Учение Живой Этики (Агни Йоги)       контакты       написать нам       (383) 218-06-71



Грани Агни Йоги. 1957 г.



Грани Агни Йоги. 1957 г. 181. (Май 9).


Ритм нерушимый, ритм непрерываемый, ритм каждодневный в конечном результате приводит дух к Владыке. Даже в Тонком Мире ритм этот будет продолжен, и даже выше. Промежуточное, земное, уйдет, ритм же Общения останется, как устои моста, ведущего в Беспредельность. Промежутки между ударами ритма заполнятся явлениями соответствующего плана, но, освобождаясь от плотных частиц, будут разрежаться и все более, и более сливаться с сущностью и характером утвержденного ритма. Так, если кульминацией ритма на Земле было Общение с Владыкой, где-то на Планах Надземных Общение это, заполнив промежутки во времени между моментами Близости, станет уже постоянным. Конечно, постоянство Близости хорошо достичь и на Земле, но оно не многим под силу. И не всегда земные условия ему благоприятствуют. Цель ученика – живя на Земле, быть в постоянном Общении с Учителем Света. И это достигается нерушимостью ритма. Смотрите на каждодневность его как на серебряный мост духа, ведущий к Наивысшему. Заботу к тому приложите, чтобы упрочить его и чтобы украсить. Красоту утверждайте во всем. Многие ревнители духа красоту упускали из вида и тем преуспевали односторонне. Не было красоты ни в самоистязаниях, ни в изнурении плоти, ни в черных одеждах, ни в кельях убогих, ни во всем обиходе жизни аскетов. Ныне подвиг духовный сочетается с красотою, ибо красотою насыщен Мир Высший. Красота означает гармонию и совершенство отдельных частей целого. Стройность и созвучие есть основное свойство явлений Высших Миров. Если низшие слои поражают сознание хаосом и дисгармонией, то Сферы Высокие представляют собою их полную противоположность. Вот почему Говорим о согласованности полной и полном упорядочении внутренних энергий микрокосма человеческого, дабы могли они выражаться в полном созвучии с планами Света. В этом созвучии Учитель Света живет постоянно и в теле земном. Ему подражая и ритмом себя утвердив, можно себя подготовить к пребыванию в Мире Надземном. Мир Надземный – это Мир Великого Созвучия, законам которого подчиняется все. И духи, раздираемые дисгармонией, созвучат непреложно сферам низшим, дисгармоничным и несогласованным. Это созвучие несогласованности с хаосом низших слоев. Заповедана согласованность. К ней приводится микрокосм человека. К ней устремляйтесь и ею наполните жизнь. Она уявляется во всем. Согласованность, или ритмичность, физических движений, чувств и эмоций, мыслей и устремлений – во всем добивайтесь ее. Сравните разрушительность так называемых нервных движений с жестами и движениями человека, овладевшего ими – и увидите разительную разницу между этими двумя видами физических движений человека. Уверенное спокойствие, ритмичность или плавность движений противопоставляется нервным, спазматическим, неуравновешенным движениям людей, собой не владеющих. Проследите за движениями, походкой и жестами нервнобольных, сумасшедших – и увидите их эту особенность, доведенную до предела хаотичности, когда бесконтрольные движения полностью овладевают человеком. Опасайтесь этих явлений даже в их самом зачатии, ибо конец нехорош. Никакие причины, никакие ссылки на болезнь или болезненное состояние нервов не могут служить оправданием утраты власти над собою. Дух, владыка тех оболочек, которые его облекают, не может быть в их подчинении ни при каких условиях. Это надо твердо запомнить. Дух над всем. Ежечасно и постоянно, всеми доступными вам средствами и способами, всем пониманием утверждайте власть вашу над телом своим, над всеми телами своими, над всеми проводниками духа, в которых он и через которые он действует и себя проявляет. Долог путь утверждения власти над ними, но она достижима, и хорошо потрудиться над этим. И для этого достижения ритм и его применение будет надежной и верной поддержкой и силой, дающей возможность достичь.

Грани Агни Йоги. 1957 г. 182. (Матерь Мира).


Космос, видимый глазу, измерим. Даже расстояние до самой дальней звезды можно измерить световыми годами. Но неизмерим мир духа. Дух вне измерений, и расстояния и величины видимого мира не могут быть соизмеряемы и сравниваемы с ним. Духом можно представить себя больше Земли или Солнца, можно представить меньше малого или больше большого, ибо дух вне измерений видимых тел. «Я все во всем» – это формула духа, достигшего понимания и ощущения своей внемерной космичности. Дается человечеству устремление к Дальним Мирам. Устремление Указуется в духе. Сидит человек, его тело неподвижно, но духом он устремлен к далекой звезде. Казалось бы, ничто не происходит: человек на Земле, он дышит, и пульсирует кровь в нем, и все как обычно, но в духе он мыслью витает в пространстве, оторвавшись от тела. Даже эта первичная стадия отделения мыслью от тела глубоко полезна. Именно это начало приводит в должное время к способности посещать в теле ментальном, и при этом сохраняя полное сознание, далекие звезды. Несомненно одно: что даже не овладев этой способностью, входит уже человек в общение мыслью и в духе с тем миром или звездой, к которым он устремляется. Это не беспочвенное мечтание, а ментальный контакт, и как следствие его явное может принести человек на Землю мысли иные, оттуда почерпнутые и не похожие на мысли земные. Звезда Матери Мира дается вам как цель или объект для вашего прямого и непосредственного устремления и контакта. Что принесете, будет зависеть от вас. Но принять можно много. Ведь это следующая ступень эволюции вашей планеты. Звезда эта близка вам и станет еще более понятной и близкой. Время найдите к Ней устремляться.

Грани Агни Йоги. 1957 г. 183. (Май 10).


