Учение Живой Этики (Агни Йоги)       контакты       написать нам       (383) 218-06-71



13. Надземное. 1938.



Надземное. 360


Урусвати знает, как часто люди пытаются объяснить тонкие явления грубыми физическими причинами. Назовём такое проявление, которое вызывает множество лже-толкований, — шум в ушах часто замечается, и врачи называют причину давлением крови. Но это будет чисто внешним признаком, настоящая причина — прикасание тонких воздействий. При этом можно различать три рода шума: один в виде глухого беспрерывного шума, другой в виде отражения пульса и третий, который вы называете цикадами. Последний шум особенно показателен, он подобен какому-то несказуемому, учащённому пульсу. Такие нагнетения показывают на присутствие особой тонкой энергии.

Нельзя объяснить такой шум падением деятельности сердца или раздражением. Тем более что он ощущается нежданно и не в связи с какими-то физическими влияниями. Можно предположить давление космических токов, но ещё вернее подумать о касании Тонкого Мира. Таким образом, мы снова приходим к проблеме сношений с Тонким Миром. Пусть люди больше заглядывают в самих себя, и пословица древняя о познании самого себя исполнится.

Не только врачи могут разъяснить многие явления, но опытные, вдумчивые люди могут дать мудрые советы. Они давно замечали, как среди самой обычной жизни вырываются отражения тончайших энергий. Именно вырываются, как взрывы, из глубин природы человека, как бы открывая клапан особого прикасания.

Также можно заметить особое явление, называемое навязчивыми идеями. Не Говорю об одержании, которое может дать сходные симптомы, но имею в виду повторные утверждения, имеющие особое значение.

Медицина считает навязчивые идеи явлением опасным. Но можно ли полагаться на такое необоснованное суждение? При таком приговоре многие лучшие учёные и изобретатели должны были бы остаться среди безумцев. Пора пересмотреть теорию о безумии гения. Так можно оставить в числе здоровых сборище глупцов и тупиц.

Нужно понять, что воздействие тонкой энергии есть самое здоровое состояние. Мы достаточно осудили тёмное одержание, ведущее ко злу и преступлению. Но благотворное воздействие есть та благодать, которая помогает человеку восходить по ступеням эволюции.

Только по делам распознаете, где добро и где зло; даже тонкую границу очувствуете. Так поймёте, что деятель эволюции переполнен идеями. Но кто же назовёт их навязчивыми? Можно справедливо назвать их ведущими. Так внимательно отнеситесь ко всем явлениям Природы.

Мыслитель говорил: «Служу ли я Природе, или Природа служит мне, но знаю, что принесу все познание на общее благо».

Надземное. 361


Урусвати знает, что с каждым поколением изменяются миросозерцание, обычаи и даже язык. Обычно люди не желают замечать таких видоизменений. Несомненно, нелегко отличить новые границы, находясь вблизи, но на расстоянии каждый зоркий глаз усмотрит, как волнуется вещество жизни.

Существовал древний обычай посылать испытателей так, чтобы они возвращались в начальное место лишь во время следующего поколения. Мы придерживаемся такого же обычая, и Наши посланцы возвращаются при следующем поколении, только тогда можно на свежий глаз оценить продвижение народа.

Многие будут оспаривать самую возможность таких продвижений. Они будут непреклонны в силу своей неподвижности. Но пусть они не забудут, что продвижение эволюции не может не совершаться. Дело лишь в том, что люди смотрят со своей точки зрения и не умеют быть подвижными. Они полагают, что с ними всё кончается, и не могут вместить, что жизнь имеет свою непрестанную яркую волну.

Такие неподвижные люди окажутся в самом плачевном положении, когда вступят в Тонкий Мир. Они пожалеют, что во время земного существования они не приближались к разным поколениям и не сумели найти точки соприкасания с разными психическими состояниями. Можно сказать, что древние испытатели разных поколений поступали мудрее. Так и вы сумейте быть дома среди самых различных людей. Помните, что и Мы проходили такие испытания.

Мыслитель сравнивал такие испытания с закалкою клинка. Он знал, что лишь чередованием холода и жара получается несокрушимая прочность.

Надземное. 362


Урусвати знает, что намерение равнозначаще действию. Скажем ещё ближе — намерение многозначительнее действия. В действии происходит разряд энергии, тогда как в намерении собирается напряжение, которое рано или поздно непременно вызывает действие. Потому, когда Говорю об осмотрительности в намерениях, имею в виду несомненную пользу.

Нередко люди уходят от земной жизни полные намерений, и невежды могут торжествовать, думая, что такие намерения остаются не претворёнными в действия. Невежды не понимают, что жизнь не прекращается и намерения не остаются без выполнения.

Благо тем, кто имеет запас добрых намерений, они получат хороший урожай. Истинно Говорю — каждое намерение будет приведено в исполнение; каждое обещание будет исполнено; каждое зло произрастёт; каждое добро просияет.

По неведению люди жалуются о неоценённых заслугах, это происходит исключительно от незнания непрерывности жизни. Человек, полагающий, что с уходом от Земли всё кончается, есть жалкий бедняк, он сам себя обокрал и лишил сокровищ преуспеяния. Неподготовленным предстаёт он в Тонком Мире. Где же пребудет он, пока не прояснится его сознание? Он задержится в таком месте, где он мог бы и не быть.

В сумерках низших слоёв он подвергается неприятным воздействиям, которые тем более отяготят его продвижение.

В различных верованиях заключаются намёки о непрерывности жизни, но эти напоминания недостаточно убедительны, иначе люди пытались бы приготовиться к лучшему продвижению. Иногда люди хотят купить лучшее будущее денежными взносами, но золото не ценно в Тонком Мире. Добрые действия должны быть сопряжены с добрым сознанием, тогда они принесут радость на Земле и в Надземном Мире; инструмент будет настроен и зазвучит в гармонии с высшими мирами.

Иногда люди надеются, что там где-то появится Руководитель, который извлечёт их из любой бездны. Эти эгоисты не понимают, что Руководитель страдает, погружаясь в низшие сферы. Другие думают, что достаточно времени в Беспредельности и они могут беспрепятственно повеселиться на Земле. Лишь за земными пределами они оценят всё упущенное ими.

Вы правильно полагаете, что не может быть веселья, когда Земля вопиет от бедствий. Где голод, там не может быть пресыщения. Какие же танцы могут быть перед ликом убийств?! Истинно Говорю — неприлично веселье в дни бедствий.

