Учение Живой Этики (Агни Йоги)       контакты       написать нам       (383) 218-06-71



11. Аум. 1936.



Аум. 270


Также для опытов полезна помощь от Тонкого и Высшего Мира. Чистое мышление уже будет обеспечивать сотрудничество. Не нужно никаких вызываний, но созвучие сердца уже создаёт мост светлый.

Так во всём можно находить лучшую пользу. Уже одна мысль о психической энергии даст возможность расширить сознание.

Аум. 271


Познавательность есть особое качество сознания. Оно не зависит от рассудка, не зависит от окружающей среды, не зависит от школьного образования, — оно слагается в области сердца. Человек, накопивший это качество, не может быть отрешён от познавания. Посредством психической энергии он найдёт возможность познавать даже среди самых отвратных обстоятельств.

Особенно значительно наблюдать таких людей от малых лет. Они отличаются от окружающих их и как бы знают своё назначение. Иногда эти знания проявляются даже в неожиданных словах. Иногда сами действия ребёнка показывают, насколько дух его ищет нечто определённое, но обычно не поняты такие стремления. Очень осмеяна священная особенность, зовущая к восхождению. Но в будущей эпохе именно такие особенные познаватели будут оценены.

Аум. 272


Напрасно некто утверждает, что Мир Невидимый не существует, — такая ложь будет равносильна отрицанию мысли. Мысль тоже невидима, но лишь невежество отрицает мыслительный процесс. Так можно начать отвергать все энергии, ибо они невидимы. К тому же разве Мир Невидимый для всех незрим? Пусть отрицатели не судят по себе. Суждение по себе есть рассадник самости.

Аум. 273


Может показаться, что Учение даётся в одном размере, но если сопоставить последовательность Учения, то можно видеть обороты спирали восходящей. Такой оборот производится, чтобы человечество незаметно двигалось вперёд. Как рост травы невидим в каждое мгновение, так и новый оборот спирали не поражает сознание. Ведь разум человеческий не может вместить огненного построения, и потому нужно целесообразно дать ему, насколько он может воспринять. Последствия несоизмеримости уродливы, и никто не может производить уродства в Мире по своему невежеству. Построение должно быть гармонично, потому поучительно сравнить ступени, даваемые Учением; получится знаменательная лестница восхождения.

Аум. 274


Если человек скажет вам — я всё сделал, что в силах моих, — не верьте, он оправдывает себя, но в то же время и ограничивает. Когда человек воображает, что всё исчерпано, именно тогда он теряет ключ к спасительному входу. Часто, по невежеству или по лености, люди отказываются от лучших решений. Сколько раз Мы твердили о неисчерпаемости сердечной энергии, но сам человек может закрыть её и лишить себя лучшей возможности. По существу заявление о всех силах исчерпанных, кроме всего, и самомнительно. Не сожаление ли о самом себе подсказывает отступление и умытие рук? Часто человек жалеет себя и закрывает доступ Силам Высшим.

Когда люди осознают соотношение энергий, они найдут оплот своей непобедимости.

Аум. 275


Правильно обращаете внимание на удары, отражённые аурой. Именно немногие осознают такие нападения мысленные. Обычно люди приписывают такие явления случайным физическим причинам, но развитое сознание даже во сне разберётся в истинной причине. Сознание есть верный щит. Аура и сознание образуют доспех защиты.

Аум. 276


Люди обычно избегают слова «единение», они боятся его. В то же время они много говорят о сочувствии, но забывают, что оба понятия тождественны, — одно без другого немыслимо. Так же точно и в другие понятия люди пытаются подставить менее ответственное. Сочувствие может ограничиться словами, но единение должно вызывать действие. Каждое действие уже пугает малодушных. Они не хотят понять, что каждая мысль сочувствия уже сильное действие, если мысль подобающе выражена. Часто сочувствие ограничивается звуком пустым. Таким образом, ни мысли творящей, ни действия не происходит. Сочувствие убито безмыслием, единение разбито бездействием. Человек опасается ответственности, но вместе с тем впадает в бессердечие.

Аум. 277


Частицы высшей энергии, которые имеются в каждом человеческом организме, должны быть соответственно и в других царствах Природы. Царство животное и царство растительное умеют сохранять частицу энергии и в Тонком Мире. Особенно некоторые животные, бывшие около человека, сохраняют некоторую связь с организмом тонкого обитателя. Когда Советую милосердие к животным, то Имею в виду, что лучше встретить маленьких друзей, нежели врагов. Конечно, следует сохранять соизмеримость во всём, иначе можно получить неполезные животные излучения.