Сын мой, многие испытания проходят под знаком, чтобы не подвергать действительной опасности. Зачем же это делать, если можно достичь тех же результатов, проходя испытания под знаком? Для сознания оно столь же реально, как и действительное. Цель – получить нужные следствия, дать опыт и что-то укрепить внутри, так же и на некоторые сны смотрите как на испытания духа. Часто испытания и воздействия сна распространяются далеко и на бодрствующее состояние. Особенно же сильно влияют встречи и столкновения в Тонком Мире. Это уже не под знаком, но испытание тонкой действительности. Явления Незримого Мира по результатам и глубине воздействия часто превосходят явления плотные. Значит, готовым надо быть не только в жизни обычной к нападениям, неожиданностям и встречам опасным, борьбе и защите, но и в мире астральном, и тонком, с которыми соприкасаемся во сне и которые яро влияют на нас уже не только во сне, но и наяву. Постоянно находимся под воздействием Тонкого Мира, но не осознаем этого, сны же часто оставляют тонкие воспоминания, которые требуют сугубого внимания и анализа. Лучше броню духа не снимать никогда и, особенно же, погружаясь в сон и предаваясь отдыху. Отдыхает пусть тело, но не дух, но не воитель, который должен бодрствовать всегда. Ясный, точный и твердый приказ воли, утвержденный и запечатленный в тонком сознании ритмом повторения, опутает дух бронею защитной и создаст неуязвимость тонкой сущности от вражеских стрел и ударов. Потому Добавлю: «Бодрствуйте и ночью, и днем». Дневного бодрствования недостаточно. Оно ставит человека в положение крепости, которая охраняется днем, но остается совершенно беззащитной ночью. Конечно, добрые мысли – защита, но если бы одних мыслей было достаточно, то светлые духи никогда бы не подвергались нападениям темных. Но в жизни видим как раз обратное. Значит, защиту надо явить всестороннюю. Именно все сознание надо настроить на яром противодействии и сопротивлении тьме. Темные – под разными личинами – все те же, вас отягчавшие и толкавшие в бездну во время вашего устремления к Свету. Не может быть компромиссов, снисходительности, мягкотелости и половинчатости по отношению к врагам Света – вашим врагам, врагам вашего Владыки. Улыбка врагу Моему превратится в гримасу, и придется жестоко платить. Оставьте улыбки, оставьте нерешительность, оставьте уступчивость по отношению к служителям тьмы, как сознательным, так и орудиям, через которые они действуют. Много вреда делу Света было нанесено отсутствием достаточной твердости, решительности, суровости при столкновениях с тьмою. Слепота и непонимание происходящих явлений в их тонком аспекте мешало поднять меч духа для удара решительной рукой. Если бы видели, как, казалось бы, обычное и не так уж плохое с виду явление прикрывает ужас темного окружения и вызвано темными, всякая нерешительность исчезла бы моментально, ибо страшные явления астрального порядка часто окружают нечто почти безобидное по внешнему виду. Потому внешностью и видимостью не обманывайтесь и будьте на защите всегда. Удар из-за спины, удар неожиданный, опасен особенно, опасен тем, что, нарушая равновесие духа именно своей неожиданностью, делает на какое-то мгновение человека беззащитным и открытым для поражения его астрального тела. Воин в дозоре – на страже всегда. Вас Называю воинами духа. Будьте всегда на дозоре: и ночью, и днем. Злобные духи не дремлют, особенно, когда тело спит. Не дремлют никогда, ибо, сами, не имея тела, не спят. Но и их воплощенные собратья опасны не менее, так как пользуются сотрудничеством своих развоплощенных соратников тьмы. Бодрствуйте же неустанно, – вам Говорю. Ваше существенное оружие – психическая энергия. Действуйте ею и для защиты от зла, и для защиты от пагубного влияния хаотических и антагонистических токов пространства. Время ныне такое, когда требуется особое напряжение огненной мощи. Огненная энергия спасением будет от всех зол текущего времени.

Грани Агни Йоги. 1957 г. 184. (Май 11).


Шел по узенькой тропинке над пропастью. Вместо перил были тонкие деревянные щиты, сплошные, фанерные, не позволявшие видеть бездны. Было ощущение, что щиты непрочны, что на них опереться нельзя, что когда-то в прошлом они упали при попытке на них опереться, и это едва не повлекло за собою собственного падения.

Сон верен и символичен. Опора только внутри, ни на что внешнее опереться нельзя – может и опора, и опирающийся рухнуть в бездну. Прочность внешней опоры, так же, как и щитов во сне – кажущаяся. Если бы опереться чуть сильнее, чем это было испробовано во сне, падение было бы неминуемым. Но глубока бездна. Щиты помогают не видеть ее и тем избежать головокружения. Так же и наяву не видите всех опасностей, окружающих постоянно и подстерегающих на каждом шагу. Это и хорошо, иначе сознание не выдержало бы. Но символ предупреждающий надо запомнить. Даже на Учителя можно опереться лишь только внутри, то есть внутри себя Его осознавши. Внешняя опора на Учителя будет возложением. Но недопустимо искать какую-то опору в людях или обстоятельствах. Ни на кого и ни на что внешнее опираться нельзя, крушение неизбежно. Лишь внутри себя найдя точку опоры, прочную, устойчивую и непоколебимую ничем внешним, можно идти по опасной тропе жизни над бездной разверстой. Именно, неуничтожаемую, неистребляемую сущность свою в себе признавая и ее утвердив, путь можно продолжить опасный. Ныне колеблется все, ухватившись за куст, с ним вместе можно свалиться, ибо неустойчиво все (и колеблется), – опора внутри, ибо Я в вас. Я – Камень вечного основания жизни, внутри вас утвержденный, Буду для вас цитаделью вашего духа. Люди, явления, вещи – все мимо проходят в постоянной смене всего, но Я в вас, и вы во Мне, в духе объединенные воедино, средь бурного потока текущих явлений, подобно утесу стоим. Опору найдите внутри, ею и устоите. Разве можно довериться неустойчивому сознанию окружающих, даже близких, и тем поставить себя в зависимость от колебаний и настроений другого сознания? Опора лишь только внутри.

Грани Агни Йоги. 1957 г. 185. (Май 12).


Сын Мой, близок Владыка и эта Близость представляет собою основу восхождения духа. Сознание углубляется, и мысль высшая вливается в него широким потоком. Восприятие идет связью с Владыкой. И явно ощущается бесконечность возможностей роста мысли и расширения сознания. Казалось бы, столько уже Сказано, казалось бы, Сказано все, но каждое утро снова приносит волны пространственных мыслей. Спирально их эволюционное построение: не повторение, но рост, и развертывание, и расширение без конца ранее данных положений. В этом следует усмотреть Данное Мною когда-то обещание: «Не Замолкну». Истинно, не Замолкнет беззвучный Голос Владыки Света, пока священный пламень в сердце горит. Процесс познавания идет внутренними огнями. Это так характерно для наступающей Эпохи Огня. Огонь – это все в человеке. Огнем движимы, огнем мыслим, огнем тело живет, огнем устремляемся духом. Все процессы тела и всех тел человека огненны. Потому сознательное напряжение и нагнетение огненной энергии в микрокосме человека будет созвучным с условиями текущего времени. Надо согласовать свой внутренний огненный потенциал с огнями пространства и огненными токами, прорезающими его, с Лучами Далеких Миров, ныне достигшими Земли. Ибо при отсутствии согласованности и соответствия неизбежно разрушение физического тела, то есть перегорание организма. Иными словами, огненная сила духа противопоставляется пространственной мощи, и тогда соединение двух вместо разновесия порождает созвучие и вызывает рост духа. Огненной силой внутри обуздывается неуравновесие стихий как в большом, так и в малом. Стихии совершенно точно так же выходят из равновесия, но на широких просторах планеты, Макрокосма Земли, как и в микрокосме человека. Обуздание их в этом последнем указывает на растущую духа способность их обуздать и вовне. Власть над стихиями – атрибут мощи Владыки. Вот почему Говорю об утверждении власти человека над всеми явлениями, происходящими в микрокосме его. Упорное, постепенное, настойчивое продвижение в этой области и утверждение этой власти во всем начинается с самого малого, постепенно вырастая в нечто такое, что в малости начала нельзя было предусмотреть. Владейте всеми чувствами, всеми ощущениями, всеми мыслями. Всем, что в вас происходит, учитесь владеть, ибо эта власть приведет вас к власти над миром, власти над стихиями, власти над огненной силой как внутри, так и вовне вас. Но начните, но с малого, но сознавая, что из малого родится великое и что предела роста могущества духа нет. Пусть это малое по раз принятому и устремленному в будущее направлению станет прообразом великого, как малое семя – огромного дерева. Вы сеятели, семена устремлений выбирайте умело, дабы спело смогли вы пожать в жизнях грядущих и здесь, и в мирах плоды недостижимых сейчас достижений. Упорно, настойчиво и, не отступая, боритесь за будущее свое, боритесь до конца, как бы невозможной ни казалась победа, ибо огненные кристаллы ваших усилий дадут результаты в совершенно иных измерениях. Даже тогда, когда все усилия ваши кажутся вам совершенно бесплодными, не отчаивайтесь, не отступайте, не прекращайте усилий – каждое из них несет в себе кристалл будущих достижений. Пусть само состояние духа будет победным вопреки всему тому, о чем кричит очевидность. Человек – существо всех миров, а не только земного. Недостижимое здесь достижимо там. И когда человек, видя кажущуюся бесплодность всех своих усилий, готов в бессильном отчаянии опустить руки, не знает он и не видит, что кристалл огненной энергии уже создан и огненный цветок духа готов распуститься. Потому Говорим: претерпевший до конца дойдет до положенного. Кто-то мечтает о каких-то оккультных упражнениях, в то время как сама жизнь дает беспредельные возможности развивать и умножать запас в человеке огненной мощи. Все: и хорошее, и плохое, доброе и злое, приятное и неприятное, радость и горе, день и ночь, здоровье и болезнь, напряжение и безмолвие, тишина и буря – все может способствовать росту огненной силы, если видна цель и устремление к ней неуклонно. Живите, используя каждый опыт, чтобы силы свои приумножить. Волю свою утвердите бесповоротно в принятом решении, и все явления, как противные, так и благоприятные, будут служить вам силу огней увеличить.