Также правильно заключаете, что волны дальних передач весьма различны. Одни схватываются известными приемниками, но иные могут доходить до самых нежелательных слушателей, и в этом отношении должна быть осмотрительность.

Мыслитель угадывал такие мысли. Он говорил: «Пусть мои мысли дойдут туда, где они будут оценены».

Надземное. 363


Урусвати знает, что одна из самых светлых радостей рождается в труде. Казалось бы, эта истина должна быть известна всем, но труд снова оказывается ярмом, и люди мечтают о каких-то праздниках. Но Мы должны поделиться Нашими понятиями о труде. Мы трудимся всё время, среди самых утомительных условий, но и Мы имеем праздники. Они заключаются в том, когда Мы можем устремляться к высшим мирам.

Кто-то назовёт и эти исследования трудом. Он будет прав, ибо изыскания сфер высших требуют много энергии. Нужно сосредоточиться всеми помыслами, кроме того, и аппараты не легко управляемы. Недавно Урусвати ощутила сильное потрясение, когда один рычаг сломался в руке. Такие неожиданные осложнения могут всегда происходить. Но различие велико между сломанным рычагом в рутинной работе и при касании к сложным аппаратам. Несмотря на могущие возникнуть осложнения, труд, устремлённый к высшим сферам, есть праздник. Так и среди земных трудов можно находить труд праздничный.

Пусть каждый отдаст себе отчёт, какой труд для него будет праздником. Пусть каждый проверит себя, на каком труде умножаются его силы. Отдых в смене труда. Да, да, да, люди ещё долго не поймут, что отдых может быть в смене труда. Также будет не усвоено, что мышление есть труд. Никто не признает, что мыслитель творит нечто действительное среди мышления.

Люди не примут, что рутинный труд может сменяться явлением мышления. Кто же представит себе всё воздействие мысли, которая зажигает огни пространственные и слагает здания среди Тонкого Мира? Даже те, которые пишут о влиянии мысли, не желают понять всё неизбежное и непоправимое воздействие их собственных мыслей. Человек имеет странную особенность: он согласен признать действия чужих мыслей, но совершенно забывает о судьбе своих, — так человек относится небрежнее всего к себе. Считаю, что пора вместо лекций применить к себе строгий режим.

Почему существующие Общества Психических Исследований по большей части обращаются на одной плоскости? Сами участники препятствуют дальнейшим проявлениям. Не полезно, когда сами испытатели не могут, прежде всего, испытать чистоту своих намерений.

Мыслитель очень заботился о чистоте намерений своих учеников. Он говорил: «Даже для обычных омовений употребляют драгоценные вещества, но чем же промыть намерения наши?»

Надземное. 364


Урусвати знает, что мировые события особенно отражаются на тех, кто принимали в них участие. Не только те, которые повинны за происходящее, но и те, кто слагали эту или иную страну. Они также вибрируют на потрясения их созданий. Нужно представить себе, как волнуется Сестра О. Она принимала участие в двух странах и может видеть, как страдают оба народа. Также и Тот, Кто направлял на путь праведный народ во время революции, теперь опечален, видя, как стремительно направляется к гибели народ. Неужели можно оставаться безучастным, когда лучшие намерения пресекаются!

И вы тоже чуете тревогу, ибо принимали участие в работе народов страдающих. Уже можно видеть, как уявляется унижение народа, который мог бы иметь лучшее будущее. Постепенно выдвигаются события на Западе. Устремление ярых под видом спасения от общинных начал, но лже-общинники хуже, нежели мечтатели образования новой эры.

Трепет охватывает близкие сферы. Можно советовать особую бережность, чтобы не утерять гармонии. Такие дни не бывали, и сознание человечества не умеет воспринять окружающее.

Мыслитель оберегал сограждан: «Не думайте, что вы много знаете, могут произойти такие явления, которые покажут, сколь ничтожно ваше знание».

Надземное. 365


Урусвати знает, что звук голоса особенно трудно воспроизводим уплотнёнными существами Тонкого Мира. Можно понять, что когда существо переходит на мысленную передачу, то голос становится труден. Конечно, в случае особой гармонии можно превозмочь и это затруднение, но такая гармония редко достижима. Люди не умеют спросить тонких гостей, что им особенно трудно?

Можно ожидать полного уплотнения, можно ожидать переноса предметов и многих проявлений внешней энергии, но переход на земную голосовую передачу неизмеримо труднее. Конечно, может быть мысленная передача, но, к сожалению, земные люди не умеют ею пользоваться. Так многое могло бы быть достижимо, но следует для этого почувствовать тонкие условия, тогда появится и бережность к тонким явлениям. Этому качеству нужно учиться и в отношении своих земных собратьев. Сожалеем, что так многие достижения затруднены лишь из-за отсутствия бережности. Между тем среди тяжких токов нужно всеми мерами беречь друг друга.

Вы ощущаете приливы тоски, конечно, такое явление должно быть исследовано, и можно догадаться, что оно происходит от нагнетения мировых потрясений. Можно записать эти дни как взрывы Армагеддона. Такие волны изумления потрясают мир.

Мыслитель угадывал такие дни по биению сердца.

Надземное. 366


Урусвати знает, что внешние проявления не могут быть мерилом внутренней жизни. Если хотите составить представление о внутренней жизни, нужно углубиться в устремления и намерения. Когда узнаете, что кто-то был философом, или врачом, или царём, или воином, все такие сведения не дадут внутреннего облика, гораздо нужнее познать те основы, которыми руководились уявленные деятели.

Вот и сейчас Мы даём обзор Нашей внутренней жизни, указывая, которые основы заложены в Братстве. Слишком много пытались люди представить Нас как Надземных Существ. От таких представлений пользы не произошло, даже получился вред. Мы оказались оторванными от Земли. Между тем, когда говорим о Надземном, Мы не можем понимать это понятие как оторванность от Земли, и в конце концов вся жизнь надземна, ибо она напитана тонкими энергиями.

Будет время, когда люди будут заставлены обратиться к тонкому миросозерцанию. Уже невозможно отклонить эволюцию, сложенную самим человечеством. В данном случае и такая эволюция в конце концов послужит на пользу, получится своеобразная тактика адверза. В своей технократии человек загонит себя в такой тупик, что ему останется лишь прислушаться к радости Тонкого Мира.