Также, когда Указываю растительную пищу, Охраняю от пропитывания кровью тонкое тело. Сущность крови очень прочно напитывает тело, и даже тело тонкое. Кровь настолько не полезна, что даже в крайних случаях Мы разрешаем мясо, сушенное на солнце. Также можно иметь те части животных, где субстанция крови вполне переработана. Так пища растительная имеет значение и для жизни в Тонком Мире.

Аум. 278


Часто спрашивают — сохраняют ли свой облик животные в Тонком Мире? Редко, ибо отсутствие сознания часто делает их бесформенными — туманные очертания иногда как импульсы энергии, но часто даже неуловимы. Явление животных, конечно, относится к низшим слоям Тонкого Мира. Такие потёмки могут устрашать смутными обликами. Считаю, что тело человека не должно оставаться в этих слоях, но нередко люди походят сознанием на животных.

Аум. 279


Мир Тонкий наполнен прообразами животных, но лишь крепкое сознание усматривает их. Конечно, виды таких представителей животных несчётны, от сложнейших до разлагающихся, как сор. Не следует думать, что обитатели Тонкого Мира все обладают одинаковым зрением.

Хорошее, чёткое зрение обязано чёткости сознания, потому от начала до конца Мы советуем заботиться о ясном сознании. Давно сказано, что добро не живёт в мутном колодце.

Аум. 280


Можно наблюдать, насколько одновременно живут на Земле существа самых различных состояний — от первобытных дикарей до мыслителей самых утончённых. Кто-то будет уверять, что Земля находится в периоде палеолита, но другой будет доказывать, что Земля уже вступила в Золотой Век, — оба будут руководствоваться очевидностью. Также и в рассуждениях космогонических не следует удивляться соприкасанию очень различных периодов. Так многоразлично Мироздание в своей великой Беспредельности.

Аум. 281


Психическая энергия толпы должна быть наблюдаема. Можно установить возрастание силы в усиленной прогрессии, — именно где двое объединены одною мыслью, там уже сила трёх. Но не нужно забывать, что каждая противодействующая мысль поедает много окружающей энергии, потому так редко можно наблюдать успешное единение. Именно один конь может задержать весь караван, и успешное следствие может быть разрушено. Снова будет соткана ткань лучших энергий, но человечество щедро расточает суждённые ему достижения. Так легко прийти к пониманию ценности объединённых энергий. Это не отвлечённость, но сама физическая действительность.

Люди хотят всё завоевать и присвоить, но сила мысли для них пустое мечтание! Так расточаются истинные сокровища.

Аум. 282


Лжец ещё уверен, что его ложь не будет открыта. Убийца думает, что его преступление останется тайным. Иногда можно слышать, что в суде применяются внушения и психическая энергия, но такие попытки остаются одиночными, и не происходит осознания естественных возможностей борьбы со злом.

Аум. 283


Следует противостать злу, как проявлению хаоса. Целые страны защищаются от океана, который может залить их навсегда. Соединённые труды всего народа создают поражающие сооружения защиты. Также и хаос может поглотить всё достояние народа. Нужно понять, что волны хаоса проникают в сознание человечества. Эволюция есть антипод хаоса. Не будем глухи к раскатам хаоса!

Аум. 284


С трудом люди решаются произнести простейший закон: «Благословенны препятствия — ими растём». Испытания довольно легко допускаются, но пока они не наступили. Никто не хочет ускорить продвижение через препятствия.

Но ещё несноснее человечеству слышать о пользе страданий. Причина не в том, что некоторые боялись бы боли или неудобства, но они не сознают жизни вне земного существования. Они готовы претерпеть неудобства ночлега ради завтрашнего праздника, но соизмерить жизнь земную с Беспредельностью они не желают.

Ужас перед Беспредельностью является самым недопустимым позором мыслящего существа.

Аум. 285


Где же будет мысль о Бесконечности, если человек ограничивает себя земным существованием? Никто не поможет ребёнку радостно посмотреть в будущее, потому и труд оказался проклятием. Правда, люди становятся долголетнее, но к чему такая отсрочка, если они по-прежнему не знают о величии Беспредельности!