Грани Агни Йоги. 1957 г. 186. (Май 13).


«Меня гнали, гнать будут и вас. Меня преследовали, преследовать будут и вас. Меня распяли, распинать будут и вас». И кто знает, что лучше – распятие тела или распятие в духе. Но такова участь всех, идущих под знаменем Света. Мучениками науки называли их, хотевших дать новые знания человечеству. Неужели забудем Галилея, Яна Гуса, Коперника, Спинозу и других, имена коих – тысячи. «Не бес ли в тебе», – говорили Спасителю люди. И разбойника предпочли Ему, Принесшему спасение миру. Так уж устроен человек, что поносит все лучшее, все высшее, все выходящее из рамок общепринятой обычности. И с какой уверенностью, и с каким авторитетом порицают и поносят дипломированные невежды и общепринятые авторитеты все, что не согласуется с их окаменевшим и застывшим представлением о вещах. Ковалевская, Жанна Д'Арк, Роберт Фультон – что пришлось испытать им от «благодарного» человечества, а главное, от соотечественников своих за то, что они им дали. Сперва поносят, а потом распнут, растопчут пятою, а потом вознесут, и возвысят, и воздадут почитание. Малого стоит признание человеческое, ибо жестокая цена уплачивается за него. Первых христиан жгли, убивали и терзали на аренах зверями. За что? Пушкин и Лермонтов погибли от руки людей в расцвете своих сил и таланта. За что? За что Оригена томили в темнице? За что пострадали они, тысячи лучших, стремившихся дать человечеству то, чего оно не имело? Графу С. Жермену, Посланнику Братства, приклеили ярлык шарлатана только за то, что, зная, что будет, пытался спасти страну от грядущего бедствия. Следствия видим: погибли все, его предупреждения не принявшие. И ныне повторяется то же: порицают, осуждают, обливают потоками клеветы и грязью Посланных Наших. Маковский, художник, талант, сотрудник и однокашник, вылил ушаты грязи, приправленной тонким и сильным ядом на сотоварища своего. За что? Что он ему сделал? Римляне говорили: «De mortuis aut bene aut nihil» (об умерших не злословить). Но это были римляне. Падшее сознание современных служителей тьмы этого не понимает. Они идут формулой: «И я его лягну, пускай ослиное копыто знает». Почившего Гиганта Духа, передавшего Новый Завет человечеству и Свет миру принесшего, поносит и пытается развенчать близкий когда-то ему человек. Как это назвать? Этому поступку одно название – предательство. Но знаем участь Иуды, предавшего Учителя Света. Неужели думает избежать этой участи темной, он – поноситель Николая Константиновича Рериха, Провозвестника Учения Жизни, Апостола Красоты, Предтечи Грядущего в Мир Владыки Майтрейи. Для чего этот новый Иуда Искариот совершил грязное дело свое? Почему захотел он очернить память покойного художника? Что плохого тот сделал ему? Спросите предателя. Вряд ли он ответит. Но Скажем Мы: окруженный темными шептунами, подпавший под воздействие тьмы, он стал жертвой их, служителей зла, противников Света, все поносящих, все оскверняющих, что несет человечеству Свет. Лягнувший копытом «Пустынного льва» сам львом не станет, но лишь обнаружит темную сущность свою и явно себя причислит в стан противников Света. Много их, лягающихся, теперь расплодилось по миру. Последнее разделение человечества отметает их в сонм «козлищ», о которых Спаситель Сказал Свое Слово. И кто знает, не за построчную ли плату газетной статьи, за эти пресловутые тридцать сребреников, подвергся хулению тот, кто всю свою жизнь отдал на служение людям. Напрасно говорит клеветник о забвении. Чтобы люди кого-то могли вознести, требуется известное время. Много великих людей умерло в нищете и безвестности, чтобы спустя какое-то время быть вознесенными на вершину почитания. Что знал мир о Христе в тот момент, когда в какой-то Галилее был распят какой-то не то бунтовщик, не то не признанный пророк, не то религиозный фанатик? Только в веках засияла Звезда Спасителя немеркнущим Светом. Так же засияет в веках в должное время и имя того, кого так нечестно поносит Маковский. Правда, не в той степени силы, как Звезда Галилеянина, но тем же по сущности немеркнущим Светом единой Истины, единого Света для всех веков и народов. И тогда, когда о Маковском даже и самая память исчезнет, Светлого Гуру будет почитать человечество как Носителя Света, как Посланника Белого Братства, как Предтечу Новой Эпохи Огня, к тому времени уже полностью наступившей.

Грани Агни Йоги. 1957 г. 187. (Гуру).


Правильно сделал, что на выпад темных ответил тотчас же и немедля. Сила ответного удара важна пространственно. Посланная в пространство стрела найдет свою цель. Устремленная огненно энергия сделает свое дело, если даже запись эта останется на листах тетради. Рукою человеческою творится дело Света. За быстроту и готовность хвалю. Клевета полезна, чтобы люди не забывали так быстро тех, кто оклеветан. Заметьте, самые сильные, болезненные и чувствительные удары наносят и могут нанести те, кто был близок. В этом сущность и острота предательства. Предать не может далекий человек. Предать может лишь близкий. Опасайтесь предательства близких. За примерами далеко не будем ходить. Близкие тонко умеют наносить раны в самое чувствительное место. Ну что же, порадуемся, что были отмечены предательством близких. Чем оно глубже и сильнее, тем ярче свет, оттеняемый тьмою. Конечно, ушедшие, мы ярую боль ощущаем от этих предательских ударов. Ведь даже терновый венец Спасителя до сих пор кровоточит. Что же тогда сказать о нас, из мира ушедших, но еще не забытых злобною сворой служителей тьмы. И вам, в защиту позвавшего вас руку поднявших, вам нашу признательность шлем. И радуемся, зная, что верного друга ничто не колеблет в решенье его верность хранить до конца.

Грани Агни Йоги. 1957 г. 188. (Май 14).