Можно записать пророчество, что если люди минуют катастрофу, то они обратятся к утончению жизни. Тогда наступит время сближения двух миров. Уже теперь уплотнение тонких существ не является чем-то феноменальным. Уже плотные люди выделяют тонкое тело. С обеих сторон протягиваются части моста. Молния может скрепить эти части. На великом дозоре Мы ждём, когда мост соединится, тогда и работа Наша изменится и Мы пойдём к дальним мирам.

Значит, первая задача человечества — построение моста храма, затем сложится и вторая, именно общение с дальними мирами. То, что некоторые люди уже предчувствовали, станет обычным условием планетной жизни. Не правда ли, что для таких заданий стоит оберечь Землю? Но пока лишь малое меньшинство мыслит по этому направлению.

Мыслитель предчувствовал, как мало будет число людей, стремящихся к спасению планеты.

Надземное. 367


Урусвати знает, насколько близки бывают физические и психические явления. Пример — человек может от сильного физического напряжения увидеть искры, подобные психическим показателям. Потому Мы советуем спокойное углубление, при котором не должно быть физических, нежданных потрясений. Мысль должна быть направлена к Нам, но тоже при полном равновесии. Мы даже предлагаем, чтобы человек мог ощутить частично беспредельное пространство, ибо ничто так не может послать равновесия, как беспредельность. Много различных способов водворения спокойствия, но ощущение беспредельности самое действенное.

Кроме того, при произнесении Имени Учителя образуется крепкая связь, но и это произнесение должно происходить спокойно, каждое чрезмерное напряжение неминуемо производит смятение атмосферы. Но и спокойствие не будет бездейственным, наоборот, оно, как состояние нирваны, полно внутренней вибрации. Многие совершенно не поймут сказанного, для них оно будет противоречием — как же спокойствие может быть полно вибраций, и неужели спокойное обращение к Учителю действительнее, нежели вопль отчаяния?

Трудно словами сказать, где граница между мощью спокойствия и нагнетением насилия. Только те, кто прошли многие земные пути, поймут, как ценен совет о спокойствии, особенно в дни Армагеддона. У Нас царит спокойствие, ибо малейшее неравновесие может создать невыразимое бедствие. Также и на всей планете необходимо развивать спокойствие.

Урусвати правильно повторяет слово о необходимости воспитания, оно идёт впереди образования. Только воспитание может заложить основы спокойствия и труда.

Мыслитель остерегал учеников, говоря: «Сохраните спокойствие, иначе провалитесь в преисподнюю».

Надземное. 368


Урусвати знает, что с каждым поколением изменяется миросозерцание. Это немногие могут усвоить, ибо слишком редко удаётся наблюсти целое поколение. Много смешения, и люди не привыкли обращать внимание на молодое мышление. Люди полагают, что, давая изжитые, ветхие учебники, они вложат и ветхое мировоззрение. Но молодое мышление преуспевает своеобразным путём.

Каждые двадцать лет уже будут мерилом поколения. Такое деление нужно запомнить, иначе останетесь среди прежней несправедливости.

Представим себе вражду, возникшую в некой стране. Люди живут в такой вражде четверть века, они распространяют своё враждебное отношение и на следующее поколение. Будет ли это справедливо? Первоначальные враги ушли, они больше не существуют, молодое поколение мыслит по-новому, но некто желает навязать им прежние ветхие понятия. Нужно очень запомнить сроки поколений, чтобы не впасть в несправедливость.

Пусть внешние условия жизни не успевают совершенно измениться, но смысл жизни определяется не по внешним условиям, но по растущим внутренним устремлениям. Вы понимаете, что Говорю не отвлечённо. Наблюдаю некий народ, в котором растёт новое мировоззрение, но ему пытаются навязать ветхие понятия прежних поколений. Случайные близорукие наблюдатели рассказывают самые спутанные истории. Но хотелось бы спросить таких наблюдателей — от которого поколения они почерпнули свои приговоры?

Нужно строго различать, где почерпнуты суждения, чтобы не обвинить молодых за проступки уже несуществующих. Трудно найти ясное суждение, но тем более нужно уметь разбираться во всех причинах и следствиях.

Мыслитель нередко задавал вопрос собеседникам: «Вы о ком говорите — о сыне, об отце или деде?»

Надземное. 369


Урусвати знает, что поверх всех поколений существуют деятели, которые предвидят направление эволюции. Такие Наши сотрудники могут быть находимы в разных странах и веках. Мы производим через них устремления по различным усвоениям протекающей эволюции. Но нужно понять, что такие деятели не только редки, но они не находят себе места во всех поколениях. Можно сказать — они не жители Земли, но гости, полные воспоминаний о лучших мирах.

Не может быть для них лёгкой земная жизнь. Они полны устремления к общему благу, но такое понятие вообще мало осознаётся на Земле. Они, эти труженики, не могут найти общего языка с плотными существами, но всё же со временем слова их находят некоторое признание. Только жаль, что к тому времени заветы их подвергаются многим искажениям.

Сказанное приложимо и к Нашей Работе. Но в веках мы достаточно привыкаем к оборотам Колеса Жизни. Мы понимаем, что в движении многое сгорает, даже большие метеоры подвергаются сгоранию, но всё-таки некоторые из них доносят свой алмаз до Земли. Только спокойное понимание земных процессов может проявить и весь опыт накопления. Мы называем такие наблюдения прояснением сознания.

Мыслитель отлично понимал, что Его учение подвергнется многим искажениям. Он говорил: «Только в облаках останутся знаки наших намерений».

Надземное. 370


Урусвати знает, что самоусовершенствование должно начинаться с отрешения от малых вредоносных привычек. Обращаем внимание на условия о малых, обиходных привычках. Люди иногда полагают, что нужно отрешиться от самых главных препятствий, но такой путь обычно бывает непосилен. Кроме того, можно наблюдать весьма уродливое явление, когда человек полагает, что он освободился от самых главных препятствий, но в то же время он остался увешанным самыми безобразными малыми привычками. Такое дерево, гнущееся под тяжестью отвратительных плодов, взращённых в течение многих веков, являет зрелище плачевное.

Также надо помнить, что изгнание некоторых малых привычек совсем не легко. Среди них будут и такие, которые незаметны самому себе, только зоркий глаз может их распознать. Но такие сокрытые привычки часто служат ключом к самому главному перерождению. Помните старинную пословицу: «Умей поймать за хвост самого маленького чёрта, и он укажет, где его наибольший».

