Урусвати знает: чем сложнее обстоятельства, тем больше спокойствия необходимо. Не примите это как нравоучение, но как врачебный совет. Нельзя представить себе, насколько сложные токи могут поражать организм, потому самовнушение о спокойствии так полезно.
Люди отравляют себя и всё окружающее раздражением, это известно, и империл уже упомянут во многих книгах, тем не менее люди не принимают это во внимание. Больше того, раздражаясь, они утверждают, что они спокойны. Так будем откровенны сами с собою. Также не забудем, что мгновение молчания может успокоить волну смятения.
Пусть врачи исследуют людей во время смятения и раздражения. Они найдут корни их будущих болезней. Удивятся наблюдатели, как при затемнении гармонии проявляются зачатки всех заболеваний. При спокойствии они прячутся и не могут быть усмотрены, но при тёмных воздействиях они обнаруживаются. Прежде врач перед исследованием предлагал больному успокоиться, но теперь врач найдёт такое состояние не показательным. Конечно, нелегко найти больного в состоянии смятения. Нужно полное наблюдение, но всё-таки поучительно наблюдать, как все тёмные силы пробуждают соседние, уже поражённые органы.
Так и во всём существовании умножаются отрицательные свойства, если окажутся вызыватели. Помышлять о злобном уже будет зарождением ущерба.
Мыслитель просил: «Пусть вы будете своими врачами. Примочка добра будет прекрасным средством».
Урусвати знает о многих качествах психической энергии. Сущность её остаётся неизменной, но вокруг этого зерна могут быть свойства весьма различные. Назовём воздействие состава крови. Теперь уделяют много внимания расовым отличиям. Можно эти отличия заметить не только на составе крови, но и на особенности психической энергии.
Люди могут ощущать воздействие мысли некоторых народов сильнее или же оставаться холодными в других случаях. Кроме атавизма или кармических причин можно искать основание и в составе крови, который воздействует на психическую энергию. Невозможно перечислить, сколько связей существует между людьми. Стыдно должно быть роду человеческому, когда он не изучает свои связи и свойства. Психология должна заниматься всеми научными областями, которые могут осветить будущее жизни земной.
Мысль не имеет пристанища среди признанных наук, и психология может быть единственным оплотом изучения мысли, иначе говоря, психической энергии. Сейчас особенно необходимо поставить эти вопросы на научную почву. Но для этого требуется сотрудничество целого ряда учёных, располагающих различными лабораториями.
Не стыдно ли, что до сих пор науки разделялись на отдельные лагеря, не имея связи между собою? Получается, что одни науки признаются достоверными, но другие находятся под сомнением. Конечно, такое сомнение основано на невежестве и предрассудке.
Нельзя себе представить, насколько сильны предрассудки. Нужно повторять это от дворцов и до хижины, и, может быть, самые сильные предрассудки живут во дворцах. Так нужно повторять о назначении науки.
Мыслитель поучал: «Умейте открыть дверь науке. Стыдно, если она остаётся в рубище на холоде. Слышите, как стучится знание?!»
Урусвати знает, что надземные взрывы превышают все земные. Никто их не слышит земным ухом, но лишь открытое слышание может почувствовать всё напряжение, создаваемое ими.
Многие полагают, что лица, держащие земную власть, особенно должны чуять и надземную битву, но не так бывает в действительности. Земные предержатели обычно весьма далеки от надземных приобщений, но существуют иные посланные, которые несут ношу мира сего. Они гораздо больше могут быть названы главами земными, ибо они выдерживают высокое тяготение надземное.
Люди не знают, на каких колоннах и на каких пружинах зиждется равновесие. Но разрушители чуют, откуда идёт психическая энергия. Их снаряды летят около избранных. Люди не обращают внимания на такие сверхбитвы. Не существует ещё аппарата, который, подобно сейсмографу, мог бы отмечать надземные напряжения.
Можно представить себе, какие психические смерчи превышают твердь и соединяются с высшими энергиями. Такое особенное время имеет особые знаки. Но люди продолжают пребывать в земных мерах и уподобляться саранче. Учитель предлагает хранить спокойствие, как земной щит.
Мыслитель говорил: «Они хранят нас на всех путях, но явленная защита нисходит Сверху. Пусть имеем щит и от земных стрел».
Урусвати знает, что Мы не одобряем боязнь и мнительность и относим эти свойства к невежеству. В то же время Мы настаиваем на бдительности и на осторожности, эти качества принадлежат озарению. Для неразумных нелегко найти границу между различными чувствами. Они назовут мнительность осторожностью, а бдительность наполнят боязнью, таким образом лучшие качества будут сведены к позорным свойствам. Но разумные поймут, где необходима осторожность, основанная на прозрении.
Когда мир содрогается в смятении, неосторожный будет глупцом. Разумный взвесит все причины и рассмотрит зарождение вреда. Поступит он так не из боязни, но из мужественной решимости. Он не оставит ехидну у порога, ибо зарождение зла принесёт ядовитые плоды. Он не скажет — не стоит обращать внимание на малого скорпиона, ибо из малого вырастает смертельный укус. Особенно понимают разумные, что могут быть такие космические напряжения, когда всё внимание должно быть направлено на обстоятельства планетарные.
Вы замечали, что обычные занятия бывали иногда вытеснены заботами высшими, такие заботы бывают невыразимы словами, но сознание чует, насколько напряжено пространство. Могут быть заболевания, ибо организм принимает токи сильного напряжения. В такие часы нельзя сказать — не обращайте внимания, наоборот, каждая бдительность должна быть приветствована, а всякая боязнь должна быть осуждена.
