Урусвати знает, что при новой расе происходят смены во всех областях Природы. Обычно люди не замечают этих смен, но если кто-либо усмотрит нечто необычное, он стыдится сказать о таком наблюдении. Даже ясные намёки о новых видах болезней не углубляют изучение. Но следует присматриваться ко всему окружающему. Среди животного мира можно встретить много необычного, также и растительный мир даёт много подтверждений. Болезни животных и растений напомнят о необычных эпидемиях людей. Люди привыкли вооружаться против известных бичей, но сейчас не чума и холера страшны, даже не рак и менингит, но образуются новые виды так называемой невралгии, которая может обратиться в целую эпидемию. Можно назвать эти болезни страданиями психической энергии, при этом могут происходить явления инфекции. Но врачи ещё долго не обратят внимания на новые формы заболеваний. Можно назвать их огненной лихорадкой, но не в названии дело, гораздо важнее понять причину.
Не будем успокаивать себя, что смена расы неизбежно приносит многие смятения. Каждый задумавшийся над психической энергией поймёт, что она должна быть соблюдена в чистоте. Можно понять, что загрязнённая энергия даёт и ужасные пространственные проявления.
Так, Мыслитель утверждал: «Не забудем, что всё находится в движении. Никто не имеет права грязнить поток космический, он умножит страдания многих и прежде всего и свои. Но явление ужаса мешает людям заглянуть в дальние миры».
Урусвати знает, насколько трудно достижима гармония сознаний. Мы не говорим об уравнении сознаний, ибо по щедрости Вселенной равенства не существует. Но и при неповторяемости всё же требуется гармония всех частей. Тем труднее вообразить, какими сложными путями можно способствовать равнению сознаний. Один человек уже восходит к вершине, но другой ещё не приблизился к подножию, не имеют они общего мышления. Если дадите им одинаковые познания, то для одного они будут недостаточны, но для другого они переполнят его мышление и внесут смущение до предательства.
Учитель много раз должен примерить, что именно может вместиться без вреда. Лучше недосказать, нежели переполнить и довести до предательства. Сущность мудрости в том, чтобы понять все разновидности, пригодные для гармонии. Так можно видеть, как Учитель иногда спешит, но другой раз удерживает. Нужно понять, что Учитель в это время наблюдает целую процессию путников и равняет их шаг.
Не следует забывать, что многое творится, чего человек не может увидеть от своего пути. Также не следует изумляться, когда Учитель намечает вехи на дальнее расстояние. Учитель указывает на различные вехи, которые от земного плана кажутся иногда незначительными, но они могут быть символами великого значения. Также нельзя удивляться, почему такие вехи могут быть даны на большие сроки. Не забудем, что в Тонком Мире вопрос времени не существует и знаки могут вспыхивать по мере их значения, но не по-земному.
Мыслитель говорил: «Кто может знать меры, существующие в пространстве? Мы можем внимать, но не следует прилагать меры карликовые к великанам».
Урусвати знает, что знаки, проявляемые Природою, бывают чрезвычайно разнообразны. Часто люди стараются усмотреть лишь мрачные знамения и постепенно впадают в суеверие. Но пытливый глаз уследит и за особыми урожаями и поймёт, что при расстройстве токов могут быть крайности, как хорошие, так и плохие.
Люди мудрые иногда вовсе не радуются нежданным успехам в хозяйстве. Они понимают, что особое нагнетение токов, удачное для их сада, может бедственно отразиться на дальних землях. Так и во всём.
Уже в древности мудрые знали, что особые знаки, как удачные, так и неудачные, показывают на ужасные последствия. Невозможно представить, какие катастрофы совершаются в пространстве и через века достигают нас. Нельзя предотвратить уже совершившееся, но можно напрячь силы духа, чтобы принять уже приближающееся. Когда Мы говорим о необходимости гармонии, Мы видим далёкие сдвиги, которые люди ещё не могут видеть.
Мыслитель часто напоминал о возможности космических катастроф. Люди смеялись над Ним. Но могли ли они утверждать, что в далёком пространстве не произошла катастрофа, которая через тысячелетия дойдёт до Земли? Но предвестники её могут уже доходить и смущать сознания человечества.
Урусвати знает, что всеначальная энергия наполняет всё сущее. Почему же нужно так часто людям напоминать эту истину? Явление всеначальной энергии особенно не понято людьми. Они говорят о многих энергиях, но не дерзают признать, что основная энергия одна.
Теперь нужно понять, что энергия мысли есть одно из самых высших проявлений всеначальной энергии. Нельзя обособить мысль от основной энергии Мироздания. Именно мысль служит вечным двигателем основной энергии. Мысль порождает токи, которые являются возбудителями и как бы обновителями Вселенной. Так, когда Говорю, что мыслящие существа принимают участие в мироздании, можно понять это прямо, не иносказательно. Но тем более накладывается ответственность человека за качество мысли. Уже достаточно сказано о качестве мысли, когда добрая, сильная мысль даст и токи прекрасные, но злая посыплет землю мертвенными шлаками.
Учитель должен наставлять учеников к продолжительному мышлению о прекрасном. Каждый познаватель может обогатить пространство. Не будем думать, что почва нуждается в механическом удобрении только. Нужно производить опыты с воздействием мысли. Правда, такие опыты продолжительны, но Мы, нередко, именно устремляем внимание к длительным изучениям. Невозможно достигать твёрдых выводов при спешных заключениях. Пусть составятся целые преемственные опыты и тогда подтвердится, что тонкая энергия требует и тонкого изучения. Именно, нельзя к великанам применять карликовые мерки.
О том же говорил и Мыслитель. Он постоянно предупреждал, что высшие предметы должны быть изучаемы с высшим настроением, — «будем целесообразны».
Урусвати знает, насколько не осознано человечеством понятие ритма. Древнее учение о ритме утеряно. Новое понимание сведено к грубейшему танцу и музыке. Учёные говорят о вибрационном ритме, но эти заключения не выходят за пределы лабораторий. Но ритм должен выражаться во всей жизни, во всей работе, во всём творчестве. Лишь опытные работники понимают, насколько производительней труд ритмический.