Год за годом рекорды звучат постоянством. Любовью добыто оно. Нет без любви постоянства, нет без любви ничего. Нитью серебряной, вверх устремленной к Сердцу Великому, навеки связующей, крепнет любовь. Это тот рычаг, который искал Архимед, чтобы поднять Землю. Истинно, ею Владыки Землю за Собой поднимают. Ею Творят великое дело спасения мира, человечества. И вы творите любовью и ею себя утверждайте. Любовью постоянной, прочной, непоколебимой ничем. Непоколебимость духа нужна во всем, нужна она ныне, нужна и для будущего, нужна и для Тонкого Мира, и для этого, последнего, – в особенности. Дух несломимый и не сломленный условиями жизни земной, переносит эту устойчивость в колеблющиеся, обостренные, быстро меняющиеся условия Надземного Мира и уже не являет собою тростинки, колеблемой ветром, или соломинки, увлекаемой мощными водоворотами, течениями и астральными вихрями Тонкого Мира. Что свяжете на Земле, то есть то, что крепко утвердите в сознании своем на Земле, то в Мире Надземном, утвержденное в вас, будет служить для вас источником слабости или силы. Те, кто во Имя Спасителя смерть приняли не колеблясь, с Ним неразрывно везде. Тот, кто во имя Света не поступился ничем, в Свете пребудет и после того, как сбросит ненужное тело. Поступайте наедине всегда твердо, решительно и непреклонно, так же ведите себя и с людьми, ничем высшим не поступаясь, ибо этим утверждаете путь свой Надземный. Пусть ничто не колеблет вас. Этим ценно постоянство. Этим нужна устойчивость. Если боитесь кого-то или чего-то здесь, будете бояться и там. Если ненавидите – ненавидеть, если тревожитесь – тревожиться, если любите – любить, и так точно во всем. Здесь утверждаете себя в чувствах своих, ибо, их утвердивши и ими связавши себя, и перейдете Великие Границы. Поступайте наедине, зная, что так же будете поступать и в условиях Тонкого Мира, где тонкое становится явным. Даже здесь слабость свою уявив перед кем-либо, переносите неотменно ее и в Мир Тонкий. И с нею и остаетесь. Вам кажется, что вы ее победили, но в условиях Тонкого Мира она, не изжитая до конца и корни сохранившая, тотчас же проявит себя таковою. Испытания, проходимые нами в снах в Мире Тонком, позволяют безошибочно обнаруживать, что еще от прошлого, влекущего нас вниз, в нас не изжито, в нас живо и нас Света лишает и жертвою делает влияний чужих. Мир Тонкий и земной связаны тесно. Нечто, на Земле возбуждающее страх, в условиях тонких будет причиною, страх вызывающей. Не бойтесь ничего ни здесь, ни там. Если боитесь там, или во сне, значит, страх не изжит. Если что-то влечет там и власть над вами имеет, значит, влечет и здесь, хотя кажется вам, что вы от влечения этого свободны. Нечто, утвержденное здесь, на Земле, яро и прочно, и там даст реакцию соответствующую. Потому устойчивым и несломимым надо учиться быть, и именно в духе. И руки, и ноги, и кости можно сломать, но не дух. Те, кто под пытками в духе устоял, в Мире Надземном силу являют свою. А люди часто и без всяких пыток, просто по-обывательски поникают духом, в бессилии унижая себя, и расписываются в собственном ничтожестве, тем самым облекая себя и в Мире Тонком на безвольное подчинение всевозможным неожиданностям и влияниям темным. Слабость духа и неустойчивость недопустимы в ученике. Как можем верить тем, кто сам в себе не уверен и является жалкой марионеткой во враждебных руках? Сильным быть надо всегда, а не только в те моменты, когда твердая рука ведущего поддерживает вас. Яро боритесь с неустойчивостью в ведомых. Недопустимо попустительство слабости, как бы она ни проявлялась.

Грани Агни Йоги. 1957 г. 189. (М.А.Й.).


Надо добавить: был он, Гуру, человек выдающийся, это признавали даже враги. Он был необычен во всем, особенно в творчестве кистью, и это ему не прощали. Если бы как все, по трафарету, как бы его вознесли!! Но он взял на себя смелость быть необычным и идти собственным путем. Он был непонятен многим. Разве можно простить тому, кто непонятен, кто, быть может, выше, и много выше других, именно их, злобствующих. Так темная зависть вползает в сердца завистников темных. Многие нападки, в том числе и Маковского, завистью вызваны были. Невыносим людям малого сознания Свет Высший. Истинное искусство есть Служение Свету. Свет этот негасимый Николай Константинович пронес через всю жизнь. Свет Спасителя, несшего крест на Голгофу, ярое бешенство вызвал в сердцах глумившейся и улюлюкающей толпы. Плевки и удары – такова уж природа людская. Ярость ненавистников темных, ополчившихся на Гуру, тоже вызывается бешенством зла, не терпящего Света. Ну что же? Порадуемся, что тьмою Свет оттенен и отмечен. И если забыли друзья, то не забыли враги и помогут подвиг земной Свет принесшего Гуру выше еще вознести.

Грани Агни Йоги. 1957 г. 190. (Матерь Мира).


Светлою силой Мира Лучей в сердце твоем пробуждаю ответную вибрацию. И по Лучу получаешь. Ныне Хочу утвердить ответственность понимания за полученное Благо. Получивший обязан раздать. Не для себя получаешь, но для Земли. Полученный Свет раздаешь, преломленный через призму твоего сознания, при помощи лучей уже самоисходящих. Этим выполняешь миссию, Возложенную на тебя Мною – нести Свет Лучей Моих миру. Все, что видит глаз на Земле, есть отраженные лучи Солнца. Так же и Свет Мой дает людям возможность видеть оком духовным в Моих Лучах, как видят они глазами земными все, что вокруг, в лучах Солнца. Духовное зрение пробуждает Мой Луч. Потому Говорю: «Духом ко Мне устремитесь, дабы в Свете Моем Света Мира (познать) увидеть».

Грани Агни Йоги. 1957 г. 191. (Май 15).


Неисчерпаемость действия есть основание успешности во всем. Лучше совсем воздержаться от действия, нежели опустошить сокровищницу. Недопустимы, преступны по отношению к самому себе действия опустошающие. Магнит, утративший свою притягательную силу, уже не магнит, а просто кусок стали. И человек, опустошивший сокровищницу энергий, уже не человек, а пустая оболочка, лишенная всякой силы. Неужели хотим необузданной растратой своей энергии превратить себя в ничтожество? Можно отметить, что именно после особенно яркого и полного опустошения себя происходили явления темных нападок на близких, ибо магнит духа переставал действовать, и они, охраняемые ранее силой его, оставались беззащитными, подвергаясь магнитному притяжению враждебных энергий. Поэтому сдержанность, собранность и замкнутость надо явить не только ради себя, но и ради тех, кто около и кто первый же яро теряет при нарушении сдержанности. Говорите половину того, что хочется сказать, давайте половину того, что хочется дать, и переживаний и эмоций своих внешне не уявляйте. Сдержанность и обуздание внутренних чувств тотчас же усиливает магнит и повышает его притягательную силу. Без нее никак и ничем нельзя удержать желаемое. Именно сдержанность привлекает. Под влиянием чувств и эмоций человек выливается весь и, сделав это, становится ларцом открытым, книгой прочитанной, Говорю, разграбленной формой без содержания или пустой шелухой. Ради этого приносится в жертву и достоинство духа, ибо опустошившие себя сознания его не имеют. Сколько раз Говорилось о сдержанности, и сколько раз она нарушалась, влача за собой угрозу утраты всего. И что же на зеркало пенять, коли дух столь кривобок, утратив магнитную силу свою. Не словами, не уговорами, не убеждением, но силой неисчерпанного магнита духа удерживаются нужные души вокруг. Замкнитесь же духом, уйдите в себя, все силы в себе соберите, не раздавая их безрассудно в недостойные руки, ибо, отдав безрассудно, неизбежно подвергаете себя растерзанию и попранию духа со стороны даже ближайших. Этот закон нельзя нарушать. Опустошение сокровищницы неизбежно влечет за собою определенную реакцию в сознании тех, кто это заметил или ощутил, вызывая в них жалость, утрату всякого интереса к человеку, исчерпавшему себя, и даже чувство какого-то небрежения и презрения. Уплачиваемая цена столь велика, что можно в себе силу найти яро утверждать сдержанность и умение собою владеть. Ради ваших же близких замкнитесь. Даже Владыка невидимо видимым Стал, чтобы магнитность Свою увеличить и не разрушать сознание людей Своей доступностью и открытостью. Столь же нужно вам, малых ведущим, ларец духа закрытым держать, скупо и мудро давая, но далеко не все, что имеете. Легкая доступность родит небрежение, равно как и фамильярность – потерю уважения. Холодом сдержанности легче людей удержать, нежели полным раскрытием сердца. Это истинно так, каким бы странным это положение ни казалось. Много теряли благодаря открытости сердца. Пытаясь стать ближе, отдаляемся, отдаляясь – становимся ближе. Это относится к ведущему и тем, кого он ведет. Именно ведомые близости полной не выдерживают, равно как и безудержной отдачи даров духа со стороны ведущего. Но и тут нужна соизмеримость, как, впрочем, и везде. Если хотите сохранить желаемое положение, без правильной поляризации собственного сознания этого сделать нельзя, ибо удержать можно лишь сознательно сдерживаемой силой собственного магнита духа.