Мы говорим о земном и Надземном, ибо Мы, будучи всегда на дозоре, не затруднимся сказать, что умножаем бдительность. По счастью, качества неисчерпаемы. И вы не затрудняйтесь повторять, что в час высшего напряжения нужно уявление высшей бдительности. Не страх понуждает вас к такому утверждению, но желание послужить в лучшей мере. Герои рождаются из такого желания. Мы говорили о качествах героя, по счастью, герой может быть в любом месте жизни.
Мыслитель говорил ученикам: «Почуйте себя героями и почуйте, какой геройский подвиг можете совершить сегодня».
Урусвати знает, что психическая энергия будет строго изучаема. Теперь люди чуют лишь примитивное присутствие её, но недалёкое будущее покажет, что все достижения науки будут связаны с психической энергией. При этом будут рассмотрены два отдела: один произвольный и другой непроизвольный, последний проявит особое космическое значение всеначальной энергии.
Люди уже понимают значение мысли и пытаются применять её. Также и посылки волевые уже становятся аксиомой. Но гораздо таинственнее стоит вопрос о непроизвольном выявлении энергии. Люди пока совершенно не признают, что излияния энергии могут иметь пространственное значение. Но можно наблюдать, как некоторые деятели излучали силу, сами того не зная, и такая мощь должна изливаться на дальние расстояния.
Почему же эти деятели не знают, когда они содействуют чему-то, может быть, великому? Они сотрудничают с волею Космоса. Они не могут уклониться от такого сотрудничества, как созвучная струна звучит на великую посланную мощь. Такие деятели усиливают планетные токи и, конечно, должны быть изучаемы, как спасители или разрушители человечества.
Можно без труда наблюдать самые поражающие явления, происходящие около некоторых деятелей, но люди ещё не умеют подойти к таким явлениям, не имеют даже названий для различных ощущений. Пусть направят внимание на соприкасание земного с Надземным. Пусть посмотрят, как подобает свободным учёным.
Мыслитель поучал: «Не забудем, что каждый из нас может видеть явления высшие, но пусть он прежде всего допустит их в уме своём».
Урусвати знает, что эволюция должна быть добровольной. Никакое насилие не может входить в круг эволюции. Люди не желают понять, что эта основа касается всех видов эволюции. Каждая, даже малая, эволюция связана с великой космической эволюцией.
Пусть зачинатели войны подумают, в какую бездну они толкают планету. Даже если война захватывает лишь несколько стран, она всё-таки приносит разложение всей планеты. Никто не подумает, что война есть болезнь планеты. Можно проследить, какие усовершенствования жизни были пресечены бывшими войнами. Не нужны судороги там, где может происходить здоровое преуспеяние.
Ощущение боли наполняет пространство. Взрывы потрясают лаборатории, где творится оздоровление народов. Пусть люди подумают — не разрушают ли они нечто неповторяемое, может быть, веками складывавшееся Мудрыми? Легко разрушить, но не принято мыслить в космическом объёме. Пора представить, какой вред произойдёт в Тонком Мире. Явите углублённое понимание связи двух миров.
Сказано, что эволюция должна быть добровольной, поймите это во всех значениях. Эволюция не только должна быть свободной от насилия, но и должна быть преисполнена доброй воли. Некоторые полагают, что эволюция творится столь Высшими Силами, что человеческое участие бесцельно. Такое заблуждение полно пагубных следствий. Люди должны быть соучастниками эволюции.
Люди должны напрячь добрую волю, чтобы присоединить к потоку высших энергий и свои накопленные силы. Человек не может быть безучастным в отношении совершенствования жизни. Человек, как страж усовершенствования, должен стоять на дозоре.
Нужно понять, что проклятия и осуждения будут плохим оружием. Можно видеть, как складывается карма народов. Те, которые много проклинали, те собирают тяжкую тучу над собою. Эволюция есть претворение добра. Пусть каждый человек помыслит, что он считает наилучшим добром. Пусть он вначале может ошибиться и принять за добро излишество самости, но если он углубит своё размышление, то в конечном смысле он найдёт в себе искры Общего Блага.
Не будем требовать сложных наименований и размышлений, эволюция гармонична и проста в красоте целесообразности. Так мы потрудимся для Общего Блага, зная, что каждое искреннее желание добра уже будет действительною лептою, при этом мы научимся доброжелательству.
Мыслитель говорил: «Если мы соберём все горькие травы, то и похлёбка будет горчайшей».
Урусвати знает, что каждое небрежение к высшим явлениям недопустимо. Казалось бы, такое указание совершенно ясно, но оно вызывает ложные толкования. Люди спорят, что есть высшие явления. Они желают доказать, что такие явления настолько редки, что их невозможно встретить в земной жизни. Таким образом хитрецы освобождают себя от искания явлений высших среди человеческого бытия.
Но мудрые знают, что именно высшие явления могут быть и среди самого земного существования. Они понимают, что каждый человек в мгновение вдохновения находится уже в сверхземном состоянии. Он может чувствовать именно те ощущения, которые соучаствуют с высшими. Каждое такое состояние есть надземное ощущение. Оно делает человека ясновидящим и яснослышащим, только он должен распознать эти свои природные свойства.
Некоторые мыслители полагают, что постоянное приобщение к высшим явлениям выше, нежели одно особое потрясение. Можно пожелать, чтобы люди научились утончать свой организм для постоянных общений. Но хотя одно сильное проявление показало бы им, насколько может быть беспредельна Мощь Высшая.
Чувство настороженности утончает организм, но нужно испытать и напряжение, которое бывает пред огненными вратами, только тогда человек становится мужественным. Мудрость мужественна, ибо она основана на испытании. Никто не может поручиться за себя, пока он не предстанет перед Огненными Силами. Так нужно быть открытым к возможности высшего явления и полюбить такие проявления. Каждое небрежение уже будет отступлением во тьму.
Мыслитель предлагал испытывать своё мужество при каждом обычном явлении. Он говорил: «Кто умеет отважно решать домашние заботы, тот не убоится и самого поражающего нападения».