Следует повторять такую народную мудрость, чтобы от поверхностного чтения книг Учения перейти к действию. Можно указать, как некоторые именно после прочтения всех книг оказывались как бы ничего не приобрёвшими. Можно даже найти, что такие омертвелые читатели отступали назад и оказывались хуже неграмотных.

Но пусть они сообразят, что именно во время чтения ими было претворено в действие? Пусть они скажут себе, от каких привычек им удалось освободиться? Пусть запишут, что явило им пользу из прочитанного, — самая малая привычка осталась неприкосновенной. Можно ли ожидать, что гармония водворится среди гама диссонанса? Так не забывайте предупреждать друзей об отрешении от самых малых привычек.

Мыслитель сам умел отрешаться от малых и великих привычек. Он учил не носить в одежде ненужных камней.

Надземное. 371


Урусвати знает, что земной путь есть путь опасностей и приготовлений к Беспредельности. Вот выступают три возражателя, один спрашивает: «Где же обещанная радость? Столько говорилось о радости, чтобы теперь превратить её в бесконечные опасности. Лишь ради радости мы слушали наставления».

Скажем: «Невежда, разве преодоление хаоса не есть радость? Разве внесение света во тьму не есть радость? Разве сознание служения не есть радость? Но если у тебя радость базарная, то не по пути нам с тобою».

Другой злобно заявляет: «Сами пребывают в безопасности, но нам оставляется какая-то опасность ежечасная».

Ответим: «Невежда, почему полагаешь, что Мы в безопасности? Явление относительности во всём. Наши опасности тебе невидимы, но не может быть жизни без опасностей. Нужно признать, что одна из самых высоких радостей рождается от сознания опасностей. Так человек может постоянно одерживать победы и радоваться».

Третий возражатель сомневался в Беспредельности. Ответим: «Невежда, окаменело сердце твоё, если ты утерял радость о Беспредельности. Человек может познать, как он призван насыщать мыслью беспредельное пространство. Осознание безграничности мысли уже есть высшая радость. Вообрази, какой сад мысли тебе предоставлен, и радуйся познанию».

Так можно ответить всем возражателям. При этом не забудем, что некоторые определения понимаются лишь условно. Например, называют «духовную засуху», но не знают происхождения такого состояния. Между тем оно происходит от неравномерного напряжения, сознание уже вознеслось высоко, но центры ещё не могут приспособиться, потому временно человек как бы не находит выражения своему сознанию. Такие обороты спирали неизбежны.

Мыслитель говорил: «Сегодня мне показалось, что я ничего не знаю, — добрый знак, наверно, завтра узнаю нечто прекрасное».

Надземное. 372


Урусвати знает, сколь велики опасности, которые Мы преодолеваем. Вы знаете об ужасных последствиях взрыва, происшедшего у Брата В. Множество различных напряжений разрешается в пространстве. Но немало происходит ужасных следствий от противодействия Нашим указаниям. Одни люди противоречат самым полезным советам, другие внешне исполняют их, но внутренне препятствуют. Следует обратить особое внимание на последнее обстоятельство.

Если бы люди поняли, как мало стоят их наружные притворные улыбки! Самый полезный совет теряет своё значение, когда он внутренне отвергнут, тогда остаётся лишь внешняя шелуха. Также нужно помнить, сколько полезных указаний искажается. К примеру, возьмём вопрос о пище. Мы решительно против мясной пищи. Она достаточно препятствовала эволюции, но бывает голод, и тогда сушёное и копчёное мясо может быть допущено, как крайняя мера. Мы решительно против вина, оно, как одурманивание, недопустимо, но бывают заболевания, когда алкоголь нужен. Мы решительно против всех наркотиков, но бывают случаи таких невыносимых страданий, когда врач не имеет иного исхода, кроме наркоза.

Также скажут — разве нельзя применить внушение против любой боли? Конечно, можно, но нелегко найти лицо, обладающее достаточной силою внушения. Казалось бы, что эти Наши указания достаточно ясны, но найдутся люди, которые начнут смущать и вредить. Шептатели будут утверждать, что Мы разрешаем вино, наркотики и мясную пищу. Они потребуют самого безусловного запрета, но стоит им поголодать или заболеть, и они первые будут укорять Учителя, не оставившего им выхода.

Кроме ханжества можно ожидать и всякого лукавства. Люди будут обманывать себя, лишь бы найти оправдание своим слабостям. Но не подумают, какие опасности сами создают. Они как бы желают быть Нашими сотрудниками, но где же бережность, которая лежит в основании каждого сотрудничества?

Мыслитель говорил: «Опасайтесь всяких уверений в любви, великая основа мира нуждается не в уверениях, но в действиях».

Надземное. 373


Урусвати знает, что состояние, которое вы называете культурою, — общечеловечно. Могут быть многообразия в обычаях, верованиях и языках, но каждое культурное действие будет общим для всего человечества. Такое обобщение Мира есть первая ступень к преображению всей жизни.

Могут вам возразить, что каждый народ имеет свою культуру. Но вы можете легко ответить, ибо под таким возражением скрывается не культура, но обычаи. Могут указать на различие письменности в разных странах. Но Мы говорим не о глифах или способах выражений, а о сущности намерений и заданий. Сравните все лучшие произведения разных народов и вы увидите, что задания будут общечеловечны. Так Мы утверждаем, что и среди разъединения можно найти общечеловеческую устремлённость.

Можно радоваться, что сущность человека стремится к усовершенствованию. Сам он часто не хочет замечать этот недремлющий импульс. Человек даже пытается противиться лучшим побуждениям, но где-то глубоко в недрах «чаши» уже сияет зародыш зерна культуры. Рано или поздно это зерно прорастёт, и потому каждый человек уже несёт в себе частицу общечеловечности.

Можно удивляться, почему столь много двуногих, ярых в ненависти? Неужели и они несут в себе зерно культуры? Должно быть, оно зарыто глубоко под грудою преступлений. Найдётся Наставник в Тонком Мире и укажет, насколько животное состояние недопустимо. Поистине люди должны понять, что каждый день может засиять общечеловечность.

Мыслитель заботился, чтобы ученики познали, что и в дальних мирах светит общечеловечность и каждый человек уже гражданин всех миров.