Грани Агни Йоги. 1957 г. 192.


Сын Мой, Хочу Видеть тебя сильным всегда и побеждающим. Хочу, чтобы в Лучах Моих силы ты почерпнул и неувядаемое стремление к накоплению огненной мощи. Волю твою Хочу закалить на противных условиях жизни. Все Обращаю на пользу тебе и силы твои Умножаю. Это желание силу магнитную в духе собрать у нас обоюдно, ибо Хочу видеть сильным тебя во всем – большом и малом, всегда: и ночью, и днем, в напряжении и покое. И где бы ты ни был, и что бы ни делал, сознание силы храни, Мною в тебе Утвержденной. Минуты слабости, несдержанности, собой невладения, желанья все сердце кому-то раскрыть – есть минуты утраты всего, что накоплено столь тяжкой ценою. Даже улыбкой порою и взглядом, себя раскрывающим, невидимо для себя, сокровенное выносится наружу, на милость и суждение не имеющих на то права людей. Наши люди умеют себя прикрывать от попрания духа пятою невежды. Учись же и ты. Сокровища Лучей собирая, их научись охранять. Можешь раздать, но – как светильник зажженный, свет свой дающий, но не самое пламя. Ибо, если пламя отдашь, погаснет светильник, и станет темно, и тьмою заменится свет, который в тебе. Охрана пламени духа есть долг твой перед собою и передо Мной, ибо Мной этот пламень Зажжен. Старайся понять, а главное, ощутить этот процесс раздачи света при бережной охране пламени. Огонь твой дает пусть и свет, и тепло, – они нужны людям, – но пламени им не давай: их обожжет, тебя же оставят лишенным огня. Тонко чуять учись эту степень отдачи Света, не затрагивая самого пламени. Солнце свет свой излучает и посылает тепло и магнитные волны, но если бы самую сущность огня своего оно отдавало, неизмеримое пространство быстро бы поглотило его. Неизмерима способность поглощаемости человеческой пожирать пламя духа Носителей Света. Мы их, посылаемых в мир Наших ближайших, учим, как панцирь духа надевши и забрало закрыв, в толпы людей погружаться. Вот почему так важно, так настоятельно важно укрепить броню духа и за нее никого не пускать, кроме Ведущих, что выше стоят тебя по ступеням Света. Чуешь ты верно сегодня Близость Мою, и доступность, и легкость Общенья, и возможность писать без конца. Владыка доволен, что твердой рукой поднял ты меч в защиту Гуру и верный удар нанесен. Так стой зорко на страже, готовый каждую минуту встать на защиту Света. Шлю благословение и любовь. Ты Мой от века, и будешь вовеки Моим. Дойдешь до положенного, Сам Владыка Сказал. Дойдешь, хотя бы вся тьма мира ополчилась на тебя, дойдешь, ибо так Сказал Сам Владыка.

Грани Агни Йоги. 1957 г. 193.


Не приложишь ума к ужимкам человеческого духа. Твердую линию Буду вести. Скажи Мне, что лучше, хотеть и не сделать, или, сделав, понять и исправить ошибку свою? Лучше сделать ошибку, поняв, чтобы не повторить ее вновь. Хотение же (то есть желание) не исполненное становится семенем будущих действий. Жертва темных воздействий снова под них подпадет, если не оборонится. (Для темных) сейчас (выполнить) это очень просто благодаря пространственному хаосу.

Грани Агни Йоги. 1957 г. 194. (Май 16).


Хорошо замкнутый магнит – круглый, идеально замкнутый – шар. Шар – символ равновесия и устойчивости. Шарообразны Миры. Овальная форма микрокосма человеческого может являть собою магнит почти шарообразный, точнее, яйцевидный, и при замкнутости полюсов может быть символом идеального равновесия. Когда человек внешне уявляет какие-либо эмоции, размыкаются полюса и сила его без задержки истекает наружу. Когда же он сдерживает их проявление, истечения силы не происходит. Даже слово реченное есть уже выдача энергии и размыкание полюсов, то есть растрата силы. Потому молчание будет лучшим накопителем огненной мощи. Но даже молчать надо умеючи. Пень молчалив, но сил не накопляет. Недопустима безудержная, бесконтрольная выдача огненной силы. Истинное спокойствие уявляется в напряжении. Точно так же и выдача, или расход психической энергии совершается при условии сдержанности. Крепкой серебряной уздой сдерживаемая сила бережно и скупо раздается при полном контроле сознания. Ни одного лишнего слова, ни одного жеста, ни одного движения. Все делается под контролем и с соизволения воли. Сделал так потому, что хотел, но не потому, что что-то сильнее меня внутри или вне заставило это сделать. Никто и ничто ничего не может заставить сделать человека без санкции его воли. Даже действия, совершаемые против своего желания, делаются и должны делаться с разрешения воли. Но нужно, чтобы воля своя, но не воля чужая руководила поступками и действиями человека. Для этого надо быть сильным. Сильным может быть человек, лишь накопивший в себе сокровище энергии. Вот почему Устремляю сознание к возможностям накопления сокровища огненной мощи. Накопление стоит того, чтобы над ним потрудиться. Собирателем можно назвать человека, который это знает и накапливает в труде неустанном, в труде каждодневном незримую силу свою. Жизнь дает к тому тысячи возможностей. Можно всю жизнь провести под знаком ярого устремления к фактическому собиранию этой силы и сознательному наращиванию Сокровища Камня внутри. Нет занятия более увлекательного и захватывающего. Говорить приходится неизбежно, так же как и вести духовную раздачу. От траты энергии не уклонимся. Дело все в том, как ее тратить и сколько. Пар производит работу в машине, будучи сдерживаем, то есть находясь под давлением. Вентиля открываются по мере надобности и ровно настолько, насколько нужно. Но если открыть все клапаны, сила пара быстро иссякнет. Так же и с действиями, словами, чувствами и эмоциями человеческими. Их безудержное уявление, или вспышка, уподобляет человека паровому котлу, все вентиля и клапаны которого открыты. При этих условиях вспышка энергии будет очень короткой и быстро иссякнет. Лишь полная сдержанность, контроль и регулирование потока энергии внутри даст мощь и длительность действию нужному. Учитесь действовать в молчании, учитесь действовать в сдержанности, учитесь действовать под неизменным контролем воли, никогда, ни при каких условиях не допуская исчерпанности действия, то есть затраты на него всего запаса психической энергии, который имеется внутри, и тем не опустошая себя. Запас сдержанной силы, остающейся от каждого действия, будет приумножать сияющее Сокровище Камня. Кристаллы психической энергии, откладываемые внутри, будут расти, и будет умножать человек свои накопления. Потрудитесь. Цель стоит того, стоит поработать над тем, чтобы увеличить единственное, неотъемлемое Сокровище наше – Камень, пылающий огненной мощью, Камень, носимый в груди.