Урусвати знает, что спокойствие есть понятие относительное. Мы указываем о необходимости хранить спокойствие, но знаем, что даже при добром желании оно может быть достигнуто лишь до известной степени. Тем не менее, если человек будет себе твердить о спокойствии, он хотя бы немного достигнет его.
Не будем винить людей, что они не понимают врачебного значения спокойствия. Они иногда понимают под спокойствием полное бездействие и бездумие, но покой должен быть понимаем как гармония мысли. Отшельники могут быть опрошены, как они достигают равновесия? Они поясняют, что мысль о целесообразности мироздания будет лучшим проводом к спокойствию.
Люди могут заметить, насколько прошлые заботы оказываются ничтожными по прошествии нескольких лет, — так познаем пробный камень. При этом окажется, что многие пышные события утеряли всё значение, но малые повороты могут приобрести значение. Они сохраняются в памяти человечества, ибо сознание имеет свои глубокие мерила.
Один врач утверждал, что в некоторых случаях мрачного отчаяния он применял обратную тактику. Когда больной уверял, что все против него, врач добавлял — не забудьте и возможность землетрясения, при таком бедствии все человеческие уловки становятся ничтожными. Так нужно размышлять о спокойствии. Может быть или вечное спокойствие, или вечное беспокойство. Невозможно продвигаться при постоянном беспокойствии, и вдохновение не может нисходить на обуянного беспокойством.
Мыслитель говорил: «Беспокойный человек подобен мешку с ореховой скорлупой».
Урусвати знает о внутреннем значении земных удач и неудач. На коротких сроках можно наблюдать поучительные кармические проявления. Можно видеть, как иногда одно малое действие переполняло чашу. Можно видеть, как неудача оказывалась лучшими вратами к победе. Можно видеть, как лживая пышность обращалась в нищету.
Можно наблюдать всевозможные жизненные проявления, и только изучение прошлого может дать некоторое пояснение о причинах. Но кто знает наибольшие причины, тот может судить о высшей справедливости. Часто люди называют несчастьем лишь неизбежное следствие, порождённое давно.
Уявление на Земле есть не только проявление земных причин, но и надземных. Не забудем, что в Тонком Мире продолжаются сплетения, утверждённые действиями людскими. Конечно, многое может быть закончено в Тонком Мире, но такое разрешение происходит не часто. Жители Тонкого Мира умеют растрачивать всё пребывание на земные последствия.
У них не хватает решимости покончить с прошлыми заблуждениями и спешно обновить сознание. Между тем Тонкий Мир даёт много возможностей к такому обновлению. Можно получить наставления самые возвышенные, но они будут надземными. Пусть люди научатся применять надземные поучения среди земной жизни.
Мыслитель указывал: «Пусть люди обогащают жизнь из Источника надземного».
Урусвати знает, что земное и надземное должны быть понимаемы как неделимая действительность. Люди много препятствуют такому пониманию. Одни унижают земное, другие кощунствуют над Надземным.
Мы посылаем мысль о гармонии этих начал, но трудно растолковать, что дальнозоркость и близорукость являются качествами и невозможно дать преимущество одному из них. Дальнозоркий упускает из виду соседние предметы, тогда как близорукий не может познать красоту далей. Но нужно признать, что оба свойства имеют своё преимущество. Также не будем умалять земное во славу Надземного. Целость Мироздания есть красота, и человек должен полюбить всё создание, только тогда он может выполнить своё назначение.
Часто йоги гордятся своими достижениями, но они забывают, что труженик, работающий в гармонии, будет не меньшим, нежели они. То же следует сказать о стремлении к долголетию. Когда оно не вызвано особою задачею, оно может даже противоречить закону Природы. Все природные проявления должны протекать в гармонии, и человек должен прислушиваться к условиям мира, так он поймёт, что есть естественная Йога, истинная связь с Высшим.
Мы достаточно говорили о трёх мирах, которые должны быть осознаны. Нельзя ожидать явлений эволюции, когда основы Бытия не признаны. Могут быть судороги, могут быть разрушения, в которых элементы эволюции будут уничтожаемы, так прислушаемся к стонам пространства.
Урусвати знает, как стремительно иногда складываются земные события, даже вне человеческого соображения. Нужно помыслить — могут ли такие процессы происходить лишь на Земле? Они свидетельствуют о надземном проявлении.
Поистине, можно убедиться в наличности надземной деятельности, наблюдая происходящее на Земле. Но люди склонны считать события случайным сцеплением элементов. Они не желают допустить присутствия надземного Разума, хотя древняя мудрость уже знала Великий Разум — Nous. Такое мышление позволяло уравновешивать земные события, но теперь, несмотря на успехи науки, философия значительно отстала, таким образом порождая много бедствий, и люди не могут найти разумного решения.
Можно вспомнить, как некий Правитель перед решением удалялся в одиночество, чтобы хотя один день пробыть без натиска житейских напастей. Можно сосредоточить мысль на назревшем вопросе, но ещё лучше отпустить мысль в Надземный Мир, она вернётся усиленная мощью Силы надземной.
Пусть человек научится обращаться к Миру Надземному. События земные доказывают, что люди всё-таки не желают общения с Источником Мощи. Много несчастий повергают толпы в отчаяние, но даже в бедствиях люди не согласны принять Помощь.
Мыслитель часто указывал: «Не предавайтесь отчаянию, так вы лишь отвергаете Помощь».
Урусвати знает, насколько утончённы надземные энергии. Даже мощные токи могут быть прерываемы земными воздействиями. Люди трудно воспринимают такие проявления, но вы сами испытали, как земные движения могут пресекать врачебные токи.