Аум. 286


И другое непонимание вредит восхождению человека, он не обращает внимания на происходящее около него, ему нужнее чьё-то чужое. Только чужое производит впечатление, но самое ценное, близкое не вызывает внимания и изучения. Такая несоизмеримость есть следствие неведения. Нужно во всём прилагать справедливое наблюдение. Такое обстоятельство очень обычно, но развитое сознание должно исправить и такую ограниченность.

Аум. 287


Психология есть наука о мысли. Изучение мысли не может ограничиваться одним народом и одним слоем народа. Сравнение сознания различных племён даст неожиданные выводы. Можно заметить, насколько потенциал мысли не зависит от внешней цивилизации. Также можно убедиться, что богатство не будет спутником мысли. Самые, казалось бы, тяжкие условия способствуют углублению мысли. Ущерб средств благоприятствует утончению сознания.

История показывает, как слагались гнёзда истинных мыслей, потому наука о мысли есть наука о Бытии. Нельзя усложнять изучение мысли никакими ограничениями. Кроме того, эта наука должна быть вечно живой, ибо мысль постоянно вибрирует и живёт в пространстве. Так устремление к изучению мысли приведёт к пониманию так называемых феноменов, которые есть не что иное, как неосознанная психическая энергия в различных её проявлениях.

Аум. 288


Совершенно недопустимы молитвы вредительские и саможаления. Когда человек кричит — за что? — он не думает ни о прошлом, ни о будущем. Он отрезает себя от Сил Высших, как бы обвиняя Их. Также жалок человек, наущающий Высшие Силы вредительствовать. И самомнение, и невежество звучат, когда человек, вместо слияния с Высшими Силами, пытается Их наставить на путь ненависти и жестокости.

Аум. 289


Можно находить самые странные попытки изучения передачи мыслей на расстояние. Привязывали навощённую шелковинку около кисти руки и такою нитью соединяли двух человек на расстоянии. Обращали внимание на чистоту шёлка и на особое качество воска. Много думали, как лучше изолировать нить над землёю, но менее всего помнили, что психическая энергия не нуждается в нитках и воске. Людям казалось, что именно механическое пособие им даёт успех. Но первый, предложивший такой метод, считал нить просто символом, на котором сосредоточить внимание.

Аум. 290


Если существует передача мыслей на расстояние, то должно быть возможным и перехватывание таких мыслей в пространстве. Действительно, следует очень помнить это обстоятельство. Кроме проникания посторонних мыслей, и в земном и в Тонком Мире возможны особые обстоятельства, способствующие перехватыванию мыслей. Одинаковость аур может облегчать доступ мыслей, когда люди долго жили вместе или вели переписку, тогда они могут вмешиваться в ток. Если такие люди сделались опасны, тогда необходимо прервать связь аур. Такое воздействие не может быть мгновенным, иначе оно отразится на здоровье. Каждый такой процесс должен происходить естественно.

Аум. 291


Решительно все неравновесия должны быть изжиты естественно. Каждое страстное неравновесие не может быть прекращено приказом и насилием. Устремление на основе утончённого сознания будет строить мост прочный. Нужно познать пользу, и тогда придёт правильная эволюция. Но без осознания невозможно преодолеть земные, низшие страсти.

Сфера, окружающая Землю, уплотнена людскими страстями. Никакие силы не развеют этот туман, сотканный самим человечеством. Потому и созвучие, и цвет, и лучшие мысли будут как противоядие от заразы хаоса.

Аум. 292


Во время особо тяжких токов Учитель должен напоминать о всех обстоятельствах, которым нужно противостать. Не нужно думать, что такие усиленные напоминания представляют намёки на забывчивость, наоборот, они должны лишь подкрепить, когда сложность событий как бы стирает ясность пути.

Сложность событий есть столкновение проявленного с хаосом или Света с тьмою. При самой сильной битве можно видеть множество переходных ступеней, потому понятны недоумения тех, кто не очень разбираются в тончайших уклонах. Около радуги много разных преломлений.