Грани Агни Йоги. 1957 г. 195.


Следует отметить, что неполезные действия окружающих Учитель Обращает на пользу. Вот близкий человек под влиянием посторонних воздействий рану нанес. И тяжко, и больно! Но если бы этого не случилось, то ценнейшие Записи, сопровождавшие эти удары, места бы не имели. Право же, плата стоит того, чтобы заплатить сознательно и с охотою. Враги хотели нанести ущерб. Отношения ваши нарушить и дух угасить, но отношения лишь укрепили, а дух загорелся новыми огнями опытного достижения, знания свои углубив и расширив. Так же Обращаю на пользу и все. Заставляю служить Мне и тебе, который за Мною идет неуклонно, крепко ступая.

Грани Агни Йоги. 1957 г. 196.


Для успешного уявления действий надо умело сочетать комбинации внешних условий. Темные в этом особенно искусны. Долго и изысканно подготавливают и создают благоприятные условия для проведения своих планов, посылают им нужных людей, служащих каналами темных воздействий, посылают вещи, животных, насекомых, случайных прохожих. Им безразлично, кого или что использовать каналом передачи их темных энергий. Задуманное ими на ближайшее время тоже задумано тонко. Им надо жертву вовлечь в условия, в которых она неизбежно окажется окруженной вибрациями, не соответствующими ее обычному окружению. Она невольно будет на них реагировать, как реагирует человек на все, выходящее из рамок каждодневности. И вот тут-то, в атмосфере, много раз раньше использованной для подобной же цели, заставят ее созвучать с тем, что когда-то так было приятно и приемлемо. Воздействие толпы, сборищ, собраний сильно вообще необычайно. В это воздействие, в своей атмосфере, через им нужных людей, они постараются ввести в сознание возможно большее количество яда, дабы отравить им последующие дни. Подробности и способы самой механики этого воздействия значения уже не имеют. Надо понять их основное задание и цель и вооружиться духом соответственно. Предупреждение дается заранее, что раньше не давалось, дабы могли встретить опасность с открытыми глазами, а не как прежде, неожиданно для себя и не будучи готовыми.

Грани Агни Йоги. 1957 г. 197.


Так же и в области Высшей. Сознание может созвучать на разные ноты – зависит это от устремления. Так же и Записи можно вести по тем линиям мысли, что сердцу созвучны, близки и желанны. Было Сказано, что канал мысли выбирает Учитель или же сам ученик. Но, выбрав и в нем утвердившись, уже получать по избранному направлению.

Утром было Сказано: «Сегодня будет дана возможность коснуться Дальних Миров. Используем эту возможность».

Миры Дальние достижимы. Они достижимы сознанием и мыслью. К ним устремление – к ним приближает. В мыслях жить нужно с ними и в них, просто мысль устремляя в пространство. Сознание черпает впечатление из той сферы, от того предмета, вещи, явления, к которому направлена мысль. Миры Дальние, насыщенные атмосферою чистых, огненных мыслей, оплодотворят сознание своими вибрациями и духу возможность дадут хотя бы на время освободиться от земных притяжений. Мы, на Дальних Мирах, Видим человека не таким, каков он на Земле, но освобожденным от низших оболочек своих, от смрада земного и наростов. Мы Видим свободным его и знающим много. Это знание можно получить и на Земле, если око свое обратить к Звездам Далеким. Духом в Миры устремляйтесь, духу нет плотных преград.

Грани Агни Йоги. 1957 г. 198. (Май 17).


В пространствах Света радость звучит, но эта радость безличная. Сверхличной радости научить вас Хочу. Почему Говорим Мы о радости, о какой радости Говорим? Говорим: Наша радость – не ваша, не личная радость обычного сознания. Тяжко вокруг, все потонуло во мраке, скрежещут колючие токи – как солью открытую рану. Где уж тут думать о радости. Не может быть радости личной, когда в мире так тяжко и сумрак в сердцах, но Мы Повторяем о радости. Формулой «Отвергнись от себя» можно почуять ее и с ней созвучать, но поверх и Земли, и земного. Самоотверженность не есть самобичевание духа, скорбь и плач, нет, Я Сказал: «Печаль ваша будет в радость». Легко Мое бремя. Радостью будет скорбящее сердце полно, пространственной радостью духа, когда дух отречется от малого «я» своего. В Сферах Надземных, далеких, где личному места уж нет, радостью чистою, радостью огненной Света пространство звенит. Огонь и свет радости Хотел бы низвести Я на Землю. И вас ей Хочу научить. К Солнцу Зову. Но оно над Землею. Земля утопает во мраке. Учитесь от Земли отрываться, чтобы на нее принести свет радости пространственных далей. Дальние Миры Указую как духу ближайший оплот, и цель устремлений, и сердцу обитель. Туда устремитесь вы сердцем, земное оставив внизу. Когда тяжко на сердце, в Сферах Дальних сможете вы обрести радость для сердца. Пространственной жизни можно коснуться, лишь отойдя от себя. Можно, закрывши глаза и погрузившись в молчание, услышать звучание космической радости. Это и будет истинной радостью духа: не о себе, не о земном, не о делах, но выше, но об Огне и Свете. Мир Мой Даю вам и радость Даю, но радость Моя не от мира сего. Мои вы, и радость Мою, от Дней Моих в днях ваших сможете вы ощутить. Мир вам и радость. Радость Владыки примите.

Грани Агни Йоги. 1957 г. 199. (Гуру).


В День мой хорошо побыть в духе со мною. Помните, как часто, со мной соприкоснувшись, ощущали какую-то особую радость, и подъем, и крылья! Вот это и есть радость Владыки, которую вы со мной разделяли. Если получали ее от меня, значит, она была во мне. Но я был с Учителем Света, и радость Общения с Ним вы через меня получали. Так что уже по опыту можете твердо и уверенно сказать, что эта сверхличная радость была качеством духа вашего Гуру. Многие ко мне приходили, и многие от радости моей почерпали. Следовательно, можно сказать: радость достижима, ибо сам Гуру нам указал, что она не мечта отвлеченная, но жизни сверхличной удел. Не личным я жил, но сверхличным. Не личным учитесь и вы всю сущность свою наполнять. Личное уйдет и заменится мировым и космическим, а с ним придет и радость. Волны борьбы вы уже ощущали, будучи с Гуру, со мною, вас устремившим к Владыке.

Грани Агни Йоги. 1957 г. 200.


Провод пространственный будет проводом не только безличным, но и сверхличным. Звучать по нему труднее, но зато он доступен всегда. Он более опасен и требует стойкости духа и полного бесстрашия. Провод одиночный много легче и безопаснее, ибо соединяет с Учителем по Лучу. Устремляясь в пространство, от Учителя не отрывайтесь – это облегчит задание.

Грани Агни Йоги. 1957 г. 201. (Май 18).