Истинно, труженик карма-йог без всякого насильственного напряжения знает радость ритма. Карма-йог трудится не потому, что его кто-то заставляет, но он не может жить без труда. Эта Йога очень связана с ритмом. К сожалению, в обиходе не часто встречается такое сотрудничество, самоизвлекающееся и неисчерпаемое. Лишь ярко выраженный ритм сливается с такими же созвучиями во всех земных странах, получается своеобразная взаимопомощь. При незримости такая помощь будет истинной гармонией.
Кроме того, каждый труженик имеет помощь от Тонкого Мира. Люди весьма преуспеют, когда они поймут такие незримые сотрудничества. Насмешники скажут: «Неужели и плотники, и жнецы, и каменщики получают помощь из Тонкого Мира?» Насмешка неуместна, именно каждый желанный труд получает помощь. Люди должны задуматься над неистощимым запасом энергии в Тонком Мире.
Ещё Скажу одну истину, мало понятую. Люди горюют, когда идеи их подхватываются и используются. Но, в сущности, каждое распространение полезных идей должно радовать. Но до такой радости большинство не доросло.
Мыслитель говорил: «Идеи — легкокрылы. Радостно выпустить птицу из клетки. Пусть будет также радостно выпустить и идею спасительную. Мысль должна напитывать пространство, иначе люди будут без возможности продвижения. Освободим идеи от всех тенёт и всех оков. Не будем ждать тюремщиков, но сами поможем освобождению».
Урусвати знает значение тонкой границы. Поистине, редко понимают такую границу, невыразимую словами. Как пояснить, почему нечто позволено, а рядом, на толщину волоса, уже недопустимо. Только расширенное сознание поймёт, где различие между созиданием и разрушением. Многие культы древности, сочетая в одном символе и созидание, и разрушение, тем указывали на близость понятий, о которых земной рассудок так грубо судит.
Также трудно выразить словами, насколько можно влиять на чужую карму. Можно привести пример учителя, желающего помочь ученику во время испытания. Учитель может желать всеми силами духа воздействовать на ученика, но смятенный дух не замечает всех знаков и взглядов одобряющих. Учитель не может криком остановить ошибку ученика. При всём желании, чтобы испытание закончилось благополучно, учитель должен молчать или пытаться навести ученика на правильный путь самым окружным советом.
Не то же ли самое происходит при наблюдении за творимой кармой? Множество обстоятельств должно быть учтено прежде самого малого вторжения в карму. При этом можно задеть множество соседей. Не напрасно названа такая граница тонкой. Но многие люди будут надсмехаться, слыша, что добро и зло живут по соседству.
Мыслитель часто указывал на это обстоятельство. Он также приводил пример школьных испытаний. Люди не любили слушать об испытаниях. Впрочем, это относится ко всем временам.
Урусвати слышала взрывы в Тонком Мире. Не покажется ли кому-то странным, что в Тонком Мире могут происходить взрывы и они могут быть слышимы? Но всё относящееся к Тонкому Миру и должно быть понимаемо в тонких мерах. Явления взрывов могут быть во всех сферах. Они не будут слышимы плотным слухом, но они производят особые сердечные трепетания и при яснослышании дают точное впечатление взрывов. Так следует приучиться к тому, что Миры Тонкие постоянно будут отзываться на чуткое ухо.
Обычно люди не умеют прислушиваться к тонким проявлениям — или они вообще отрицают всё надземное, или впадают в истерию, или утеривают достоверность. Можно находить в литературе разных народов очень значительные указания. Например — Шамбала помещается на Крайнем Севере, там северное сияние как бы указывает на пребывание Шамбалы. Но не забудем, что такие же электрические напряжения происходят и в Гималаях. Таким образом, ещё одно сокрытие получает объяснение.
Мыслитель указывал, насколько многое не может быть выдано, иначе произойдёт великое смятение. Последуем Его мудрому совету и найдём меры, приличествующие сознанию народов.
Если бы Мы имели ещё более простые слова, Мы употребили бы их. Именно необходима великая простота.
Урусвати слышала, что отравление атмосферы усиливается. Следует обращать особое внимание на такие периоды, последствия могут сказаться на самых различных сторонах жизни. Не только могут проявляться эпидемии, но каждый может ощущать осложнения около своих слабых мест. Не только такое напряжение сказывается на телесных заболеваниях, но ещё больше на явлениях общественных потрясений. Уже нередко Мы предупреждали о хранении единения, такое согласие будет лучшей профилактикой. Нужно проявить великое равновесие. Если бы оно состоялось по всему миру, то и самые опасные часы могли бы миновать без вреда.
Люди не хотят отдать себе отчёта, что они занимают весьма ответственное положение. От свободной воли зависит удержать себя в равновесии. Зараза одолевает человека не только по причине предрасположения его к определённой болезни, но и от потери равновесия. Неуравновешенный путник не пройдёт по опасной тропинке. Он будет подвержен ужасам и продолжит свой путь при великом безумии. Человек и сам себя поразит и заразит окружающих.
Истинно Говорю — отравление атмосферы усиливается, будьте на дозоре, Мы знаем такие периоды и пережили их не раз во время земной жизни. Но лучше знать и собрать всю силу равновесия. Так переживём и перейдём все потрясения.
Мыслитель тоже переживал такие напряжения. Он говорил: «Грозные тучи обложили небосклон. Останемся в доме и не будем нарушать тишину. Самая грозная буря не может продолжаться бесконечно».
Урусвати знает о магнетизме имён. Каждый звук соответствует определённому космическому лучу. Но если имя состоит из астрологических обоснованных знаков, то сочетание такое может иметь мощное воздействие. Вы замечали, что иногда Мы как бы не запрещали произносить Наши Имена, но затем Мы советовали не касаться их даже мысленно. Причина в том, что могут быть периоды, когда сочетания звуков не порождают магнетизма чрезмерного. Но могут быть такие времена, когда имя может звучать в пространстве как удар молота, тогда для охраны равновесия следует не называть имени. То же можно замечать и около имён лиц и даже местностей.
Особенно нужно помнить, что в древности имена давались на астрологическом основании. У многих народов давалось несколько имён, чтобы астрологическое имя не произносилось. Лучше не произносить такое имя даже во время благоприятное, нежели сказать явное вызывание молнии. Вообще люди смешивают магнетизм с внушением. Они не понимают, что внушение захватывает личные силы, но магнетизм есть явление космическое.