Мысли, посылаемые Нами, могут легко быть прерываемы любым людским шумом. Дальние посылки легко вытесняются земными соображениями. Всё это означает, что в орбите Земли все притяжения действуют по закону земному. Нужно понять, что для восприятия Наших волн нужно обострить организм, прежде всего мысленным утончением. Давно сказано о расширении сознания, но и это понятие толкуется превратно. Нередко полагают, что расширение сознания заключается в допущении всего, но тогда сознание обратилось бы в постоялый двор! Истинное расширение сознания увеличивает восприимчивость и распознавание. Только мышление может способствовать такому очищению, и для общения с Нами нужно уметь мыслить.
Не умеющий мыслить попадает в лес противоречий, вместо того чтобы найти обобщающий смысл. Только большой неутомимостью можно вырваться за пределы земных притяжений. Только свободная воля может вывести к широкому пониманию особенностей надземных.
Мы недавно сказали о неделимости надземного и земного, не покажется ли теперь противоречием, что Мы говорим о надземных особенностях? Но нет противоречия, когда на вершине дышится иначе, нежели у подножья. Некоторые боятся воздуха вершин, также некоторые боятся мысли о Надземном. Страх этот бывает настолько велик, что он парализует мозг.
Вы знаете людей, которые не могут мыслить о Надземном. Психиатры должны бы изучить таких однобоких индивидуумов, у них некоторые мозговые центры не действуют. Для развития воображения нужен длительный опыт среди смены различных состояний. Правильное развитие воображения спасёт от страха.
Житейские мудрецы скажут вам обратное; по их мнению, воображение есть иллюзия и должно быть изгоняемо по закону рассудка. Но правильнее жить не законом рассудка, но законом разума. Древний Нус позволял признавать Надземный Мир.
Урусвати знает радость о Вселенской Справедливости. Многоразличны наименования этого закона у всех народов. Каждый по-своему называл — Карма, Мойра, Фатум, Кисмет, так люди понимали рок. Одни чуяли его радостно, другие мрачно, но никто не отрицал существование закона, который проявлялся во всём Космосе. Разумность такого двигателя указывает на стройность Мироздания.
Отдельные верования пытались уничтожить глубокий смысл Космической Справедливости, но сами они впадали в горшее заблуждение. Можно наблюдать, как теряли значение восставшие против истины, в то же время можно видеть, как преуспевали те, кто уважал проявление космического закона.
Просмотрим историю народов и отдельных деятелей и убедимся, что закон Вселенской Справедливости прекрасен. Не будем останавливаться на указаниях о мщении, ибо закон не знает такого насилия. Наоборот, целесообразность истекает от кармы и сияет на весах равновесия. Опять снимем повязку с глаз Фемиды. Справедливость должна быть зрячей и дальнозоркой.
Не будем ужасаться космическим событиям, но примем их достойно, как действия великого закона. При внимательном отношении убедимся, что следствия имели свои причины.
Мыслитель убеждал сограждан смотреть пристально, чтобы уметь найти причины происходящего.
Урусвати знает, как высоко Мы ценим духовное преуспеяние. Оно должно вмещать как отречение от самости, так и знание земных условий. Человек, отрешившийся от всего земного, не может быть правильным судьёй, также и погрязший в земных вожделениях не может возвыситься для обозрения справедливого.
Но редко можно найти совмещение этих двух условий. Люди полагают, что они противоречат себе. Люди не замечают, насколько преуспеяние духовное может быть достигаемо в самой жизни.
Монастыри учреждались для помощи немощным духом, но сильные и из монастыря умели далеко распространить своё учение. Недолго они могли оставаться в пустыне, наполнив духовный сосуд, они ощущали потребность возвратиться к людям. Тем они не только несли духовную помощь, но и сами приобретали знание жизни. Это последнее условие обычно не понимается, ибо люди не знают о равновесии.
Можно привести пример Нашего Братства. Оно не могло бы существовать без понимания земных условий. Отрицающие земные условия также лишают себя и милосердия и сострадания, но без этих качеств невозможно духовное продвижение. Учение обновлённого мира не может жить среди жестокосердия. Не могут развиваться гуманитарные науки там, где молчит сердце.
Урусвати знает, что беспорядочная толпа порождает особо опасные излучения. Толпа, обуянная одним устремлением, всё же менее вредна, нежели уявление беспорядка. Когда учёные сумеют научно исследовать ауру человека, они убедятся, какие убийственные химизмы рождаются при беспорядочных токах.
Не следует думать, что общее согласие толпы легко возможно. Каждая толпа состоит из различных побуждений, новые ядовитые химизмы порождаются именно вследствие разрозненных устремлений. Это обстоятельство учёные должны принять во внимание.
Никогда не собирались такие толпы, как сейчас. История не знает таких гигантских городов, как теперь. Рим в период упадка достигал десяти миллионов, но это скопление лишь содействовало его распаду, так и теперь. Существуют предельные цифры, после которых Левиафан начинает гнить.
Много указаний дано, чтобы люди селились вне городов, но все советы пренебрегались, и люди самоотравлялись в своих Вавилонах. Уже можно видеть, как события принимают течение, давно указанное. Невозможно остановить процесс логический, он зародился и должен расти. Вопрос лишь в том, кто сумеет усмотреть благоданность этого преобразования или признает гибель Новой Атлантиды. Радость о преображении может создать лучшие виды общежития, но многие ли готовы к такой радости?
Мыслитель указывал, что люди не знают лучших радостей.
Урусвати знает, что человек должен трояко беречь здоровье. Первое — своё здоровье, затем здоровье планеты и, наконец, здоровье надземное. Последнее не есть гипербола, ибо земные жители должны дать себе отчёт, что они не могут вторгаться в гармонию Надземного Мира. Также и здоровье планеты зависит от мудрого использования её сил. Малые человеческие организмы представляют мощные батареи и поистине властвуют над ближайшими земными слоями. И своё здоровье человек должен беречь не только ради себя, но и для близких. Только успешное понимание трёх здоровий может дать истинное преуспеяние.
