Учение Живой Этики (Агни Йоги)       контакты       написать нам       (383) 218-06-71



11. Аум. 1936.



Аум. 240


Могут спросить — почему люди не должны в плотном мире помнить о своих тонких пребываниях? Одна из причин, почему нельзя припомнить всё из Мира Тонкого, есть уже невозможность вместиться в оболочку плоти. Именно, не мог бы дух принять плотную эволюцию, если бы он сохранил в себе память о пространствах Мира Тонкого. Ведь из Мира Тонкого можно иногда узреть и огненное величие, которое Мир плоти может постигать лишь в редчайших случаях. Даже лучшие духи лишь иногда могут вспомнить свои земные существования, но совсем редко они сознают себя в условиях Тонкого Мира. Иногда выделение тонкого тела приносит некоторое познание жизни в Тонком Мире. Но припомнить тонкие существования очень трудно и несовместимо с земными условиями.

Аум. 241


Могут вам объяснить, что три буквы «Аум» означают — прошлое, настоящее и будущее. И такое значение имеет основание. Основа — прошлое, Свет — настоящее, и приближение к Сокровенному — в будущем. Конечно, сеятели разных толкований имеют в виду лучшие разъяснения. Но такие объяснения часто направлены от земного понимания. Мысль не имеет ни прошлого, ни настоящего, ни будущего — мысль вечна, как Беспредельность. Если будем рассуждать о Беспредельности, то все меры изменятся, вырастут понятия конечного и беспредельного. В бесконечном не будет произвольных толкований, ибо в Беспредельности всё вмещается.

Потому когда говорим о величии основ, то убережёмся от применения земных мер. Тем более не будем основываться на конечном, ибо в сущности конечного не существует.

Аум. 242


Пусть мысли приобретают полезные полёты. Нужно воспитывать их, чтобы дальние расстояния не смущали мыслителей. Прежде чем почувствовать себя гостем всех планет, нужно приучить сознание к малым размерам Земли. Особые преступления зарождались от несоизмеримости представления Земли и её места во Вселенной. Из этого происходило затемнение религий, невежество государственное и преждевременное заболевание.

Потому мысль должна не только охватить Землю, но и любить мысленные полёты к дальним мирам.

Аум. 243


Казалось бы, сказанное просто, но почему же оно так редко применяется? Не отвлечённость преподана, не блуждание мыслей заповедано. Нужно заострить стремление мыслей во всей реальности. Но только немногие поймут различие между мыслью отвлечённо блуждающей и мыслью реальной. Только в непреложности может сиять Мир Высший.

Так же просто соображение о наполненности пространства. Много написано об этом, но большинству людей такое сообщение всё-таки будет непонятно.

Нужно воспитывать мысль.

Аум. 244


Много указывалось о необходимости развития терпения. Но на чём будет такой пробный камень? Полезно начать разговор с самым узким отрицателем. Пусть он излагает неправдоподобные измышления, но терпеливый мыслитель покроет каждое невежество, не прибегая к отрицанию. Мыслитель в творчестве мышления убережётся от раздражения — во время урока терпения не раздражаются. Пусть невежды выходят из себя, ведь у них не имеется другого довода, но испытатель терпения не унизится приёмами, свойственными невеждам. Пусть даже в школах задают задания терпения.

Невозможно без познания терпения помыслить о Беспредельности. Размеры задания Высшего Мира требуют испытания терпением.

Аум. 245


Много гонений на мыслителей. Но пусть гонимые скажут: «Нас гоните, но мысли наши уже посеяны, ничто не может истребить мысль в пространстве». Не имеет смысла изгонять мыслителя. Ведь его достояние неразрушимо во всех мирах. Не только не разрушима мысль, но даже она растет в пространстве. Само удаление мыслителя из плотного мира лишь даёт ему широкую область мышления. Убийцы и отравители не дельно поступают; они думают освободиться от посевов мыслителя, но тем самым они лишь укрепляют его.

Аум. 246


Около одного уважаемого учителя собралось много учеников. Занятия шли успешно, но потом прошёл слух, что в отдалённом городе появился другой учитель. Такое сведение постепенно поселило в учениках сомнение, раздвоение мышления, обессилило их внимание и лишало успешности.