Надземное. 374


Урусвати знает, что искания первопричины свойственны каждому мыслящему человеку. Одни приближаются более утончённо, другие более грубо, но все не минуют пути исканий. Но они собираются исследовать Высшее без изучения ближайших причин. Они не задаются вопросом, что человек должен разбираться и среди обиходных явлений. Кто сумеет усмотреть причины самых обиходных событий, тот может заглянуть и выше. Усмотрение причин каждодневных происшествий утончит мышление. Поучительно видеть, как целые события разваливались от одного восклицания или взгляда, но присутствовавшие не обращали внимания и после забывали о первоначальной причине.

Вот Мы, в Наших мысленных посылках, иногда ограничиваемся одним словом, но в таком намёке оказывается причина явления важного, но не все получающие обращают внимание на такие знаки. Нужно приобрести большой навык, чтобы постоянно обострять внимание, тем более что причина и следствие часто разделены долгим сроком.

Также обычно не обращают внимания на цементирование пространства. Скажут — к чему посылать почти одинаковые мысли? Но в них Мы наполняем пространство. Мало иметь решение, нужно около него создать атмосферу, и такая пряжа требует долгого труда. Так люди должны понять, что их намерения должны быть окутаны предохранительной тканью. Многое может облегчиться, если направить к этому постоянную спокойную и утвердительную мысль.

Мыслитель говорил: «Намерение как меч без ножен, каждый может зазубрить клинок, но, облечённый покровом, он сохранит свою остроту».

Надземное. 375


Урусвати знает, насколько неразумно поступают люди, понося место, где они живут. С трудом люди поняли, что всякое раздражение недопустимо при еде и отходе ко сну. Но совершенно не желают признать, что тёмные мысли и проклятия несмываемо ложатся на местожительство. Из самого прекрасного жилища можно сделать притон тёмных сущностей, происходит это от нежелания признать энергию мысли.

Если бывают предметы, напитанные самыми благими наслоениями, то могут быть и вещи проклятые. Люди забыли, насколько их излучения могут привлекать самых противоположных сущностей. Также люди не хотят знать, что каждое место может сделаться благодатным. Так можно ли проклинать место, которое через человеческое неразумие стало неприятным для жизни? Пусть люди не забывают, что их недовольство и хула лягут на них же. Можно нарисовать ужасную картину, как человек закапывает сам себя и замечает эту петлю, когда она уже душит.

Но ещё забывают люди, что своею хулою они препятствуют Нашей работе. Мы должны расходовать много энергии, чтобы очищать места, замаранные людьми. Можно ли допустить такую распущенность, ибо большинство сквернословия произносится по причине невежества. Люди скажут — «Точно мы в темнице, где и лишнее слово недозволено». Но пусть они подумают, сколько преступлений и несчастий зарождается лишь от необдуманных слов. Можно видеть, как некоторые места настолько обагрены кровью и проклятиями, что лучше перейти на новое поселение; пусть само время очистит мрачные излучения.

Мыслитель предупреждал, чтобы в мыслях и словах выражались намерения, от которых не придётся отказываться.

Надземное. 376


Урусвати знает, насколько недопустимо строить одной рукой, а другой разрушать. Но постоянно можно видеть, как одна половина человека как бы предана полезному делу, а другая в то же время кощунствует, уничтожая всё сделанное. При этом не только происходит разрушение, но уничтожаются некоторые ценности уже непоправимо. Мы советуем или приложиться к делу полностью, или вообще не приближаться.

Такие наставления приложимы и к познаванию Тонкого Мира. Человек, с одной стороны, как бы желает приблизить Мир Тонкий, но с другой — старается оттолкнуть его. С одной стороны, предписывается верить в явления, описанные в Библии и в других священных книгах, но с другой — запрещается касаться этих областей. Можно приводить без конца примеры, когда запрещались научные исследования Тонкого Мира и, таким образом, пресекалось приближение самых прекрасных достижений. Ужасно подумать, что одни заставляют слепо верить и в то же время запрещают познание!

Можно начертать самую безобразную кривую границ земного и Тонкого Мира, и все такие нецелесообразные положения происходят от несовершенства. Можно представить, что сил запрещающих немало, они могут отталкивать многое, уже готовое к проявлению. Битва на границе двух миров велика, потому Мы советуем или приближаться с полною преданностью, или вообще не касаться Тонкого Мира.

Много кощунств происходит. Люди лицемерно повторяют слова Учения, но в то же время блудливо помышляют о недопустимых действиях. Пусть подумают те, о которых Говорю. Посланные наставления приложимы к жизни лишь в полной мере. Но кого же обманут лицемеры?!

Мыслитель говорил: «Невозможно обмануть Невидимые Силы».

Надземное. 377


Урусвати знает о битве в Тонком Мире. Там, где всё создаётся мыслью, там и разрушается мыслью. Можно представить себе происходящие столкновения, когда ярость состязается с мужеством справедливости. В разных слоях происходит битва, и качество её различно по качеству слоёв. Слой, ближайший к Земле, особенно яростен. Там принесены неизжитые страсти и все земные заблуждения ещё живут, и носители их не убедились в ничтожестве своих увлечений.

Многие земные повелители собраны там, и каждый полон убеждения, что лишь насилие есть венец земной. Там не познали ещё, что их неистовые желания лишь возмущают земную атмосферу. Наоборот, эти не знающие гармонии готовы потрясать не только Землю, но и Небеса. Они не знают покоя и в бешенстве почерпают силу. Не нужно удивляться, что такие битвы существуют. Многие из безумцев погибают, но другие держатся своею кармою. Ведь самая тяжкая карма требует существования, ибо иначе закон кармы не будет выполнен.

Устремление к нарушению гармонии также утяжеляет карму. Нужно спросить — что же бывает с поражёнными разрядами мысли? Они впадают в сон, и такое состояние лишь задерживает их продвижение. Таким образом, многие описания битв небесных недалеки от действительности. Но можно пожалеть, что люди часто употребляют грубые символы и такими мерами увеличивают заблуждения. Перечтите человеческую историю и увидите, как отдалялось воображение от стремления к Истине. Явление самых грубых начертаний не соответствует Тонкому Миру. Сама ярость тонких существ будет отличаться от земной.

Мыслитель полагал, что земная мысль не может достигать тонкости высших миров.

Надземное. 378


Урусвати знает, что закон кармы предполагает существование того, над кем он являет своё действие. Многие предпочли бы полное уничтожение, нежели принятие спирали кармы. Поэтому сложена старинная поговорка: «Карма — палач, который бережёт свою жертву». Так люди хотели сказать, что карма как бы оберегает особых преступников от уничтожения.