Мыслитель часто напоминал о значении таких энергий. Он говорил: «Стоит человеку воскликнуть — я несчастен! — и он немедленно умножит свои бедствия. Но сказавший — я счастлив — уже открывает врата счастью.
Не думайте, что человек приказывает себе быть счастливым или несчастным. Явление гораздо глубже, и человек соприкасается с мощными силами. Он не успевает выразить своего настроения, как оно уже закрепляется в пространстве, — так мы зовём к себе Силы Высшие. Не будем неблагодарны и неблагоразумны». Мыслитель постоянно поучал учеников, чтобы ни единое слово не срывалось необдуманно.
Урусвати знает о неповторимости тончайших сочетаний. Однажды Мыслитель заметил, что слушатели недостаточно вняли о неповторимости. Он взял большое бронзовое зеркало и покрыл его ровным слоем песка. Затем по краю зеркала начал выстукивать различные ритмы, от которых песок складывался в разные узоры. После Мыслитель предложил ученикам повторить те же ритмы и достичь тех же узоров. Конечно, никто не мог сделать этого.
Мыслитель сказал: «Слова не всегда убеждают, но самый простой пример покажет, насколько щедра Природа. Не может быть повторимости в великолепии Природы. Закон един, но выражения его бесчисленны. Вы не могли повторить узоров по тысяче причин, но прежде всего потому, что космические условия уже изменились. Такие тончайшие сочетания должны вас радовать, ибо они показывают и беспредельность ваших возможностей. Всё движется, и ничто не повторяется. Это условие нужно применить во всей жизни.
Вот дам вам совет, но он будет хорош для применения без промедления. Вряд ли будет своевременным лекарство, принятое через год после предписания. В сокровенных хранилищах можно найти множество неиспользованных советов. Стрелку говорят: "Скорей, не упусти птицу!" Но рука замедлила, и стрела напрасно рассекла пространство и, может быть, принесла смерть там, где она не предполагалась.
Если бы человек усвоил закон неповторимости, он продвинулся бы яро к совершенствованию. Омертвелый разум шепчет — день каждый не отличается от предыдущего. Вы можете постоянно слышать такие жалобы, но каждый миг различен. И ваше сознание никогда не вернётся к бывшему состоянию, даже если вы допустите отступление сознания, оно будет пятиться не прежним путём. Беспредельность в Макрокосмосе и микрокосме. Даже невозможно повторить песню, ибо каждый раз условия будут иные. Попробуйте вернуться в город, где не были много лет, — всё покажется иным. И ваше сознание никогда не вернётся к прежнему представлению.
Некоторые печалуются о неповторимости, но истинный человек будет ликовать, ощущая движение». Так ободрял Мыслитель. Так можно видеть яркое применение этих основ в Братстве. Привожу вам слова Мыслителя, ибо знаете, как Он потрудился для Братства.
Если кто скажет — хочу лишь слушать Великого Путника, он будет ограничивать себя. Мы ценим, когда вы всем сердцем любите Великого Путника, но сердце может быть неистощимым. Но можно ли заглушать порывы сердца, когда вы слышите о трудах на благо человечества?
Полная преданность, полный подвиг наполняют дух несломимым самоотвержением. Самоотвержение есть крылья к Братству.
Урусвати знает, насколько часто Мы приобщаемся к Тонкому Миру. Для полного познания необходимо прикасаться к разным сферам. Много недоразумений вокруг понимания Тонкого Мира. Особенно трудно воспринимается неповторимость, которая одинакова как в земном, так и в Тонком Мире.
Существуют многие описания Тонкого Мира, но во всех затрагивается лишь один слой, к которому наблюдатель прикоснулся. Так, один говорит о низшем состоянии, чуть ли не о чудовищных призраках. Другой повествует о спящих тенях; третий утверждает о полном подобии с земным миром; четвёртый скажет о телах светящихся — так каждый опишет, что ему запомнилось. Но ошибка в том, что обычно один слой принимается за весь Тонкий Мир. Из такого заблуждения получаются непримиримые суждения и взаимообвинения. Но если люди поймут всё разнообразие Тонкого Мира, они уразумеют, насколько им полезно стремиться к высшим сферам.
Существует особый тип людей, утверждающих, что им нечего делать на Земле и незачем жить. Но если они придут в Тонкий Мир с таким убеждением, они и там пребудут бездельниками. Теперь если люди мысленно ограничивают Мир Тонкий лишь внешним подобием мира плотного, они и останутся в такой ограниченности и не сумеют запастись новым опытом. Немногие помышляют о высших сферах и даже страшатся сияния Материи Люциды, и само обострение мышления уже пугает ограниченный ум. На Земле люди уже должны предпослать себе, где они хотят продолжить свои преуспеяния. Мы должны сами напрячь свободную волю, чтобы наша мысль явилась вестницей преуготовляющей в Мире Тонком.
Мыслитель говорил: «Пусть ваша мысль летит перед вами и уготовляет вам следующий дом прекрасный».
Урусвати знает, насколько постоянно вокруг земных людей толпятся тонкие жители. Люди чаще всего их не замечают, но всё же иногда чуют дуновения и слабые касания. Очень редко люди видят так называемые призраки. Нужно заметить, что кроме внешних восприятий, каждый утончённый человек чует внутреннее трепетание и нервный подъём или подавленность, причина которым будет приближение тонких сущностей.
Также животные и особенно собаки чуют присутствие особо сильных тонких проявлений. Может возникать вопрос, чем познают собаки тонких сущностей — зрением или чутьём? Зрение не так сильно, как чутьё, и последнее позволяет чувствовать очень определённо, и лишь после зрение вступает в действие. Также спросят — какие породы собак могут сильнее ощущать Мир Тонкий? Конечно, длинношёрстные, ибо они собирают больше электричества. Также и люди, которые привлекают больше электричества, могут сильнее ощущать присутствие тонких жителей, как ночью, так и днём.
Также не следует принимать проявления Тонкого Мира как нечто исключительное. Каждый человек, при утончённой восприимчивости и при соответствии космических условий, может ощущать присутствие жителей Тонкого Мира. Могут быть и тягостные появления, но тогда волевые посылки помогают отразить покушения, но воля должна быть немедленно напряжена. Не следует допускать миг страха, ибо затем воля уже не может быть собрана.
