина лежит в их собственном неумении развить тонкое зрение. Правда, среди суеты нелегко сосредоточиться и навести фокус на центр видения, ибо по краям облика, вследствие колебаний ауры, может начаться дрожание. Но не следует относить такое дрожание лишь к облику, также оно может возникать из ауры зрителя. Нужно помнить, что большинство аур являет колебание, что может влиять даже на физическое зрение.
В древности обучали тонкой зоркости. Для этого ставили перед учеником какой-либо предмет, затем через некоторое время неожиданно предлагали закрыть глаза и описать видимость предмета. Обычно такое представление давалось не легко. Люди воображают, что они запомнили отчётливо, но в сущности они усвоили лишь очертания, но не могут указать характерные особенности. Но именно в таких особенностях заключаются стиль и сущность предмета.
Нужно отдать справедливость, что в древности обращали много внимания на изучение психической природы человека. Мы можем доказать, что такое изучение происходило не только в храмах, но и в особых школах, которые впоследствии в Греции назывались Академиями. Там наряду со многими предметами изучали также и народные сказания, среди них находили указания, пришедшие из глубокой древности. И теперь учёные, изучающие народные сказания, могут найти следы великой сознательной мысли.
Посмотрим, какими качествами наделены герои древности. Среди этих свойств можно усмотреть признаки достижений современной науки. Древние не только мечтали о таких достижениях, но они знали многие из них. Пусть учёные посмотрят на народные сокровища с точки зрения науки, они найдут много подтверждений о знании древних людей.
Мыслитель однажды увидел пастуха, за которым следовало большое стадо овец. Мыслитель улыбнулся: «Каким колдовством заставил ты животных следовать за собою?» — Пастух ответил: «Я живу с ними и люблю их. Они чуют, что следовать за мною им безопаснее».
Степан Викентьевич Стульгинскис принадлежит к первому, довоенному поколению рериховцев, которые первыми восприняли идеи Учения Живой Этики. Читателям его имя также известно по труду «Введение в Агни Йогу».