Действительно, можно иногда заметить, что явные злодеи всё же существуют, хотя по человечеству они должны были быть совершенно уничтожены. Но можно ли прилагать человеческие меры там, где действует закон несказуемой справедливости? Нередко злодеи впадают в длительное заболевание или пользуются здоровьем, но зато подвергаются психическим ужасам.

Не будем думать, что злодеяние можно оправдать, как следствие психического расстройства. Посмотрим глубже — и найдём причины, действующие на расстоянии многих веков. Такие наблюдения могут дать понятие об основах кармы. Мудрые не страшатся этого закона. Вообще всё человечество разделяется на два вида — страшащихся и спокойно принимающих следствия кармы. Избегайте таких страшащихся. Можно быть уверенными, что они чуют шаги кармы. Может быть, они не знают уже происхождения следствия, но в глубине «чаши» шевелится давно забытая ехидна.

Подумайте, насколько разделяются люди и по вопросу о перевоплощении. Одни могут принять всю справедливость этого закона, но для других он является чудовищным. Такие люди тоже смутно припоминают своё прежнее существование, они имеют основание пугаться своих деяний. Так можно наблюдать деление человечества.

Мыслитель уговаривал учеников не бояться закона кармы. Он говорил: «Охотник вступает в лес полный надежд, иначе лов будет неудачен».

Надземное. 379


Урусвати знает, что так называемые священные боли внешне не отличаются от простых, обычных заболеваний. Врачи найдут им самые рутинные определения. Знаете, что великие два мыслителя Индии отошли — один от горлового рака, другой от диабета. Что могут иметь общего такие болезни со священными болями? — так скажут все врачи. Но оба примера показывают, что выдача самоотверженная психической энергии может дать самые нежданные следствия.

Также знаете о священных болях Упасики, но врачи никогда не признали бы следствие и причину такого самопожертвования. Скажут — зачем такая расточительность в выдаче психической энергии? Но пристойно ли задавать такие вопросы? После этого можно усомниться — полезна ли была деятельность Наших Сестёр в Испании и в Италии? Обе они остались высокими примерами работы на общее благо. Они боролись против несправедливости и невежества. Обе они выносили большие поношения. Обе они проявили небывалое терпение. Обе они страдали от священных болей. Никто не мог определить их разнообразных заболеваний, которые возникали нежданно и так же оканчивались. Никто не умел подумать о причине болей. Особенно же те, ради которых источалась энергия. Но явление самоотверженности дало сияющие ступени восхождения.

Один эллинский мудрец, замечая своё здоровье, весьма огорчался: «Неужели сила моя не может исходить туда, где она требуется?» Так можно многими примерами доказывать, что великое служение вовсе не есть земное здоровье. Также можно доказать, что иные больные живут дольше предполагаемых здоровых. Подумайте, что отдача энергии есть высшая щедрость и милосердие.

Мыслитель говорил: «Благо в том, что каждый имеет при себе незримое богатство».

Надземное. 380


Урусвати знает, что не думающий о смысле бытия в течение земной жизни готовит себе тьму в Тонком Мире. Урусвати видела особу, которая с земной точки зрения была хорошей и доброй, но мысль о значении жизни не посещала её. Она при переходе в Мир Тонкий оказалась беспомощной, ибо даже не знала, как принять помощь руководителя. Урусвати совершила доброе дело, посетив её и показав, что помощь и руководство находятся близко.

Люди не желают понять, что даже добродушие на Земле ещё не есть решение задания. Необходимо думать о следующем пути. Пусть такие размышления будут первобытными, но они всё-таки разовьют воображение, иначе человек ввергается среди совершенно ему непонятных обстоятельств. Когда человек привыкает мыслить о встречах ему радостных, он уже воспитывает в себе воображение, и оно будет открывать вход в соответственные сферы.

Человек может бесконечно облегчать себе вход в Тонкий Мир. Велика радость, если можно войти, как в дружеский дом, найти тех, к кому стремился, и вздохнуть облегчённо о конце ещё одного земного пути. Но такое состояние будет следствием сознательного воображения. Потому вы понимаете, насколько Мы устремляем ко всему, что развивает воображение. Мы знаем, как постепенно складывается это драгоценное качество. Мы не могли бы помогать человечеству без воображения, которое есть пособник предвидения.

Мыслитель учил развивать воображение, иначе глаз третий не прозреет.

Надземное. 381


Урусвати знает, что качество терпимости есть одно из основных условий продвижения. Каждый знак терпимости должен быть оценён. Разве Мы могли бы помогать людям без высшей терпимости? Каждое горение должно быть использовано для общего блага. Самым убийственным будет мёртвое безразличие. Истинно, иногда ярый отрицатель может быть скорей оправдан, нежели бесчувственное безразличие.

Мы иногда улыбаемся отрицателям, ибо в каждом отрицателе есть доля утверждения, но льды безразличия не дают цветов. Вот почему выделены горячие и холодные, но отвергнуты тёплые. Каждый отрицатель не согласится, что он может помочь тому, кого он отрицает. Как рассказать ему, что он полон огня и что его холод может претвориться в великий жар? Обычно отрицания сменяются утверждениями, — так бывает с вопросами бытия. Но льды тех, которые в «Откровении» названы тёплыми, тают не скоро.

Несчастье в том, что таких тёплых очень много. Породители космического сора, они своей аморфностью мешают эволюции. Они меньше всего выносят из уроков Тонкого Мира. Мы не можем помочь им, ибо нет огненных излучений, которые были бы проводом для воздействия. Сколько добрых стрел притупляется о чешую аморфности! Скорей можно вызвать искру от отрицателя, нежели разбить панцирь безразличия. Огонь может пробить там, где есть борение.

Нужно научиться различать каждую малую частицу энергии и обратить на неё заботливое внимание. Люди кричат: «Он не наш, распни его!» — Глупцы, он не ваш, но огненный. Только невежды тушат свет, чтобы остаться во тьме, и тогда будут жаловаться на жестокую судьбу.

Мыслитель учил, чтобы умели различать даже малейшую частицу энергии: «Будьте зодчими бережными».

Надземное. 382


Урусвати видела в Нашей лаборатории немало разных аппаратов, но каждый из них действует на основе психической энергии. Придёт время, когда люди признают, что действие машин зависит от энергии лица, управляющего ими.