Однажды учитель сказал: «Пойду в горы, вы же между тем укрепитесь в усвоении Учения». Учитель ушёл. Но через краткий срок, нежданно, ученики были посещены новым учителем, которому весьма обрадовались. Наконец один ученик, желая сказать приятное новому учителю, воскликнул: «Насколько твоё Учение превосходнее и понятнее прежнего!» Тогда новый учитель снял тюрбан, распахнул одежды, изменил выражение лица, и все ученики узнали своего первого учителя. Они пришли в великое смущение и шептали: «Зачем изменил ты облик?» Он же сказал им: «Хотели иметь нового учителя и превосходное Учение, я помог вам в этом». — Так можно и в древних сказаниях найти свойства людские, обычные для всех веков.

Аум. 247


Не следует устремляться к новому лишь для отрицания основ. Познание есть Наш совет и приказ. Познание не имеет ничего общего с предательством и кощунством. Там, где гнездится сквернословие, там не ищите истинного познания. Никто не запрячет тончайший цветок в кошель, желая не испортить его. Тонкое требует и тончайшего обращения. Не только по редчайшим праздникам, но и ежедневно не следует рвать одеяний. По праздникам люди берегут одежды, но в обиходе не заботятся о них. Сколько же тончайших одеяний погибает!

Аум. 248


Неосторожность приведёт к заблуждению. Где прежнее и где новое? Нужно быть бережным.

Аум. 249


Сами видите, насколько люди не понимают значения простых слов. При таком уровне нужно пощадить смущённые умы и твердить, как глухим. Много раз, говоря с глухими, вы не могли быть уверены — много ли из ваших слов дошло до их сознания? Очень трудно принять в соображение все недостатки слуха, зрения и других чувств. Но идите, зная, что немногие слушатели услышат, немногие увидят, но пространство видит и слышит. Так идите.

Аум. 250


Уже наблюдали, как при известном напряжении зрения можно видеть лики прежних воплощений. Можно ясно убедиться, как перестраивается облик нынешний в облик минувших веков. Вибрации и кристаллические образования доказывают присутствие определённой энергии. Не может быть вопроса о самовнушении, ибо оба действующие лица не знают, во что выльются образования. Часто они начинаются не от изменения черт лица, но от каких-то подробностей головного убора или одежды. Сам характер лица меняется совершенно незаметно и в самых неожиданных чертах. Можно отметить, что редко лица остаются в нынешнем облике. При всех таких неожиданных превращениях исключается всякая преднамеренность. Само очень болезненное напряжение глаз показывает, что процесс не ментальный, но психическая энергия действует через глазные центры. Частые такие опыты могут повредить зрение, но наличность таких физических ясновидений чрезвычайно важна. Могут быть ясновидения под внушением, но тогда психическая энергия будет действовать через мозг и всегда можно заподозрить внушение со стороны, от самого гипнотизёра. Гораздо убедительнее, когда психическая энергия действует непосредственно. Та же непосредственность сказывается и в действиях с маятником жизни. Самовнушение также исключено. Честный исследователь не знает получаемых следствий. Он бывает изумлён более всех присутствующих. При первом и во втором случае присутствующие вообще нежелательны. Не следует иметь поблизости нечто, могущее влиять на психическую энергию.

Древность таких опытов неисчислима. Кроме того, они служили как в государственных, так и в судебных делах. Нужно признать всю необычную пользу таких опытов с психической энергией. И душевные болезни, и колебания духа, и сама искренность будут доказаны, — также и одержание.

Аум. 251


Если собрать все опыты с психической энергией, то получится ценная сокровищница доступа к Высшему Миру. Ничто сверхъестественное или тёмное не утяжелит такие наблюдения. Так естественно, честно и полезно будет наблюдение над великой психической энергией.

Аум. 252


Предложат и такое толкование Аум: первое — на основе проявленное, второе — явленное в тончайших энергиях, третье — Несказуемое в огне и величии. Каждое толкование в сущности сводится к тому же троичному построению, от которого, как от Истины, не уйти.

Также скажут, что общее значение «да» будет такое же утверждение. Можно найти его во всех верованиях, иногда оно будет даже внешне созвучать. Так не будем чрезмерно погружаться в толкования, которые не однажды изменялись. Главное в том, чтобы сущность понятия была непоколеблена. Призовём всю устойчивость.

Аум. 253


Неустойчивость была особенно осуждаема в древности. Она называлась гибелью, она ставилась в упрёк, как противовес продвижению. Шатание считалось невежеством и неудачею первого образования. Предполагалось, что от истинной основы ученик не будет блуждать, но станет непрерывно совершенствоваться.

Аум. 254


Совершенствование не полагалось как нечто от самости. Улучшение имеет в виду общее благо и, по природе своей, не может быть достоянием личным. Пример — каждая добрая мысль уже общеполезна в пространстве.