Когда Говорю о здоровье, конечно, имею в виду не только телесное, но и духовное. Можно убедиться на истории человечества, что эволюция совершалась блестяще, когда оба условия были в гармонии. Можно видеть, как в Элладе здоровье атлетов соединялось с мудростью философов и государство преуспевало.
Но можно назвать страны, где спорт стал культом и подавил значение духа. Можно убедиться, к чему приводит такое неравновесие, но и здоровье духа не есть ханжество и лицемерие. Мы можем указать, насколько возвышенное знание и искреннее служение общему благу составляют устои здоровья духа.
Не нужно предлагать оставление жизни, ибо самое естественное здоровье духа куётся в горниле жизни. Также и здоровье телесное должно быть понимаемо разумно. Нужно беречь сокровище жизни, но оно не должно отвлекать от самоотверженности. Невозможно найти равновесие среди жизненных противоположений, но здоровый дух скажет своё мудрое решение.
Человек может перейти опасный поток во спасение близкого и не получить убийственной лихорадки, если он движим крыльями духа. Человек может стать стражем планеты, если он в равновесии духа и тела. Человек может послать чистые мысли в надземные миры, если он ведом здоровым духом.
Мыслитель спрашивал: «Не думаете ли вы, что мы можем помочь всем Музам нашею мыслью?»
Урусвати знает, как часто при мысленных посылках достигают лишь отдельные слова. Причин несколько: прежде всего, это значит, что не все слова были посланы с одинаковой силой. Кроме того, могли быть пресекающие токи, которые прервали сообщение и даже могли донести постороннее сообщение. Также токи могут быть причиною бессоницы.
Если бы люди могли уразуметь, какие бури свирепствуют вокруг них, они прониклись бы осторожностью во всех своих действиях. Но они даже не допускают, что слышимые ими слова могут иметь пространственное значение. Особенно можно замечать такие потрясения во время земных битв. Уже это одно должно напомнить, насколько связаны между собою земные и надземные столкновения. Нужно очень бережно отнестись к внутреннему слуху. Могут быть напряжения, которые врачи приписывали бы к земным причинам, но они забывают, что надземные причины превышают в сотни раз. Люди полагают, что голубое небо пусто, но наука уже знает о наполнении пространства. Неужели эта аксиома так трудна?
Вы слышите крики ужаса, но иногда и восклицания радости. Чаще доносятся вопли ужаса, ибо в этих выражениях люди устремляют свою наибольшую энергию, в радости люди слабее. Теперь, когда столько ужасов омрачает Землю, можно наблюдать излучения сил отчаяния. Учёные могут прийти к заключению, что если крик ужаса так далеко проникает в пространстве, значит, он послан мощной энергией и излучает наиболее заметные лучи. Правильно подумать, что каждое слово человеческое имеет свою ауру и пронзает пространство на дальнее расстояние.
Также в дни расстройства можно видеть неумных людей, которые продолжают жить, как бы ничего не происходило. Нельзя не изумляться такому неразумию, ибо оно подобно, когда среди пожара кто-то начнёт плясать. Неумно и впадать в отчаяние, и Мы предлагаем спокойствие, но это спокойствие полно осознания происходящего. Мудрый понимает, какие поступки уместны во время мирового потрясения.
Можете заметить, что в дни особого напряжения Мы не произносим слово «Армагеддон», — попугаи овладели им. Они щебечут на все лады значительные слова и в то же время пляшут на вулкане.
Мы восклицаем — огонь, огонь! — но лишь немногие понимают, какой огонь и какое напряжение в мире.
Мыслитель поучал: «Хотя каждое мгновение несёт разрушение небесного тела, но бывают такие напряжения, когда лишь согласный хор может предотвратить катастрофу».
Урусвати знает, что Нирвана есть высшее гармоничное напряжение энергии. Паранирвана есть тем более высшее напряжение. Люди полагают, что Нирвана им недоступна и для самадхи требуется долгое телесное и духовное упражнение. Но не забудем, что организм человеческий есть совершенный микрокосм, в нём заключаются всевозможные явления до беспредельности.
Каждый человек может ощутить намёки на чувствования Нирваны и Самадхи. Но такие намёки будут так быстротечны, что земное сознание не умеет усвоить их. Человеку может показаться, что он беспричинно теряет сознание, или вспыхивает необъяснимым огнём, или как бы теряет телесный вес. Много бывает явлений, которые заметны лишь расширенному сознанию, но лишь исключительные избранные могут осознать происходящее. Среди многих достижений науки ещё не произнесено утверждения, что каждый человек может приобщиться к высшим чувствованиям, но он должен держать дух в чистоте.
Кто же может достичь духовного очищения? Скажут — для этого нужно быть такими мыслителями, как Анаксагор, Платон или Пифагор. Но кроме мыслителей мир был движим такими вождями, как Перикл или Акбар. Они оставили память о веках процветания. Кроме великодушия и милосердия они утверждали и твёрдость, избрав путь народного спасения. Каждый знает сапожника Бёмэ и химика Вогана. Много примеров явлено во всех веках, чтобы люди поняли, что духовное очищение достигается во всех состояниях.
Также и теперь на Земле имеются сотрудники эволюции. Пусть люди не различают их, ибо никогда толпа не угадывала ручное, трудное достижение. На Земле и рука, и нога пребывают сотрудниками духа. Не царскими одеждами отличаются носители эволюции, не знают их. И только итоги истории очистят их путь. Пусть люди радуются, что всегда на Земле проходят избранные, тем надёжнее вера в устроение Нового Мира.
Мыслитель, даже когда он был продан в рабство, говорил: «Прекрасное доказательство разнообразия пути человеческого».