Так, Мыслитель знал, что воля должна быть в полной готовности. Он говорил: «Каждому дан меч защиты, но умейте извлечь его без промедления».
Урусвати знает, как иногда одно слово может извратить целую космогоническую теорию. Философ говорил, чтобы устыдить сограждан: «Вы должны чувствовать, что Земля является как бы средоточием Вселенной, тогда вы осознаете весь долг и всю ответственность, лежащие на человеке». Но последователи выпустили одно малое слово, и получилось совершенно иное мировоззрение.
Можно привести много примеров, когда люди извращали смысл Учения, ибо в разных наречиях слова имели различное значение. Но наречий было много, иногда соседние роды употребляли свои выражения. Кроме того, были так называемые священные языки, которыми пользовались жрецы и иерофанты. Но отдельные слова проникали в народ и употреблялись без смысла. Впрочем, во всех веках происходила ломка языков.
Не будем чрезмерно оправдывать недостойные поступки лишь недоразумением или разноязычием. К сожалению, постыдные действия имели в основании злую волю и зависть. Проследим, за что были преследуемы лучшие люди всех народов. Можно усмотреть, что ложные обвинения были почти одинаковы и поражали своим неправдоподобием. Сравним, за что изгоняли Пифагора, Анаксагора, Сократа, Платона и других лучших людей, почти те же обвинения бросались им. Но в следующие века последовало признание, как бы и не было поношения! Можно сказать, что такие высокие деятели не умещались в людском сознании, и меч палача готов был снизить слишком высокую голову. Перикл был снова призван, когда люди довели его до слабоумия. Лишь в таком состоянии сограждане могли признать его равным себе.
Следует написать книгу о причинах гонения на великих людей. Только сопоставлением причин можно выявить путь злой воли. Советую, пусть кто-нибудь составит такую книгу. Можно будет установить, что преследования Конфуция или Сенеки походили по внутреннему смыслу. Наша память хранит много таких событий. Наши Братья и Сёстры не однажды прошли через гонения. Можно назвать и Жанну д’Арк, и Аспазию, и целый ряд славных тружениц разных веков. Мы не сожалеем о таких испытаниях, но бывают нужные раздумия, ибо при каждом гонении затрудняется спешный план, но и это Мы обращаем на пользу.
Мыслитель говорил: «Не пойму — гоните меня или подгоняете?»
Урусвати знает, из каких тончайших наслоений слагается сознание человеческое. Может показаться чрезвычайно простым, когда знаем, что каждая смена жизни, подобно лекарству, исцеляет какую-то нездоровую сторону человека. Но также простым представляется белый цвет, в котором претворены все остальные цвета. Удивляемся, когда наблюдаем смены жизни, в которых познаются крайние противоположения, но не будет сиять камень недостаточно отшлифованный. Так пусть каждый помнит, насколько трудно углублять сознание.
Особенно печально видеть, как легкомысленно думают люди, считая, что они уже постигли. Можно прочесть много книг, но чтение ещё не есть претворение. Потому Мы советуем наблюдать явления природы, в которых сказывается вся сложность многих процессов.
Человек не часто благоупотребляет накопления прошлых жизней. Нередко малая опасность превращается в ужасное чудовище, и человек, вместо опытного наблюдателя, превращается в гонимого беглеца. При этом забывается, что чудовище, им порождённое, продолжает расти. Когда-то человеку придётся обернуться, чтобы поразить чудовище. Руководители, которых человек встречает в Тонком Мире, советуют ему скорей покончить с собственными порождениями. Но если человек останется при земных ухищрениях, он отвергнет советы. Потому так важно уже в земной жизни осознать тонкое бытие.
Мысль может ясно работать в Тонком Мире, если она достаточно упражнялась уже в земной жизни. Вы помните, как один, вновь перешедший в Тонкий Мир, не умел себе воспроизвести одежды, ибо утерял чёткость мышления. Но это качество сохраняется свободною волею. Каждый должен знать, что ему следует достичь, тогда и совет Руководителя будет услышан. Руководитель приближается там, где ухо открыто.
Вы уже знаете, как часто Наши Сёстры и Братья посещают Мир Тонкий, этому две причины: одна — помощь тем, за кем было наблюдение, вторая — чтобы постоянно упражнять свои тонкие энергии в разных сферах. Именно следует упражнять тонкие энергии, чтобы всюду чувствовать себя как дома.
Можно замечать, как человек, говорящий с чувством, избавляется от природного недостатка, но как только порыв прекрасной страсти потухает, человек опять подпадает земному недостатку. Мысленное горение может не потухать, и такие крылья немедленно донесут до Руководителя. Нам легко работать там, где есть горение, потому так предупреждаем против страха, уныния и отчаяния. Такие свойства подобны отсыревшим углям, у такого костра не согреетесь. Последнее сравнение принадлежит Мыслителю. Он обладал замечательным даром рассеивать уныние. В Братстве такие качества нужны как для земного, так и для Тонкого Мира. Всё, что говорим, имеет ближайшее касание к жизни Братства.
Урусвати знает, что передача мысли на очень дальнее расстояние требует самоотвержения. Каждая человеческая мысль не исчезает в пространстве, но различие велико между мыслями, вылетевшими без определённого назначения, и мыслью, посланной с предназначенной целью, — такая посылка проходит через разные сферы и подвергается различным воздействиям. Представим себе путь такой мысли в виде телеграфной проволоки. Много обстоятельств могут подвергать её опасности, много может быть касаний, которые причинят даже гибельные последствия. Также и при посылках мысли могут быть замыкания токов и отправитель пострадает. Мы говорим так, чтобы напомнить, какую трудную миссию возложил на себя Мыслитель, но следствия велики.
Сказано, что мысль звучит в пространстве. Это определение не только символично, но должно быть понято в буквальном смысле. Вы слышали звучание струны и серебряные звоны. Напряжение мысли даёт звучание в пространстве. Можно назвать много народных преданий, где указано, что события предвозвещались звучащими явлениями. Такое сравнение очень правильно, именно перед большими событиями наблюдается уявление мысли.