Аум. 255


Во многих странах, когда люди хотят подтвердить непоколебимо, они торжественно произносят слово «Amen» или «Аминь». Явление многих слов можно установить в древних источниках. Когда посмотрим значение слова «Amen» по-гречески, по-еврейски, по-египетски и по-сумерийски, то через многие ступени придём к тому же утверждению троичного символа.

Так, вместо разъединения, знание лишь научит объединению. Только злые в природе своей могут стремиться к умалению и разъединению. Каждый последователь знания найдёт всюду золотой путь к единству Величия и Света.

Аум. 256


Найдутся люди, которые особенно ненавидят подтверждения и доказательства. Такие люди будут настоящими невеждами. Правильно будет спросить — имели ли они когда-либо сознание или они происходят из животного состояния?

Часто вас могут спросить — изнашивается ли сознание? Зерно духа прочно, чаша накопляется, но степень сознания может колебаться. Главная причина будет леность в Тонком Мире. Такое свойство может запереть зерно духа и чашу на сорок затворов. Особенно может быть подвержено такой лености слабое сознание, проведшее земную жизнь без преодоления препятствий и без труда. Можно наблюдать, как такие сознания цепляются за Тонкий Мир; не две тысячи лет, но гораздо больше они хотели бы удержаться от нового испытания. Так нарождаются отрицатели злые.

Аум. 257


В Тонком Мире можно быть в низших слоях очень долгие столетия. Не следует изумляться находчивости некоторых людей, в безумии они могут произвести многое, невозможное здоровому человеку. Своего рода безумие бывает в Тонком Мире. Несомненно, закон настаивает на сроке воплощения, но может быть такое безумие сознания, что только зло может породиться в большом размере. Как трусливые воины отрубают себе пальцы, чтобы избежать сражения, так и безумцы, обитающие в Тонком Мире, ухищряются избежать призыва под знамёна труда. Нельзя совсем избежать закона, но укрываться временно во тьме возможно.

Аум. 258


Если сказать учёным о намагниченной воде, они могут принять такое выражение; но если сказать о воде заговорённой или очарованной, то будете сочтены за невежд. Между тем различие лишь в названии, но по существу будет применена та же энергия.

Пора науке расширить кругозор, не стесняясь случайными наименованиями. Именно из-за названий происходят все драмы жизни. Нужно приучиться от малых лет усматривать сущность.

Аум. 259


Вы знаете, насколько психическая энергия работает в тончайших выявлениях. Трудно людям представить себе, что каждое проявление мысли уже оставляет след, физически заметный. Разве не чудесно следить за переливами мысли в каждой строке рукописи? Также не менее замечательно, как одна психическая энергия вызывает показание другой, наслоённой на предмете. Можно таким образом понять, насколько атмосфера, насыщенная отложениями психической энергии, проявляется в виде приметных кристаллов. Будет время, когда откроют весомость мысли.

Аум. 260


Множество болевых ощущений происходит от психоатмосферных напряжений. Не имеем в виду лишь атмосферные давления, но именно психические волны, которые могут создавать не только настроения, но и отражаться на нервных центрах. Невозможно представить себе, насколько насыщена атмосфера психическими энергиями, такие эманации производят следствия не только на животных, но и на растениях, потому нельзя легкомысленно приписать все явления лишь грубым физическим условиям. Много тончайших психических проявлений пока ещё не разгадано, но и сознание часто примитивно. Вы не раз наблюдали такие необычайные несоответствия.

Аум. 261


Итак, вы наблюдали, что психическая энергия, наслоённая на предмете, нестираема ни расстоянием, ни какими-либо иными условиями. Но тем большая ответственность лежит на человеке, как носителе такой мощи. Об этом давно сказано, но сокровенные выражения не позволяли людям осознать значение силы психической энергии. Какое право имеет человек пятнать окружающее пространство нечистыми мыслями!

Следует много писать о значении основной энергии, иначе неточное, непросвещённое мышление снова забудет источник процветания. Люди не написали ещё одну историю, а именно — историю забвений. Такая хроника инволюции была бы полезна. Конечно, изучение древних периодов очень затруднено, ибо многие нахождения ждут открытия, но и те некоторые данные, которыми человечество располагает, уже достаточны, чтобы отметить многие волны забвения.

Аум. 262


Предметы добрые и злые создаются человеком. Мысли добрые и касания благие сотворят предмет благословения, и наоборот, касания злые могут создать очаг очень заразный.

Не будем легкомысленно относиться к сущности психической энергии.

Аум. 263


При опытах с психической энергией неизбежна некоторая усталость. Такое ощущение лишь доказывает, что действует именно энергия. Нельзя унижать эту энергию, как низшую физиологическую силу. Можно проследить её во всех сферах и заметить усиление её в пространстве. Опыт на высоких сферах может дать значительные следствия.