Не следует называть это магией или чем-то сверхъестественным. Люди должны понять, что они сообщают часть своей психической энергии каждому предмету, к которому прикасаются. Когда энергия недисциплинированна, она воздействует ничтожно, но стоит осознать её и привести в порядок, и она будет проявляться сильнее.

Иногда люди замечают особенно сильное проявление энергии. Они называют такое состояние вдохновением или говорят, что они были в ударе или достаточно отдохнули и набрались силы. Между тем они ощутили присутствие своей собственной энергии. Они могли бы достичь лучших следствий, если бы осознали, что в них постоянно покоится источник лучших достижений. Не нужно при этом прибегать к каким-то заклинаниям, следует лишь помнить о даре, находящемся у каждого человека.

Но ещё одно обстоятельство нужно не забыть — психическая энергия особенно развивается при общении с Иерархией. Нужно сохранить это общение во всей жизни, оно сделается очень насущным. Лик Руководителя будет неотступен, и касания волн новых сил будут проявляться во всех трудах. Пусть это будет основанием того чувства, которое люди называют оптимизмом. При таком чувствознании и машины лучше работают.

Все Наши аппараты основаны на пользовании психической энергией, только различие в том, что по причине Нашего долгого опыта Мы можем сосредоточить Нашу психическую энергию. Но каждый мыслящий человек может беспрепятственно продвигаться по тому же пути.

Мыслитель говорил: «Знаю, что моя сила умножается, когда молю об этом Небо. Пусть оно даст частицу своей мощи».

Надземное. 383


Урусвати знает, что истинный деятель должен проявиться в защиту Истины. Существует заблуждение, что Истина не нуждается в защите. В космическом смысле это так и есть, но в земном следует утверждать Истину, ибо иначе начнётся пагубное искажение.

Можно замечать, что искры Истины всё же проникают в человеческое сознание. Уже не будут глумиться над тем, что поносили ещё полвека назад. Но какими жертвами достигается и такое малое продвижение! Можно признать, что потери сил превышают следствия. Но как же деятели должны защищать Истину? Если они будут убиты, заключены в темницу и оклеветаны, кто же услышит их последний стон? Действительно, нужно применить особую мудрость в защите Истины. Пусть приложат всю соизмеримость.

Мы вовсе не желаем уничтожения полезных деятелей. Мы нередко советуем не подвергаться излишним опасностям. Деятель, опытный и преданный, понимает, как полезнее приложить накопления энергии. Представим себе учёного, который, завершая опыт, особо важный, вдруг покинул бы лабораторию, чтобы принять участие в уличном столкновении. Каждый пожалел бы, что достижение, благотворное для всего человечества, покинуто. Но лишь утончённое сознание может подсказать, где граница подвига. Мы знаем, как незаметна бывает такая граница. На чаши весов полагается столько соображений, что равновесие труднодостижимо.

Мыслитель говорил: «Ноша наша так велика, и не знаем, которую вещь следует бросить в пути».

Надземное. 384


Урусвати знает, насколько вредоносно применение в надземных обстоятельствах земных мер. Вот Скажу многим, которые могли читать об основах Бытия, но прилагают к ним земные суждения. Они помнят о соизмеримости в мелких деяниях, но когда их касаются крупные испытания, они судят по-земному. Между тем именно в особых событиях нужно преисполниться надземными пониманиями.

Люди не умеют призвать Силы Света, когда им грозят опасности. Наоборот, они бросают в пространство сомнения, сожаления и даже обвинения, но сами достаточно знают, что такое малодушие не помогает им. Они знают, что обвинения не есть призыв, который может умножить их силу.

Правильнее поступали очень древние народы. Они во время опасности на мгновение обращались к Небу безмолвно и бездумно. Они открывали сердце своё для принятия Силы Высшей. Они понимали, что земные слова не могут выразить принятия помощи. Они дозволяли струям, посланным Свыше, беспрепятственно проливаться в сознание. Они были уверены, что в час нужды добрая помощь придёт. Также знали, что пространство населено существами, и добрые стремятся помочь.

Можно наблюдать, как приближение разных тонких существ может производить потрясение организма, даже если они не совсем дурные. Человек выносит разные влияния даже от земных жителей, но ещё сильнее воздействуют тонкие существа, когда они устремляются к кому-то определённому. Так можно представить себе, что дисгармония, вносимая незнакомыми существами, может вызывать даже недомогание. Урусвати знает, о чём Говорю.

Мыслитель чуял присутствие невидимых существ. Он обращался к нежданным гостям, прося не отягощать его, но помочь по способности.

Надземное. 385


Урусвати знает, насколько Мы настаиваем на единении. Люди думают, что это наставление имеет лишь нравственное значение, но они не понимают, что единение есть умножение энергии. Можно представить, насколько Нам легче помогать, когда имеется дружное единение, ведь происходит сбережение энергии. Она направляется в одно место, и такая концентрация даёт яркое усиление энергии.

Пусть люди приучатся понимать, что каждое нравственное указание есть и научный совет. Повторяю эту истину, ибо вижу, что даже читающие Учение не применяют это к жизни.

Но кроме умножения Нашей помощи единение есть как бы насос пространственной энергии. Люди забывают, что их энергия при сотрудничестве увеличивается в несколько раз. Такая прогрессия может быть вычислена, и люди ещё раз могут убедиться, что доверено им в земной жизни. Убедить можно лишь научным путём. Пусть учёные покажут, как возрастают сложенные силы. Явно пусть убедятся, что сотрудничество есть лучшая магия. Но пусть даже не знающие о Нас подумают — может быть, где-то находится ценный источник энергии, который можно приложить к жизни. Каждое такое допущение уже будет приближением к Нам.

Мыслитель понимал, что сила человека не может быть исчерпана, если он помыслит о Высшем Источнике.

Надземное. 386


Урусвати знает о добром ритме или о так называемой естественной Йоге. Среди заветов Золотого Пути Будды, среди Этики Платона, среди Основ Ока Гора в Египте можно найти наставления о Йоге, связанной с земною жизнью. Особенно теперь следует обратить внимание на естественное развитие психической энергии. Не только нужно изучать её, но необходимо прилагать её к жизни. Конечно, психическая энергия действует самостоятельно, но сейчас Говорю о сознательном приложении её.