Не события звучат, но сопровождающие их напряжения мысли. Они могут проистекать из земного источника, но могут следовать из Тонкого Мира. Субстанция мысли везде одна, она представляет связующую мощь между мирами. Следует обращать внимание на звуковые явления и сопоставлять их с событиями.
Мыслитель говорил: «Моё мышление убеждает меня, что живу в двух мирах. Можно наблюдать природу вещей, как плотную, так и тонкую. Пусть слух научится различать звуки пространственные. Трубы могут оглушать, но звучание пространственное даст трепет сердца».
Урусвати знает, что иногда вибрации пространственные достигают такого напряжения, что делаются схожими с земными трепетаниями. Трудно различить такие сотрясения, но нужно помнить, что у Нас особенно ощущаются такие сотрясения, и все, соединённые с Нашим проводом, должны ощущать такую напряжённую вибрацию.
Обычно говорят о синтезе научном и духовности, но оба понятия остаются неопределёнными. Между ними требуется некий огонёк, называемый восхищением, без него и познание и сама духовность останутся мёртвыми и несоединёнными.
Не следует удивляться, что духовность может быть мёртвой, — поистине, может. И часто мы встречаем людей, преисполненных всеми качествами духовности, но тем не менее в жизни они остаются холодными и недействующими. К чему послужит им когда-то заработанная духовность? Она как прокисшее молоко, из которого можно приготовить многие продукты, но уже невозможно вернуть к чистому состоянию молока.
Также и познание нельзя оставить в механических ограничениях. Повторяю, что огонь восхищения есть лучший связующий мост. Он же является и средством равновесия среди бурь пространства.
Когда Мыслитель говорил: «Не бойтесь, не отвращайте взоров от смятения земного», Он знал значение взора восхищения.
Урусвати знает, что в земной жизни можно отрешиться от понятия времени. Как только человек погружается в мышление, он перестаёт ощущать время. Постоянно называем мысль поглотительницей времени.
При концентрации мысли можно легко представить состояние в высших сферах Тонкого Мира. И у Нас получается отрешение от времени по причине напряжения мысли. Явление мысли есть и лучший очиститель организма. Если вы видите нездоровых учёных, можно безошибочно сказать, что в них сказывается неуравновешенность мышления с прочими сторонами жизни. Если бы они могли вести уравновешенную мыслительную жизнь, они не только бы пользовались отличным здоровьем, но и не замечали времени.
Не новое Говорю, вообще нужно согласиться, что нового не существует. Есть забытое или ранее неосознанное. Мы предлагаем вместо нового говорить — нужное. Не будем набираться самомнения и помышлять о чём-то новом. Лучше будем думать о нужном, о том, что может принести миру наибольшее благо.
Никто не смеет утверждать, что он сложил нечто новое. Может быть, накануне уже некто послал эту мысль в пространство. Не стоит состязаться о новом. Пусть привыкнут люди мыслить о нужном и прекрасном. Самое нужное будет и прекрасным. Безобразие не пригодно для эволюции.
Мыслитель утверждал, что красота есть самое нужное. Он имел основание так убеждать народ.
Урусвати знает, что среди первейших основ Братства находятся целесообразность и признательность. Неразумно предположить, что Братство может кого-то использовать, а затем выбросить, как негодный предмет. Если сотрудник был признан целесообразным и не совершил предательства, то он не может быть отвергнут. По чувству признательности сотрудник будет всегда отличен. Конечно, не нужно забывать, что отличие понимается различно. Ребёнок вместо ценного предмета предпочитает пёструю погремушку.
Заглянем в сознание требующих воздаяния и удивимся, какие ложные драгоценности предполагаются. Многие желают проникнуть в Братство, чтобы вынести оттуда пригоршни золота. Но такие люди не различают между Братством и базаром.
Нередко крайности уживаются в одном теле. С одной стороны, человек готов к высшим восприятиям, но, с другой стороны, он готов вообразить Нас менялами и ожидает самую мелкую монету. Такой человек забывает, что лишь при соблюдении основ целесообразности приложится и всё остальное. Светляки, лишь временно вспыхивающие и затем погружающиеся во тьму, — нецелесообразны.
В мире много произносится кощунств, и люди полагают, что такая хула не рождает последствий. Каждый может запомнить, как в его присутствии поносились наивысшие понятия. Не только словесно, но и мысленно отсекались спасительные нити. Но каждый взрыв не может не разрушать излучения.
Вы видели, насколько эта истина нуждается в повторении. Вы были свидетелями, как люди подходили с целями своекорыстными. Те же люди дерзали произносить слово Братство. Из такого поведения можно заключить, насколько бережно нужно произносить описание жизни Братства.
Хитрецы будут требовать — скажите и ещё, как питаются, как проводят всё время, с кем сносятся и не указывают ли базарных цен? Скажите всё доподлинно, а мы посмеёмся. Мы будем разглашать, каково Братство.
Истинно, когда говорят, что хотят остаться в малом числе, Мы ценим такую бережность. Лучше промолчать, нежели неразумно разглашать.
Мыслитель весьма заботился, чтобы Его ученики не выдавали Учения напрасно. Строгая дисциплина была установлена, чтобы слово не проникало туда, где оно не могло быть воспринято. Безумный разглашатель считается одержимым, часто такие состояния совпадают.
Также Мыслитель очень выяснял значение признательности. Он сопоставлял её с орошением сада.
Также Он говорил: «Каждое дерево может быть весёлым и грустным. Мы полагаем, что в этом заключается наше собственное настроение, но знаем ли мы, насколько чувствует Природа?»
Урусвати знает, как многое замечательное проходит не явно, ибо оно не вмещается в сознании. То же происходит и при научных опытах. Напомним о передаче мысли на расстояние. Удачные наблюдения могут ограничиться поверхностным следствием только по причине, что не обращается достаточно внимания на нервное состояние присутствующих. Мало того, чтобы люди собирались в одно время и в определённом месте, также нужно, чтобы участники находились в ясной гармонии, избегая раздражения.
Недостаточно, чтобы люди уверяли друг друга, что они совершенно спокойны. Когда внутри кипит самое губительное раздражение, невозможно ожидать развития опытов. Когда требуется удесятерение энергии, нужно помнить, что раздражение и беспокойство подобны преградам в ручье.