Явим устремление к пониманию сущности жизни. Живем! Для чего? Для чего эти долгие годы борьбы, достижений, побед, разочарований, огорчений, страданий, и счастья, и слез? Для чего это все? Все это имеет цель, всегда одну и ту же, неизменную и постоянную. Что бы ни делали, где бы и как бы ни жили, каково бы ни было состояние сознания – цель жизни одна. Цель нашей жизни, наших переживаний и ощущений, цель – это жемчужину сознания сделать бессмертной, сделать сияющей вечным сокровищем духа. Для того и живем, для того и идем через все, происходящее с нами. Трудно понять, что страданья и радость, измена ли друга или работа, или люди, или книги, или болезнь, или здоровье – все для того же, все для того, чтобы сознанье расширять и кристалл его сделать бессмертным. Много горя и огорчений люди приносят. Трудно мириться подчас, ибо отягощают. Но, зная великую цель, можно ли отбросить те ступени, которые ведут к ней? Все настоящее, которое есть, и все будущее, которое будет, и все, что случается или случится, все к этой цели единой ведет на Земле человека. Осознание этого может дать силы бодро, бесстрашно и смело волны явлений встречать, нас устремляющих к цели. Можно уложить это понимание в формулу: «Владыка, да будет Воля Твоя», ведущую к тому же. При неосознании сущности жизни и цели единой ее кажется не прозревшему в правду уму человеческому, что что-то ведет, а что-то мешает, но это по человечеству. Следующая, высшая ступень понимания делает ясным и непреложным то, что все – доброе и злое, хорошее и плохое, радость и горе, все, все явления жизни служат и могут служить (тому, чтобы) этой цели великой достигнуть. Когда Учитель Говорит: «Все Обращаю на пользу», Он Идет именно этим пониманием жизни. Это та ступень духа, когда все силы: и добрые и злые, и светлые и темные начинают служить человеку. В легендах говорится о том, что духи стихий могут служить человеку. Могут, но не прежде, чем достигнута здесь указуемая ступень. Радость препятствиям, радость трудностям, радость огорчениям и отягощению духа, радость всему и хорошему, и плохому, что дает жизнь, будет ступенью этой особой мудрости. Осваивание спокойствия и равновесия духа зиждется на этом глубоком понимании всего того, что происходит с человеком. Освоение радости и приемлемости тягостей жизни в нем, в человеке, но не вне его, не в вещах, не в явлениях жизни текущей. Приемлется все духом смиренным, смирившимся, то есть уже не стремящимся более опрокинуть карму и тем обратить ее на себя малым пониманием смысла и цели происходящих с ним явлений. Смирение духа не есть рабское, униженное подчинение обстоятельствам или людям, нет, это великая сила духа, нашедшего в себе основу для равновесия, и одинаково, не теряя его, встречающего как благоприятствующие, так и противные условия жизни. Силу великую надо иметь, чтобы мужественно, стойко и спокойно встречать волны жизни без неумеренных восторгов, сетований, веселья и недовольства – то есть, храня равновесие духа. И тогда сущность понимания жизни начинает раскрываться перед человеком, и тайна ее становится доступной. Дух поднимается над двойственной полюсностью жизни единой и видит ее всю, целиком, полностью, не будучи притянутым только к одному из полюсов и не отвергая другого в слепом непонимании Великого Закона двойственной сущности вещи единой. Мудрый же знает, что любой полюс явления, плох он или хорош, не может существовать без другого, противоположного. Страждущим и отягощенным, но внимающим, Владыка Сказал: «Велика ваша награда на небесах». Как же еще яснее и проще указать на механику и психотехнику Великого Закона? Разве еще добавить, что для них равновесие будет восстановлено и полюса уравновешены не только на небесах, но и на Земле, когда-то и где-то, но будут, так же неотменно и непреложно, как непреложен Закон. А Закон непреложен, ибо ни одна йота не изменится из него, как Сам Спаситель Сказал.

Грани Агни Йоги. 1957 г. 202.


Сила духа закаляется на противоположных явлениях жизни, как сталь – огнем и водою. Это поймите и не сетуйте слишком при процессе закалки.

Грани Агни Йоги. 1957 г. 203. (Май 19).


Сын Мой, биполярное зрение означает способность видеть не только плохое или хорошее в каждом данном явлении, но и то, и другое одновременно. Оптимист видит во всем причину для того, чтобы радоваться, пессимист в том же самом – наоборот. Можно для практики в явлениях противных, тяжелых и неприятных пытаться обнаружить их положительные стороны, то есть полезность. Лучше радоваться, нежели печалиться. Но лучше всего не колебаться по полюсам, то есть не метаться от одного полюса к другому. Лучше хранить равновесие. Биполярное зрение этому помогает. Если человек видит в определенном явлении плохое и хорошее в одинаковой степени, то у него нет уже оснований приходить в телячий восторг или проливать слезы по поводу какого-нибудь явления. Часто видите яро смеющихся людей, у которых смех быстро сменяется слезами. Высшее равновесие духа не допускает этих колебаний ни в чем. Не свойственны йогу ни телячьи прыжки сознания, ни отчаяние. Сознательное, утвержденное спокойствие основывается на способности биполярного зрения. Диалектика жизни хороша, когда видит дух явление в целом, но состоящее из двух противоположностей. И задача не в том, чтобы видеть один из полюсов, обращенный в данный момент к сознанию, но и другой, скрытый за завесой времени или очевидности. От скольких ошибок можно избавить себя, усмотрев следствия совершаемых действий, то есть, в данном случае, тоже другой полюс явления. Ибо причина и следствие суть части вещи единой. Явления жизни протянуты во времени. Будущее людям видеть не дано, но знать его можно, продолжив в сознании начало до конца, то есть начало действия или действие до его логического завершения по принципу соответствия, или созвучия, семени – с плодом, им приносимым. На этом же основана и формула древних писаний: «Не обманывайтесь, – Бог поругаем не бывает, что посеял, то и пожнешь». Неудачного посева можно избежать, используя принципы диалектики в процессе мышления. Также хорошо и людей разделять на прохожих и близких, чтобы провести в будущее более длинную линию и междуполюсные колебания друга не принять за отход и чтобы не допускать в сердце случайных прохожих. Для этого тоже нужно биполярное зрение. Часто хорошее в друге прикрыто плохим. Надо усмотреть и то, и другое. Переменив полюса, плохое можно заменить хорошим, а хорошее – лучшим и еще более совершенным, ибо достигнутое и реализованное хорошее при спиральном восхождении станет плохим, или противоположным полюсом чего-то еще более лучшего. Лишь тепленькая бесполюсность сознания исключает возможность восхождения. Но при наличии свободной воли подняться от теневого полюса манифестации сознания к светлому дается каждому человеку. Потому обережем друзей от погружения в бездну отчаяния и безысходности, ибо это Майя, противоположный полюс действительности жизни единой. Будем пребывать во Вселенной, составленной из светотени, до тех пор, пока не войдем в Сферу Абсолютного Света. И видеть предмет или явление со всех сторон, как теневой, так и освещенной, как бы в круге, – наша задача. Биполярное зрение завершается круговым, или шаром, глаз мировой – космическим, то есть видящим всесторонне, со всех сторон, а не только с двух противоположных. Призматическое зрение позволяет видеть не только полюса, но и все промежуточные деления, скажем, хотя бы светлой шкалы, разлагая световой луч на цветные лучи, его составляющие, по как видимой, так и невидимой шкале света.

Грани Агни Йоги. 1957 г. 204. (Май 20).


Мы Живем на высотах, дабы люди, к Нам поднимаясь, даже мыслью, могли бы оставить все, окружающее их, в низинах. Говорю не столько о вещах, сколько о психическом окружении. Оно действует, оно действует явно и сильно. Птица сознания как бы вылетает из привычного гнезда, оставив его позади, и устремляется, куда хочет. Именно устремленный полет освобождает от привычного окружения. Когда сознание переносится к Нам и мыслью с Нами, восприятие становится возможным и доступным. У Нас себялюбцев нет. Все живут заботами о других, далеких и близких, личная жизнь заключается в сверхличном. Так и Живем, Отдавая все силы Свои на служение людям. Так же и вы можете высоту своего к Нам подъема определить по степени освобождения от личных интересов. Если личное занимает сознание всецело, значит, вы далеки от Нас. Если – наполовину, значит, приблизились или поднялись наполовину, если все личное заменилось сверхличным и сознание думой о людях полно и о том, как их увлечь за собою – сближение полное и достигнуты Наши высоты. Так же и полное Общение требует полного отрешения от себя. Именно этим обстоятельством обусловливается его полнота. Главное – мысли оставить, вибрирующие в унисон с обычностью окружающей обстановки. Воду можно налить лишь в свободный сосуд. Когда сосуд сознания наполнен своим до краев, как может Мое в него влиться? И не прольется ли Мое через край, и бесполезно? Освободившимися от вибраций момента к Нам вы приходите, дабы почерпнуть полнозвучно. Радость сознания Шлем, что может быть близкой Твердыня.