Аум. 293


Если исследовать пространственные осадки в городах, то можно найти среди ядовитых веществ нечто, подобное империлу. Осторожно наблюдая этот яд, можно убедиться, что он есть империл, выдохнутый злобным дыханием. Несомненно, дыхание, пропитанное злобой, будет вредоносным. Если яд отлагается в организме при раздражении, если слюна может сделаться ядовитой, то и дыхание может стать ядоносным. Нужно предвидеть, сколько злобы выдыхается, какое разнообразие зла может составить новые сочетания ядов при огромных скопищах народа! Оно будет усилено разными испарениями разлагающейся пищи и всевозможных отбросов, которые валяются на улицах даже столиц. Пора позаботиться о чистоте задворков. Чистота нужна и на дворе, и в человеческом дыхании. Империл, выдыхаемый раздражёнными людьми, есть та же грязь, тот же отброс постыдный. Необходимо протолкнуть в людское сознание, что каждый отброс может заражать близких. Отброс нравственного разложения хуже всех извержений.

Аум. 294


Ничто не может оправдать самопроизводство яда, оно равняется убийству и самоубийству. Даже самые неразвитые люди чуют, когда входит такой ядоносец. С ним входят и огорчения, и тревога, и страх. Сколько физических болезней вспыхивает от проникания империла, — точно поджигатель проник.

Аум. 295


Быстрота передачи мысли на расстоянии неимоверна. Но существуют условия, которые замедляют даже эту молниеносную энергию, — именно отравленная империлом атмосфера. Наблюдения над мыслью могут дать замечательные выводы, как физические, так и психические. Можно видеть, как злая мысль порождает империл, вещество физическое, затем то же вещество вмешивается в психическую передачу и даже может препятствовать срочному получению посылки. Так империл может последовательно усложнять следствия мыслей. Обратите внимание на то, что империл порождается самостью, но затем действует на широкие массы. Значит, самость преступна не только для собственника, но и в отношении народов.

Много полезнейших наблюдений происходит при опытах над мыслью. Именно такие размышления составят противоборство против самости. Каждое ущемление уже есть продвижение.

Аум. 296


Можно наблюдать много примитивных методов для вызывания событий в памяти. Можно читать, как один правитель наклонял голову до колен, чтобы перемена кровообращения способствовала пробуждению спящей памяти. Известно, что отшельники били себя в грудь, чтобы воздействовать на «чашу». Уявление многих примеров показывает, что физическое кровообращение связано с психическими функциями. Тем более нужно уважать науку, которая рассматривает физическую сторону жизни, но тем самым открывает новую связь, духовную, присущую всему Бытию.

Аум. 297


Орудие доброе при всех испытаниях лишь проявит новые свои качества. Истинно, всё доброкачественное не боится испытаний. Каждое испытание уже научит новым условиям, которые могли остаться незамеченными. Кто боится испытаний, тот трусливый невежда. Когда человек в сердце готов воспринять все опыты жизни, значит, он может мыслить о продвижении. Он может различать, где вред и где польза.

Какая радость отдать себя общему благу, не отвлечённому, но сознательному продвижению!

Аум. 298


Часто Мы упоминаем врачей и учёных, но не следует думать, что и другие занятия не должны быть упоминаемы, когда говорим о Высшем Мире. Законники и судьи, могут ли они применять законы земные, если не имеют понятия о законах Мироздания? Как будут они устанавливать право земное, когда не мыслят о справедливости мировой! Нельзя изолировать Землю от всех Миров, нужно понять взаимодействия Мира земного и Тонкого, чтобы иметь право судить о поступках людей. Невозможно ограничивать себя какими-то случайными, бывшими решениями, которые не соответствуют действительности. Каждое время имеет свои особенности, и без представления о положении эволюции суд будет неправым. Так судья принимает на себя великую ответственность, чтобы остаться на гребне мировой справедливости.

Аум. 299


Также и строители должны обогащаться вдохновением из сокровищницы Мирового Познания. Стиль времени складывается из жизни, окрылённой знанием. Как прекрасны строения, в которых запечатлена мысль о красоте! Можно видеть, как целые эпохи восходили строительным вдохновением. Само качество строений ощущается в прочности материалов. Созидатели должны знать и средства прочные. Может ли строитель отрицать Мир Высший?




Агни ЙогаКосмические легенды ВостокаВы можете купить полное Учение Живой Этики (в 16 томах)
или небольшую книгу С.В. Стульгинскиса "Космические легенды Востока",
в которой в форме легенд изложены основные положения Учения.

Степан Викентьевич Стульгинскис принадлежит к первому, довоенному поколению рериховцев, которые первыми восприняли идеи Учения Живой Этики. Читателям его имя также известно по труду «Введение в Агни Йогу».