Не придают значения раздражению, не считают, что такое состояние отзовётся на обеих сторонах. Не желают понять, что растрата чужой энергии есть преступление против личности. Человек должен дать себе отчёт, насколько он может покушаться на чужое достояние.
При многих явлениях люди упускают главные условия и после жалуются, что им не показано самое большое. Мы посылали иногда даже массовые явления, но даже и они считались случайностью.
Мыслитель говорил: «Пока человек не желает судить без предрассудков, он не может видеть и слышать».
Урусвати знает о движении закона кармы. Можно наблюдать, как карма постигает не только прямого преступника, но и всех косвенных соучастников. Не лишено справедливости речение, что за некоторое злодеяние одного человека страдает целый народ. Не учение о мести, но свойство духа связывает много сообщников. Кто может сказать, где кончается сродство крови? Кто может определить, где заключалась главная причина? Кто может судить, кто словесно и кто мысленно больше способствовал преступлению?
Никто не хочет помыслить, как широко двигается карма, и никто не поищет в «чаше» накоплений, как он явился соучастником преступления. Мы можем лишь напомнить о законе, но свободная воля должна избрать свой путь.
Урусвати часто слышит, как ужасается Сестра О. Обычно она горюет, видя, какую жестокую карму слагают люди, не желая помыслить о сущности творимого ими.
Люди очень полюбили слово «карма». В разных частях Света они повторяют его, но не желают понять его значения.
С легкостью утверждают о творении кармы, но не принимают мер для освобождения от неё. При этом всегда высказывается уверенность, что где-то существуют Владыки Кармы и Они не поленятся изменить даже самую тяжкую карму.
Никто не думает, что закон не может быть нарушен без особых усилий с обеих сторон. Человек предпочитает и делом, и помыслом творить карму, а там за горами должны освободить его от самых тяжких последствий.
Люди, когда говорят о карме, уподобляются детям. Кто-то должен рассчитаться за их проделки. Рост кармы не затрудняет людей, но зато они впоследствии умеют жаловаться и негодовать, тем лишь усиливая поток следствий. Среди Наших трудов не малое место занимает сопровождение людей на пути кармы. Мы не можем сказать против закона, но всё же готовы в пределах возможности намекнуть, где лучшая тропа.
Мыслитель, среди своих долгих жизней, не уставал предупреждать людей. Многие ощущали Его заботливые касания, но мало кто старался понять Его призывы. Мыслитель очень грустно улыбался, когда слышал людские рассуждения о карме. Иногда Он говорил: «Пусть меньше поминают этот закон, но живут чище».
Урусвати знает о степенях воздействий. Мыслитель говорил: «Из самого гладкого кубка выплеснем раствор цикуты, а на стенках всё-таки останутся следы яда». Также Он говорил: «Одна царапина даёт сильное кровотечение, но другая останется почти незаметной. Между тем никто не скажет, которая может причинить заражение».
Так можно в жизни проследить, насколько разнообразны степени воздействий. Опытный врач обращает внимание на рану не кровоточащую. Также и употребление лекарств будет зависеть от многих личных условий.
Но среди мысленных воздействий мало обращают внимание на силу восприемника. Можно заразить малым словом, но нередко целый поток речей не оставит следа.
Мыслитель говорил: «Когда желаете нечто очистить, не ограничивайтесь отдельными предметами, но омойте всё помещение».
Среди жизни братств можно помнить эти советы. Много капель яда остаётся в «чашах» человеческих, когда люди думают, что весь яд уже выплеснут. Мы часто снимаем такие капли яда. Скажут — лишь капля! Но иной яд и в капле уже смертелен.
Также наблюдаем и бескровные раны, они опаснее кровоточащих. Люди умеют наносить без ножа раны, и такие раны залечиваются трудно. Много поэтических произведений посвящено ранам бескровным. Мы знаем их и готовы послать целительную вибрацию.
Урусвати даже в трудные дни знает, что сила проистекает из радости. Мы давно говорили, что радость есть особая мудрость. Истинно так, ибо радость нужно замечать, нужно распознать и осознать. Унылые люди затемняются бедами и горестями. В этом мрачном покрове они не могут увидать радость. Через сеть печали люди слепнут и теряют силы. Не могут они помочь себе. Не допускают Нашу помощь, ибо уныние и раздражение являются непроходимыми. Точно никто и никогда не сказал людям о вреде уныния.
Унылых людей называют обездоленными. Вдумайтесь в последнее слово. Кто же лишил таких людей присущей им доли? Прежде всего, они сами лишили себя возможностей. Давно они начали своё разрушение. Недовольство, злоба, раздражение пресекли путь к радости. Тёмные помыслы лишили их источника сил. Самость помешала распознать радость. Самость шептала — радость лишь в личной выгоде. Таким образом, самая плодоносная радость скрывалась за безобразными кучами уныния. Слепцы уныния — самые жалкие двуногие.
Человек имеет высший дар познать радость. Высокое чело дано, чтобы увидеть Высшее. От дальних миров до малого цветка — всё предлагает людям радость. Новый запас сил притекает при каждой радости, ибо произойдёт напряжение, которое откроет ещё одни врата.
Кто дал людям право воображать, что они навсегда обездолены? Эту ложь прокричало невежество. Но мудрый герой даже в час гонения знает, что путь к радости не закрыт. Люди забывают простую истину — всё находится в движении. Печаль забывается, но искры радости сияют навсегда.
В Нашей долгой жизни Мы можем подтвердить, что радость незабываема и служит притоком мощи. Счастливы те, кто в Тонком Мире могут утверждать радость. Когда Мы говорим — радость спешит, — она действительно приближается. Но часто люди не желают её замечать, ибо связали себя преднамеренной посылкой. Так радость может оставаться позади без желанного следствия. Осмотритесь широко и соберите все пламена радости.
Мыслитель учил: «Умейте призвать радость. Кроме всех Муз, есть и Муза радости. Призвать эту Покровительницу можно лишь словами и мыслями прекрасными. Не вздумайте угрожать ей и требовать, она приходит путём прекрасным».