Урусвати знает, что из множества цветов можно сплести гирлянду или прекрасную, или безобразную, всё зависит от сочетания. Вот Мы учим говорить с каждым по сознанию. Мы не хотим унизить собеседника, но лишь предусматриваем многие земные специальности. Даже языки различны, ещё больше различаются познания.
В каждом хранилище может быть найден ценнейший предмет. Для такой находки придётся разобрать множество вещей. Может быть, придётся и запылиться, и загрязниться, придётся выслушать оскорбления и кощунства, но за всем этим может быть найдено сведение ценнейшее.
Чтобы говорить по сознанию, нужно прежде всего выслушать собеседника, ощутить его излучения и понять его намерение. Не забудем, что люди распались на бесчисленные специальности, и спасительный синтез уже не принят в образовании. Люди иногда мечтают о физическом, всемирном языке, но забывают, что прежде надо подумать о духовном взаимопонимании.
У людей сложился особый вид проповедников, который не считается с мышлением слушателей. Из-за такого высокомерия происходит непоправимый вред. Скудные проповедники не понимают запросов слушателей, они велят верить, забывая, что вера есть следствие знания. Но сами они лишены не только такого знания, но не имеют и магнетизма. Говорю не только о проповедниках, но и о школьных учителях. Простое указание о беседе по сознанию вызывает множество злотолкований. Печально, но нужно сказать, что нередко люди начинают говорить по своему сознанию, происходит это прежде всего от неуменья выслушать.
Друзья! научитесь выслушивать и тем легче подойдёте к собеседнику. Конечно, при расширенном сознании легко понять особенности собеседника, но такая степень провидения может быть встречена редко, и потому воспользуйтесь обычными мерами человечности. Взаимоуважение близко живёт от сострадания.
Урусвати знает, сколь велика радость уметь жить в будущем, такая жизнь может быть названа эволюционной. При этом нужно научиться не унижать прошлое и понять, что настоящее не существует, — или было, или будет.
Нелегко перенестись в будущее как в реальность. Люди не умеют мыслить о будущем, ибо боятся его. Они страшатся, что будущее наступит без них. Они не желают вдуматься в непрерывность жизни и не понимают, как они могут сотрудничать с Тонким Миром. Таким образом, они отсекают себя от будущего, не желают познать прошлое, остаются на настоящем, которое не существует. Самое опасное положение — остаться ни при чём. Но люди так легко могли бы приобщиться к будущему, особенно теперь, когда биология сделала такие успехи.
У Нас особенно радуются, когда замечают уменье перенестись в будущее. Такое устремление подобно закидыванию якоря, который поможет приблизиться к спасительному берегу. Основа Братства лежит в устремлении к будущему. События должны быть планомерны. Нужно познать зодчество Мироздания, чтобы освоиться с Беспредельностью. Невозможно упасть в Беспредельность, также и безграничное будущее позволяет найти полезный труд. Попробуйте представить себе земную жизнь без прошлого и без будущего, какая скучная получится ярая жизнь, как на малом острове среди океана. Конечно, у людей останется взгляд кверху, если кто настолько дальнозорок.
Мыслитель жалел тех, кто не мог радоваться о будущем и не умел взирать вверх.
Урусвати знает о появлении новых болезней. Они имеют в основании воспаление гланд, они чрезвычайно разнообразны. Гланды выделяют секреции в увеличенном или уменьшенном количестве. Сами гланды увеличиваются или уменьшаются до отмирания.
Люди могут сообщить друг другу поучительные подробности, но они это не делают и тем способствуют развитию эпидемии. Можно замечать, что пульс и температура весьма колеблются и могут быть боли в нервных центрах. Подобная болезнь не зависит от самих людей, на неё воздействуют химизмы пространственные, получается заколдованный круг.
Люди усиливают своими мыслями и действиями пространственные химизмы, но химизм, как бумеранг, поражает самого создавшего, так происходит опасная эпидемия. Врачи пытаются назвать её старыми именами, не замечая новых симптомов. Конечно, химизм воздействует на слабые органы, и потому получается разнообразие симптомов.
Можно сказать, что человечество самоотравляется, и могут страдать наиболее утончённые организмы. Так при самых опасных событиях появляются новые болезни. История, к сожалению, не отметила этих соответствий.
У Нас составлены показательные таблицы, которые показывают, что человечество само себя бичует.
Мыслитель постоянно беседовал с врачами, спрашивая, могут ли они замечать волны эпидемий?
Урусвати знает, что Мы называем новую эпидемию «жёлтая болезнь», ибо она вызывает желчную пигментацию не только выделений, но и на всех слизистых оболочках. Не следует, чтобы эта болезнь распространялась. Так нужно соблюдать спокойное настроение, это понятие нуждается в пояснении.
Не следует приписывать настроения лишь желудочному расстройству или простуде. Пусть люди поймут, что причину нужно искать в нервных центрах, которые получают импульс от различных пространственных химизмов. Настанет время, когда врачи сумеют распознать, который из центров затронут, но пока они лишь утверждают о плохих нервах и лечат их наркотиками.
Уже пора перейти к познанию значения нервной системы. Она является посредником с областью Надземною. Дело не в том, что у человека плохие нервы, но в том, какие химизмы и на которые именно центры они воздействуют? Так наука получает для доследования учёных самые высокие области. Нужно установить, что психическая энергия пространства может быть изучаема и жизнь земная может совершенствоваться на глазах одного поколения.
Мыслитель поучал: «Не только капля воды содержит мир, но каждая частица воздуха уже есть микрокосм».
Урусвати знает, что Мы советуем во всём реально- научное мышление. Даже самое возвышенное вдохновение должно быть укреплено наблюдением научным. Не нужно думать, что такой подход может что-либо умалить. Не нужно забывать, что многие прекрасные идеи распадаются от беспочвенного разумения. Такую необоснованную веру следует заменить светом познания.