Не уставайте твердить, что каждый обладает явным сокровищем и может мысленно привлекать его среди всей жизни. Но для этого прежде всего нужно осознать процесс мышления. Дело в том, что человек мыслит безостановочно и во сне, и среди бдения, но одна мысль рефлексируется мозгом, тогда как другая протекает в глубине сознания. Обычно человек не знает об этой глубине. Он не сознаёт, что, может быть, самые ценные накопления протекают вне мозга.

Пусть люди отдадут себе отчёт о безостановочном мышлении. Оно работает как пульс и рождает добрый ритм. Такое определение показательно, оно указывает, что здоровое мышление будет и добрым. Такое непременное качество даст и благотворный внутренний огонь.

Урусвати знает, как в сумерках Тонкого Мира можно вносить огонь целительный. Тонкое тело как чаша фосфора. Можно извлекать из неё свет неисчерпаемый — это тоже добрый ритм.

Мы любим проходить по сферам, нуждающимся в свете, и забросить искры огня. Так и каждый человек может в любом состоянии быть источником света.

Мыслитель говорил: «Добро есть свет».

Надземное. 387


Урусвати знает, насколько различны бывают ощущения во время и после полётов в Тонкий Мир. Можно сказать, что такие ощущения устремляют к самому высшему, но могут быть и болезненные, и даже неприятные.

Ярые отрицатели будут настаивать, что все такие иллюзорные представления не более как сны, основанные на пищеварении. Но люди, испытавшие Мир Тонкий, знают о его реальности.

Почему же так противоположны ощущения при касании к Миру Тонкому? Не следует думать, что они происходят лишь от наших настроений. Наоборот, причины нужно искать в химизме различных тонких сфер. Нужно, чтобы врачи исследовали и сопоставили показания выделявших тонкое тело с их физическими чувствованиями. Можно найти совпадение между ощущениями и виденными частями Тонкого Мира. Можно заметить, что после возвращения в земное тело покажется много противоположных ощущений. Между ними можно иногда установить признаки какого-то отравления. Все эти показания лишь доказывают, что и тонкое тело имеет физические свойства.

Также это доказывает, что химизм различных сфер весьма разнороден. Конечно, при приближении к жилым местам можно ощущать их излучения. Даже не слишком тёмные места могут иметь беспорядочные излучения и тем причинять боль после возвращения в земное тело. Так опыт с выделением тонкого тела сопряжён с различными ощущениями. Будет время, когда такие общения произойдут на точном научном основании. Но каждый путь исследования тернист.

Мыслитель нередко чуял выход тонкого тела. Он мысленно направлял его в сферы, где он мог познать нечто новое.

Надземное. 388


Урусвати знает, какое непрестанное борение происходит между различными слоями материи. Говорю — свет побеждает тьму, такая истина весьма схематична. Несомненно, в конечном итоге свет побеждает, но много стадий будет пройдено, прежде чем хаос или тьма будут рассеяны. Не нужно думать, что между светом и тьмою не существует многих градаций. То же самое должно быть осознано не только в физических ощущениях, но и во всех мыслительных процессах.

Правильно спрашивают — почему так медленно проникают в человеческое сознание некоторые убедительные идеи? Можно удивляться, что закон перевоплощения так трудно воспринимается человечеством, тогда как существуют многие свидетельства. Нужно понять, что осознание такого закона было бы неприемлемым для хаоса. Перевоплощение, признанное всеми людьми, преобразило бы всю земную жизнь. Сопоставьте лиц, принявших этот закон, с отрицающими его, и вам станет ясно, где свет и где тьма.

Можно поражаться, насколько сменяются волны признания и отрицания. Настоящая битва происходит надземно, и великие Силы участвуют в ней. Нельзя сказать, где граница безусловного признания и полного отрицания. Иной отрицатель ближе к познанию, нежели мертвенный, твердящий букву без смысла.

Заметьте, что некоторые люди видели явления Тонкого Мира и тем не менее пытаются отрицать его. Особенно поучительно наблюдать книжников, которые много прочли, но в сознании ничего не усвоили. Можно легко представить себе, какой груз непомерный висит на познании каждого закона. Можно видеть, как гневаются и ожесточаются некоторые люди против даже очевидного проявления, которое не может повредить им. Это есть отражение битвы различных слоёв материи.

Мыслитель понимал, что хаос крепко держит ноги человека.

Надземное. 389


Урусвати знает, что закон притяжения и отталкивания действует во всех мирах, но он полон жизненности, ибо в областях, где властвует мысль, посредником будет самая подвижная энергия. Поучительно наблюдать, как закон этот проявляется в Тонком Мире. Можно изучать его применение гораздо лучше, нежели в плотном мире.

Люди полагают, что в Тонком Мире можно находиться лишь в одной сфере по духовному сродству. Даже такое утверждение условно. Поистине, каждый привлекается в определённую сферу, но это не препятствует ему посылать мысль в иные сферы. По этим мысленным мостам могут происходить новые общения, лишь бы закон отталкивания не проявлялся. Но и такое препятствие можно преодолеть, лишь бы посылаемая мысль была чёткой и доброй.

Можно видеть, как отпадают чувства злобы, мести и вредительства. Они пропадают за ненужностью, ибо существо начинает понимать, что открываются врата не такими ключами. Так же и на Земле труженики забывают обиды и несправедливости, ибо труд поглощает всё их внимание. На высоких сферах не могут быть мысли о зле, оно хаотично, но среди гармонии не могут быть условия диссонанса. Так получается притяжение, и магнит начинает действовать.

Пусть и среди плотного мира уже растёт чёткая мысль, которая приведёт к высотам. Не нужно разбивать такие мысли мелкими невзгодами. Ведь большое количество таких сетований происходит от недоверия. Впоследствии человек жалеет о потраченной энергии на сетования, если он научился доверять Высшим Силам. По всему миру порождаются лучшие мысли.

Сам великий Мыслитель призывал найти прибежище там, где нет отчаяния.




Агни ЙогаКосмические легенды ВостокаВы можете купить полное Учение Живой Этики (в 16 томах)
или небольшую книгу С.В. Стульгинскиса "Космические легенды Востока",
в которой в форме легенд изложены основные положения Учения.

Степан Викентьевич Стульгинскис принадлежит к первому, довоенному поколению рериховцев, которые первыми восприняли идеи Учения Живой Этики. Читателям его имя также известно по труду «Введение в Агни Йогу».