Урусвати знает, что есть посвящение. Около этого понятия много смущения. Одни полагают, что посвящение заключается в приобретении знания, но это лишь путь. Другие думают, что преданность уже есть посвящение, но это лишь путь. Третьи утверждают, что посвящение есть несение тайны, но и это лишь путь.
Посвящение есть дерзание приобщиться к Лику Света и не убояться взглянуть на него. Приобщение к Свету требует отваги, и в такой степени самоотвержения будет прекрасное посвящение.
Учитель может сообщить множество превосходных знаний, но в конце концов Он скажет: «Теперь дойди один и докажи безбоязненность». Особое напряжение сознания требуется у конца пути. Всё знание разлетается, и путник остаётся одиноким на утёсах восхождения. Одно пламя сердца согревает, когда собранные одежды раздираются вихрем. Слышатся голоса, но они не походят на любимый Зов. Нужно заблаговременно приготовиться к Свету и принять его без страха.
Невозможно рассказать на базаре об ощущении Света. Посвящённый не расскажет о доверенном чувстве. Ничто не заставит сказать то, что несказуемо. В этом можно отличить посвящённого от обманщика, который умеет закатить глаза и сладко петь о видениях, только ему доступных. Посланные вестники не болтливы.
Мыслитель предостерегал учеников, чтобы умели донести доверенное. Он понимал так же, как и Сократ, о значении правды. Он говорил: «Сделайте лучший ларец, ибо правда нуждается в крепком хранилище».
Урусвати знает разнообразие условий воплощений. Мыслитель говорил: «Однажды великий вождь народа после замечательной речи начал отыскивать что-то на земле. Оказалось, что во время речи с пальца упало маленькое серебряное колечко. Окружающие улыбались и советовали прекратить поиски такого ничтожного предмета. Но вождь сказал: "Вы не знаете происхождение этого кольца. Может быть, ради него была произнесена речь"».
Так бывает и при воплощениях. Люди возвращаются, чтобы найти малое обронённое колечко, но для них оно полно значения. Не могут усвоить люди, почему великие воплощения иногда сменяются как бы незаметными. Но кто знает, какой ценный предмет должен быть найден во время трудного пути? Часто в череде совершенствований требуется малый с виду, но великий ценностью камень.
Явление разнообразных воплощений показывает, что происходит важная работа восхождения.
Не часто Мы называем воплощения, к тому много причин. Большинство людей не выдерживает такого знания. Многое им кажется неубедительным, они не поймут, почему одни встречаются в жизнях часто, но бывают встречи через тысячелетия и тем не менее близость остаётся во всей силе. Но забывают люди, что кроме непосредственной близости могут быть и нахождения, сопряжённые с другими чувствами. Можно и не быть близким, но питать особое уважение и очень ценить дарование или дружбу.
Нужно помнить, что вибрации приближают людей, и следует особенно внимательно наблюдать такие тяготения и отталкивания. Об этом много написано, но слишком мало прилагается в жизни. Главное же, не будем мерить земными мерками великое и малое. Часто малое зерно нужнее, нежели целая скирда сена.
Научимся радоваться каждому совершенствованию, оно приближает к Братству.
Урусвати знает, насколько Мы поощряем научные опыты. Когда вас спросят — как относиться к опыту с ракетой на луну? — отвечайте — с уважением.
Конечно, Знаем, что испытатели не получат ожидаемого ими, но всё же произойдут полезные наблюдения. Кроме того, ум может обернуться к Тонкому Миру и понять, что многие заключения могут состояться лишь путём полёта тонкого тела.
Усмотрим, что люди приближаются к истине совершенно различно. Одни могут пройти кратчайшим путём, но другие должны воздвигать вавилонскую башню и нагромождать много сложных формул, чтобы дойти до простейшего вывода.
Мы не препятствуем даже самым сложным опытам. Каждый имеет свою природу и находит свой путь. Ошибочно будет направлять людей к одному методу. Может быть, человек принёс свои давние воспоминания и стремится воплотить их. Пусть хотя бы из пушки стреляют по дальним мирам, лишь бы мысль направлялась к таким проблемам. Не мудро пресекать течение мышления.
Много раз человек пытался припомнить давние заветы. Когда-то он на другом наречии и в другой обстановке уже направлялся к тем же заданиям. Нужно относиться с уважением к таким попыткам.
Мыслитель говорил: «Иногда вы глядите на меня взором многих веков».
Урусвати знает, насколько бесполезно заниматься астрономией без понимания психической энергии и тонкого тела. При рассуждениях о дальних мирах нужно, прежде всего, отрешиться от земных мерил.
Можно потонуть в астрономических цифрах, но они не приблизят к сотрудничеству с дальними мирами. Даже спектральный анализ окружён многими условностями. Все механические приборы не могут приблизить сотрудничества с дальними мирами. Из миллиардов небесных тел могут быть усмотрены ещё сотни, но самый мощный телескоп будет ничтожен сравнительно с действительностью Беспредельности.
Но будем относиться с уважением к каждому научному заданию. К шагам познания следует добавить и психическую мощь. В обсерватории пусть будут допущены честные ясновидящие. Пусть механика и психика соединятся. Всякий опыт требует подтверждения. Не будем удивляться, если указанное сотрудничество потребует много координаций и проверок. Каждое сопоставление даёт новые мысли и тем само по себе уже полезно. Вавилон и Египет уже пользовались такими сопоставлениями. К сожалению, механика тогда не могла способствовать психической энергии, и настоящей координации нельзя было достичь. В Нашей Башне работа производится на соответствии двух основ. Только так можно взаимно корректировать выводы. Трудно представить себе всю сложность междупланетных условий. Даже при начальном воздухоплавании люди наталкивались на необъяснимые препятствия. Продолжим это соображение в беспредельность. Так, существуют эксперименты, в которых ясновидящие могут быть весьма полезны.
При разрежении атмосферы особенно могут проявляться незримые силы и получится очень сильный химизм. Лучи планет могут соединиться с таким химизмом, отсюда происходят неисчислимые вариации сочетаний. Какое широкое поле для исследований, если испытатели отбросят предрассудки!