Аум. 264


При изучении истории верований можно заметить, как неоднократно человечество уже охватывало тонкие понимания, но затем старалось забыть и отвергнуть уже постигнутое. Можно видеть, как издревле люди постигали закон перевоплощения для того, чтобы в судорожном гневе снова отвергнуть его. Причина жреческого отрицания понятна — каста защищала свои прерогативы, а закон Бытия мог уравнять права людей.

Так происходило в разные века, но волны познания и невежества везде одинаковы. Они создают возмущение вод, так нужное для продвижения сознания. Потому каждый стремящийся к познанию приобретает спокойствие духа среди волнений и бурь.

Не будем оставаться в невежестве, когда знание стучится во все врата.

Аум. 265


Знание будет всегда положительным и утверждающим. Нет времени заниматься отрицаниями и запретами. Неверие и заблуждения будут уделами невежества. Знание ищет, исследует и утверждает. Когда оно встречается с противоположениями, оно прежде всего испытует — нет ли чего-то кажущегося? Не предстал ли призрак противоречия? Поединок знания не может быть с призраком, потому знание, прежде всего, дружественно будет исследовать кажущиеся противоречия. Не допускает знание препирательств перед лицом Высшего Мира. Обмен мнений не будет препирательством.

Аум. 266


В человечестве так много нетерпимости и зверства, что нетрудно вывести заключение о степени невежества. Такая степень невежества заставляет твердить об основах. Что пользы в том, что человек научился читать, но остался зверем! И животные научались понимать некоторые знаки, но были всё-таки животными, готовыми к кровопролитию.

Потому нужно особенно кратко и спешно сказать о позоре невежества.

Аум. 267


Каждая молитва есть преддверие, но не заключение. Обычно молитва понимается как нечто заключительное. Не может общение с Высшим Миром быть без последствий. Каждое приоткрытие сокровенных Врат уже обновит струны сознания. Обновление не будет о прошлом, но должно направить в будущее. Молитва, таким образом, будет Вратами в будущее. Следует запомнить эту творящую силу. Нельзя ограничивать себя явлением внешней молитвы, такое притворство будет самым вредным кощунством. Но нельзя утверждать силу общения с Высшим Миром, пока не будет осознана основная энергия. Потому знание Тонкого Мира поможет сложить ступень к Высшему Миру.

Тонкий Мир уже становится почти лабораторным понятием. Пусть будут наименования разные, но цель изысканий будет едина. Не потревожим учёных, которые приближаются к Великому Неизвестному. Нам безразлично, как они назовут искры Света Единого. В приближении они заподозрят множество разделений. Они будут по-своему правы, ибо психическая энергия явит им свой лик в зависимости от качества энергии исследователя.

Аум. 268


Многообразие психической энергии показывает её мощь. Она не может оставаться в инертности. Она, как истинный огонь, вибрирует и действует непрерывно. Люди могут думать, что их энергия спокойно спит, но в сущности она не может оставаться в бездействии. Такова связь её с Энергией Высшей.

Аум. 269


Каждый, желающий исследовать психическую энергию, должен, прежде всего, заняться испытанием своей психической энергии. При различных опытах можно заметить, как действует своя энергия. Каждая энергия имеет особые свойства. Ошибочно думать, что если закон един, то и все частичные проявления будут совершенно одинаковы.

Чем тоньше энергия, тем и качества её будут неразличимее на грубое зрение. Так нужно, прежде всего, установить прочно основное качество, которое будет пробным камнем. Таким качеством будет чистота мыслей при желании принести самоотверженную пользу. Лучи подвига будут лучшими светочами при изучении психической энергии. Внимательность также будет другом таких опытов. Всякое предубеждение будет вредно.

Психическая энергия оседает на всех предметах. Осадки её будут относиться к пространственным отложениям, потому можно изучать не только состояние личной энергии, но и энергии собирательной. Для этого нужно наблюдать снег или дождевую воду. Вообще развитие наблюдений даст много новых сочетаний.




Агни ЙогаКосмические легенды ВостокаВы можете купить полное Учение Живой Этики (в 16 томах)
или небольшую книгу С.В. Стульгинскиса "Космические легенды Востока",
в которой в форме легенд изложены основные положения Учения.

Степан Викентьевич Стульгинскис принадлежит к первому, довоенному поколению рериховцев, которые первыми восприняли идеи Учения Живой Этики. Читателям его имя также известно по труду «Введение в Агни Йогу».