Даже в лучших верованиях служители их пытались сделаться учёными, чтобы тем легче найти основание для утверждения. Но не забудем, что познавание должно быть свободно от предрассудков. Немало учёных, которые представляют из себя ханжей, только подрывая прекрасную свободу науки. Надземное должно дать широкую возможность для научных наблюдений. Сами видите, насколько связано современное людское мышление.
Можно убедиться, что даже в древности умы исключительные не боялись помыслить о живом пространстве. Иногда они населяли его своеобразно под давлением толпы, но всё же полёт их мысли был широк. Мы познавали и материально, и идеально, чтобы прийти к заключению, что оба образа мышления в своём высшем выражении приходят к единству. Не нужно подозревать, что Мы хотим навязать своё убеждение, Мы лишь желаем снять цепи, затрудняющие шаг человечества.
Мыслитель поучал: «Оставьте за порогом оковы, они мешают говорить о свободе мысли».
Урусвати знает, что при соблюдении известных условий иногда допустимо переливание крови. Это — физическое действие, но может быть и психическое взаимопереливание психической энергии. Не скоро врачи дойдут до научного переливания психической энергии, но оно происходит и само собою при соприкасании излучений.
Уявление переливания психической энергии станет в будущем самым обычным учением. Можно способствовать гармонии человечества при распределении всеначальной энергии. Если можно без вреда уделить значительное количество крови, то так же можно поделиться и запасом психической энергии. Для крови нужно принять во внимание расовые условия и физическое состояние организмов, но для обмена психической энергии нужны ещё более утончённые условия. Необходимо, чтобы коэффициент энергии был гармоничен, и это условие можно достигать научно. Так, например, при выдыхании выделяются некоторые субстанции энергии, их можно уловить на металлическом зеркале.
Нужно отдать справедливость, что у древних существовал обычай наблюдать состояние энергии на следах при выдыхании на металлическую пластинку. Сплав, о котором мы уже говорили, особенно одобрялся в древности, но наши учёные не обращают внимания на древние наставления. Так, они не изучали с психической стороны недавнее приближение Марса. Люди твердили о принесении войны, но они не подумали наблюдать состояние человеческого мозга, отравленного химизмом Марса.
Можно пожалеть, что люди не пользуются показаниями природы. Люди задолго знают о затмении, но не производят психических наблюдений.
Мыслитель поучал: «Не упустите мгновения, когда Природа даёт свои откровения».
Урусвати знает, что вампиризм является противоположением правильного гармоничного взаимопереливания энергии. Нужно не забывать, что вампиризм развит широко, и наука не умеет бороться с ним. Невозможно прилагать механические меры там, где унижено понятие всеначальной энергии.
Малосведущие люди вообще не понимают, где границы вампиризма и благого переливания энергии. Они судят по себе и полагают, что каждое взаимопереливание есть уже акт эгоистический, но они не могут представить, что в некоторых случаях необходимо явить особую энергию. Такая жертва будет вовсе не для себя, но ради общего блага.
Не нужно удивляться, что энергия утончённая имеет свои незаменимые качества. Явление всеначальной энергии так же разнообразно, как все явления космические. Для неподготовленных глаз вся Природа однообразна, но мышление помогает различать неисчислимые щедроты Мироздания. Не будем спорить с теми, кто не признаёт научных подходов к космическим проявлениям.
Удивительно, что человек обычно противоречит познанию самых полезных для него законов бытия. Можно в таких борениях заметить извечную борьбу хаоса с Проявленным, потому не огорчайтесь, когда самые простые основы воспринимаются людьми так трудно.
Мыслитель иногда усовещивал спорщиков, указывая, что простейшее воспринимается особенно трудно.
Урусвати знает, что выделение психической энергии может быть видимо как лёгкое испарение или даже как огонёк. Но не следует забывать, что неиспытанный глаз не сможет заметить эти проявления. Вообще люди не могут изъяснить, почему многие психические явления в нежданных случаях видимы, между тем как даже при напряжённом ожидании они не выявляются. Но пусть люди запомнят, сколько внешних энергий их окружает и воздействует.
Много у Нас воспоминаний, когда люди не признавали самых явных знамений и желали объяснить их самым эгоистическим образом. Причина таких заблуждений в том, что люди не думают о внешних воздействиях, но если и думают, то лишь как о насилии. Сотрудничество при таком мышлении совершенно исключается.
Драгоценно всякое доброе сотрудничество, но особенно ценно сотрудничество психическое. До сих пор не обращали внимания на глубокое значение такого сотрудничества. При некоторых философских собраниях было принято погружаться в сосредоточенное углубление, но обычай этот сводился к условному отвлечённому помыслу, и не происходило мысленного сотрудничества.
Между тем многие ораторы могут засвидетельствовать, что иногда речь их была особенно убедительна и ярка, точно на них воздействовала какая-то мощная энергия. Конечно, могли быть надземные влияния, но, кроме того, могли быть и воздействия мышления сотрудников и слушателей.
Также ораторы могли бы удостоверить, что иногда случались полные перерывы их мыслей, слова выпадали и уже заученная речь испарялась, что было также воздействием беспорядочного мышления толпы. Но Мы не знаем, чтобы учёные исследовали такие воздействия. Если влияние мышления не изучается, то нужно ли удивляться, что надземные воздействия не признаются.
Мыслитель поучал: «Не забудем о друзьях и врагах невидимых».
Урусвати знает, что каждое человеческое прикасание есть действие магнетическое. Некоторые люди на этом основании отменили рукопожатие, но сейчас приходит время, когда наука должна пояснить здоровые условия всяких натираний. До сих пор обращали внимание на механические растирания и медицина указывала лекарства для втирания. Люди приписывают большое значение таким воздействиям, и они среди всяких лечений справедливо поняли огромное значение таких накожных втираний, но самое главное было упущено. Никто не заботился о том, кто именно производил втирание. Между тем такое условие гораздо значительнее, нежели само втирание.