Мыслитель не однажды указывал на сочетание рассудка с сердцем. Познающий не может быть бессердечным. Если учёный жесток, значит, он не будет близок к Истине. Если учёный упрям, он недостоин познания. Если учёный уныл, значит, он лишён глаза на сокровища природы. Если учёный не может преступить ограничения вчерашнего дня, лучше ему не заниматься наукой.
Говорю много о Мыслителе, ибо нужно помнить о Его неустанной работе. Вековой труд был положен на углубление мысли. Без такого самопожертвования невозможно достичь передачи мысли на такое огромное расстояние. Потому смешны те, кто думает в течение трёх лет постичь и достичь. Суть не во времени, но в степени устремления.
Урусвати знает, что астрология применяется в медицине и в судах. Некоторые правители стран прибегают к спасительным указаниям астрологии. Казалось бы, эти знаки достаточно упрочивают значение астрологии как науки, но на самом деле положение её очень уродливо. Правители не признаются в своих гороскопах, также врачи и судьи не скажут, откуда они почерпнули свои выводы, получается самое недостойное отношение. По тайному ходу будут совещаться, но явно будут насмехаться. Между тем насколько мудрее было бы признать эту древнюю науку и утвердить её в связи с новейшими открытиями.
Многое можно достичь, если не закрывать глаз предрассудками. Кто может отрицать, что астрология — наука, или глумиться над соотношением небесных тел? Самый древний человек уже ощущал особые атмосферические воздействия. Казалось бы, наука лишь подтверждает такое химическое соотношение, но люди опасаются, чтобы не быть заподозренными в колдовстве. Они знают, что немало шарлатанов позорят астрологию. Но в каждой науке немало обманщиков, и тем не менее никто не отбрасывает науку.
Приходится говорить весьма просто, ибо нужно сдвинуть человеческое сознание с точки суеверия. Много врачей, правителей, судей и разных обывателей тайно уважают астрологию, пусть они найдут мужество открыто признать её, хотя бы в виде опыта, но таким путём можно достичь общего обсуждения. Люди хотят знать, но им нужно помочь в приближении к познанию.
Мыслитель направлял учеников к преодолению запретов, которые были созданы невежеством. Пусть такие заветы живут и теперь.
Урусвати знает, что все части жизни человеческой должны быть сгармонизированы. Но на это возразят и приведут на память все излишества, так часто указанные в жизни гениальных людей. Слишком много записано об этих излишествах, даже привыкли считать гениев безумными. Но никто не спросит себя, насколько больше могли быть творения без излишеств?
Можно привести пример творчества и пьянства, но, может быть, без наркотиков творчество было бы гораздо выше. Никто не может утверждать, что творчество находится в зависимости от насильственного возбуждения. Можно напомнить о великих творцах, которые отличались гармоничною жизнью.
Излишества в древности назывались оковами ада, в таком определении сказывалась великая истина. Действительно, насилие может лишь унижать и ограничивать, но естественное стремление к творчеству беспредельно, ибо оно следует закону Беспредельности.
Так Мы должны напоминать, чтобы люди умели понять, насколько вредна каждая дисгармония. Непонимание гармонии ведёт к безобразию жизни, но в таком невежестве заключается самое большое преступление. Невозможно думать об эволюции, когда сами люди разрушают начала жизни. Особенно сейчас, на пороге Новой Эры, нужно напомнить о здоровье народов. Может показаться, что теперь вообще невозможно говорить о здоровье, когда доверие нарушено, но каждый учитель должен говорить о путях в будущее.
Пример Мыслителя будет поучителен. Когда Его продали в рабство, Он говорил о свободе и гармонии жизни.
Урусвати знает, какое самообладание нужно, чтобы пребывать на бессменном дозоре. Попытайтесь спросить кого-либо, желает ли он остаться на страже без смены? Наверно, он ответит, спросив о конце. Но если вы скажете, что конца не будет и напряжение будет возрастать, то вряд ли найдётся дозорный.
Между тем Мы именно на бессменном дозоре. Мы приурочили всё существование к состоянию дозора. Мы можем радоваться и печаловаться, можем производить испытания, можем углублять знание, не выходя из состояния дозора. Не может быть конца такому состоянию. Мы приобретаем неусыпность как в земном, так и в Тонком Мире. Мы можем сказать каждому стучащемуся о полной исполнимости такой задачи, но принять её нужно добровольно.
Можем назвать многих деятелей, которые принимали такую задачу и несли её радостно, даже принимая чашу яда. Можно назвать философа Сенеку, который при Нероне пострадал, но сознание его не смутилось. Он унаследовал ум Мыслителя и прошёл самую трудную эпоху Рима, подав пример многим. Рассуждения об Этике нужны были именно в дни смуты верований. Может быть, о Сенеке знают меньше, нежели о Мыслителе, но значение его труда велико. Он хотел создать Правителя, но от своего воспитанника получил удар. Чаша яда не нарушила ясности мышления философа, и многие научились, как переходить за черту земной жизни. У Нас уважают такое явление среди смятения невежества и гордости.
Урусвати знает, что действенность энергии возрастает от усиления чувства любви. Некоторые скажут — это невозможно. Неужели при выявлении негодования любовь может иметь место? Но негодование непременно происходит на основе любви. Если человек не знает любви, он не будет негодовать. Он вообще не возмутится и не создаст напряжения энергии.
Можно различать два типа людей — горящих или тлеющих. Они как два полюса. Они никогда не поймут друг друга. И в Тонком Мире можно различать два стана. Очень трудно возжечь тлеющих. Нужно особое потрясение, чтобы рубин сердца загорелся. Люди приходят от Земли, сложив характер, и в том же направлении бродят по Тонкому Миру. Очень трудимся над такими тлеющими. Мы находим сильные ощущения, чтобы вибрации разбудили дремлющие сердца. При этом теряется много энергии, но люди не понимают, какие чрезвычайные меры принимаются, чтобы сердца загорелись и научились напрягать энергию.
У Нас чтут завет Мыслителя о пробуждении сердец. Он говорил: «Сердце спящее подобно могиле. Тление его удел. Тление его распространяет разложение. Пусть судьба сохранит нас от разложения».
Степан Викентьевич Стульгинскис принадлежит к первому, довоенному поколению рериховцев, которые первыми восприняли идеи Учения Живой Этики. Читателям его имя также известно по труду «Введение в Агни Йогу».