Следует понять, что лишь при гармоническом сочетании психическая энергия может целительно действовать. Заметьте, что при одинаковых болезнях втирания действуют весьма различно. Много случаев, когда лёгкое прикасание руки гармонической действует как лучшее лекарство. Но также очевидно, что даже при лучшем механическом притирании получается несомненный вред. Не только врачи, но и сиделки должны быть проверены в отношении качества психической энергии. Не только вера во врача нужна, но и благотворность энергии.
Уявление таких предварительных изучений позволит поднять здоровье народа. При этом не следует заподозревать, что негармоничная энергия есть дурная энергия. Она может только не соответствовать, но вред будет немалый.
Мыслитель настаивал, чтобы люди научились понимать значение гармонии, иначе собаки будут в лучшем положении.
Урусвати знает, как разнообразны качества психической энергии. Можно их изучать посредством исследования излучений и вибраций. Но такие исследования могут быть произведены лишь в будущем, при усовершенствовании аппаратов. Но есть ещё один способ, который можно применить. Мы уже говорили о магнетизации воды. Вы сами наблюдали, насколько вода приобретает свойство психической энергии человека и какое непродолжительное время требуется для этого.
Можно наблюдать, насколько индивидуально будет показывать воздействие энергии вода, поставленная около головы. Можно также отмечать, какие минеральные примеси наиболее способствуют наблюдениям. Воды железистые хороши, но сернистые неудачны.
В древности такие опыты производились часто. Иногда на поверхности воды помещали несколько капель древесного масла, полагали, что оно способствует концентрации токов. Обращали внимание и на сосуд, предпочитали медный, но не глиняный. Стенки сосуда должны были быть полированными, и такой сосуд не употребляли в домашнем обиходе, его держали закрытым медною покрышкою. Такие предметы показывали, насколько обдуманно поступали древние.
Наверно, у них были и другие способы и методы примечать различные состояния энергии. Кроме того, древние называли наблюдения гаданиями, но в глазах скептиков такие наблюдения теряли научное значение. Мыслящий дух снова открыт, чтобы показать человечеству, насколько незыблемы основы. Можно улыбаться, насколько люди удовлетворяются условными наименованиями, но сущность остаётся неизменной, и среди древних обычаев можно находить научные достижения.
Мыслитель поучал: «Не думайте, что предки ваши были глупцами. Вы забыли многое ими достигнутое».
Урусвати знает о передаче ощущений на расстояние. Такой опыт ещё больше подтверждает наличие энергии, которая напитывает всё пространство. Не забудем, что терафимы основаны на такой передаче. Не нужно непременно иметь какое-то изображение, когда энергия посылается приказом воли. Всякие терафимы являются лишь пособниками передачи, но сильная воля не нуждается в таких пособниках.
Нужно помнить, что в жизни передача ощущений встречается так же часто, как и передача мысли, но люди не обращают внимания. Передача ощущений может быть сознательной и преднамеренной, но может быть и бессознательной, таких передач больше, нежели сознательных, и многие болевые ощущения и настроения являются следствием таких передач.
Можно предвидеть, как в будущем человечество упорядочит огромную область мысли. Само законодательство должно предусмотреть, насколько жизнь проникнута сильными энергиями. Не нужно думать, что можно как-то миновать эту сферу, она гораздо материальнее, нежели телесная оболочка.
Учение Жизни должно прежде всего указывать, где находится средоточие человеческого бытия. Нельзя оставаться в заблуждении, что лишь некоторые колдуны и чародеи владеют силами природы. Каждый человек находится в прикасании с мощью энергии и не хочет познавать своё преимущество. Можно написать ряд книг по вопросам тайноведения, но они будут бесполезны, пока человек не озарится мыслью о своих возможностях.
Все советы, даже самые неотложные, люди будут лениво читать, как любопытную историю. Они не подумают, что писание даётся им для немедленного применения.
Мыслитель торопил сограждан познать Мир невидимый, но ощутимый.
Урусвати знает о многих предупреждениях и наставлениях, посылавшихся человечеству. Сопоставьте смысл поучений Пифагора с письмами Пресвитера Иоанна, с деятельностью Сен-Жермена и письмами Махатм и везде найдёте заботу об оздоровлении человечества.
Пусть наставления даны на различных языках и носят следы современной им эпохи, но поучительно следить за основами этих посланий. Люди иногда считали такие писания подложными, но разве не бросается в глаза, что в разные века жила одна мысль? Многие послания приписывались определённым лицам, но ещё больше существует писаний анонимных. Можно видеть, как они проникали в разные страны и имели своих последователей. Нужно изучать эту огромную литературу, ибо она не собрана и не сопоставлена по внутреннему смыслу.
Люди часто жалуются, что они не имеют руководства, но возьмите с полок книгохранилищ рукописи и печатные труды, чтобы убедиться, какое множество неизвестных авторов трудилось над эволюцией человечества. Не забудем, что некоторые из этих деятелей имели несколько псевдонимов. Таким образом, невозможно собирать труды по авторам, но лишь по их внутреннему смыслу.
Мы не дорожим Нашими Именами, ибо в долгой жизни слишком много имён сменяется. У Нас почитают смысл труда, но не придают значения — находится ли имя на первой или десятой полке. Также не забудем, сколько рукописей было уничтожено руками явных завистников.
Мыслитель говорил: «Можем ли быть уверены, что наши писания сохранятся под нашими именами? Не будем думать об этом, ибо такие помыслы суть лишь трата времени».
Степан Викентьевич Стульгинскис принадлежит к первому, довоенному поколению рериховцев, которые первыми восприняли идеи Учения Живой Этики. Читателям его имя также известно по труду «Введение в Агни Йогу».