Грани Агни Йоги. 1957 г. 205.


Сын Мой, когда Близость Мою Утверждаю, несмотря на все твои несовершенства, занятость личным, именно тогда Поднимаю сознание твое к Нашим высотам и вырываю его из слоев магнитных притяжений той сферы, в которой живешь ты обычно. Конечно, это возможно лишь при устремлении обоюдном, с обеих сторон, ибо серебряный мост должен иметь устои на обоих берегах. И устремление твое бессильно повисло бы в пространстве без ответа с Моей стороны. Но Ответствую всегда, но по силе, степени, глубине и напряжению твоего устремления. Каков зов, таков и отклик – это условие кармическое. Отклик, превышающий степень зова, может пережечь провода. Потому будет правильным напрячь свое устремление беспредельно. Молитва – это зов к Высшему. Можно ли ограничить напряжение молитвы? Чем она горячее и огненнее, тем звучнее ответ. Огненная молитва – думали ли об этом? Сказано о молитве до кровавого пота – каково же ее напряжение? Доктрина напряжения уявляется во всем. Огненность не есть возбудимость астрала и интенсивность его эмоций. Молитва, насыщенная астральным началом, обычно остается без ответа. Отсюда столько молящихся втуне*. Но когда сердце напряжено в огненном устремлении к Высшему, ответа не может не быть. Следует осознать безусловную непреложность Ответа на огненную молитву. Закон действует точно, определенно, безотказно и в соответствии с напряжением огня. Это уже не вера, но знание действия нерушимого закона, закона созвучия духа и сердца, сердца обращающегося духа и Великого Сердца. «Не всяко молитесь, но в духе и сердцем».

_________
* Втуне – напрасно.

Грани Агни Йоги. 1957 г. 206.


Только тогда, когда сознание свободно от многих мешающих условий, можно его насыщать. Опасность или ожидание неприятностей не должны иметь власти над сознанием. Знать и быть свободным – это уже достижение. Защищу при всех условиях, ибо Мой. (С утра были слова, что ожидает какая-то неприятность.)

Грани Агни Йоги. 1957 г. 207. (Май 21).


В царстве Моем царствует мысль. Мысль эта не от вашего мира. По каналам мысли Находимся в общении с Миром Тонким, Миром Ментальным и Миром Огненным, который над всем. А также и с Мирами Дальними. Вы сообщаетесь по рекам, шоссе, железным дорогам и трассам воздушным, по водным каналам, а Мы – по лучам мысли. Наши дороги лучше ваших: в средствах сообщения – созданиях рук человеческих, не нуждаемся. Наши пути от духа. И все пути открыты для Нас, ибо пролегают везде, где может мысль пролететь. Мысль и сознание – вот два фактора Наших сношений с желаемым объектом устремления. Говорю – устремление, ибо оно будет двигателем мысли. Огонь устремления – двигатель мысли в пространстве. Мысль крылья имеет, если она от сердца. Мысль от сердца называем крылатой. Огненная энергия сердца, именуемая устремлением, двигает мыслью и мысль посылает, и мысли несутся туда, куда посланы волей. Все сливается в явлении мысли, летящей к намеченной цели. Летают и мысли обычных людей, но на своем плане, но в сферах людских. Но часто инертны они, огня не имеют и лишены четкости цели. Эти в пространстве висят, словно как тучи, мутью его застилая. Мало света и мало огня в мыслях обычных людских. И мысли эти от мозга. Часто им страсти особую силу дают. Но чистая, бесстрастная мысль, лишенная астрального начала, сильнее. Жизненность мысли и мысль, насыщенная Космическим Началом – различны по существу. Так же различны они, как различны между собою магнитно-жизненная сила здорового, крепкого человека и духовная сила человека, быть может, даже больного – первая слабее второй. Это легко обнаружить, если наблюдать обоих во время серьезных заболеваний – первый сразу ослабнет. И, особенно, в старости, при долгой болезни, станет он слабым, беспомощным существом, второй же будет с каждым моментом становиться сильнее, ибо дух, освобождающийся от цепей и власти физического тела, будет все время ощущать растущую силу свою, уже не связанную плотной оболочкой. В этом разница между духовными и недуховными людьми. Одни в немощах и болезнях утрачивают силу свою, ибо вся она была животно-магнетической, другие, наоборот, с ней, ослабевшей в физическом теле, входят во все более и более полное владение своим, не подлежащим смерти, духовным достоянием. Сколько раз можно было наблюдать в жизни, что физически слабые люди, но сильные духом, были сильнее других, гораздо более здоровых и физически сильных, и вели за собою, сами будучи больны, этих здоровых людей. Надо различать в человеке силу духовную, силу огненную, силу сокровища психической энергии, собранную в бессмертном кристалле ее, Камне Сокровища духа, и силу животного магнетизма, силу жизненную, дающую иллюзию силы в человеке просто потому, что ее много. Здоровье иметь хорошо, но еще лучше – в сочетании с силой духовной. Духовную силу, силу огня, нельзя накопить в одночасье. Это накопление тысячелетий. Пользуйтесь каждой болезнью, каждым недомоганием как средством мощного утверждения огненной силы в себе, ибо при ослаблении физического тела мощно может уявляться сила духа, уже не сдерживаемая, как в теле здоровом, плотными преградами материи грубой. Потому Называем болезнь Посещением Господа. Ибо духу дается возможность силу свою утвердить и выявляться в теле более свободно. Болезнь порабощает слабых людей. Сильных она усиливает. Как бы раскрываются двери чудесного мира, и дух утверждает сущность свою. Многие Подвижники и Носители Света страдали от тяжких физических недугов. И здоровые шли к ним за поддержкой, за утешением, за тем, чтобы силу от них, от больных, для себя, для здоровых, почерпнуть, и уходили, словно на крыльях, и получали порой исцеление тела от них, от больных, но духом могучих. Потому пересмотрим наше отношение к болезни. Пусть для начала каждая болезнь будет процессом борьбы духа с плотью. С каждой болезнью надо бороться до конца с тем, чтобы ее победить. Но не побеждена еще старость, вами не побеждена, и неизбежны некоторые болезни. Тогда используются они как средство утверждения мощи духа по мере ослабления физического тела. Но о старости Скажу: с ней можно и должно бороться, не допуская старости духа. Если духовный человек себе позволяет стареть духом, это, действительно, конец. Ибо атомы и молекулы не стареют, но стареет тело. В чем же заключается старость, что же изнашивается, если самая сущность материи остается неизменной? Конечно, в научном, широком смысле, стареют и атомы, но жизнь некоторых из них идет далеко за пределы жизни человека. Нет, в человеке стареет нечто иное, и тогда начинается дезинтеграция. Все живое подлежит этому. Стареют планеты и даже целые системы миров. Но в человеке, которому дана власть над плотью, процесс этот можно приостановить или замедлить в той или иной мере сознательным усилием воли, постоянным, упорным и ритмичным. Произвольные движения в человеке подчинены его воле. Непроизвольные тоже подчиняются ей, если уметь, – почти все. Воля сознательно направляется на поддержание бодрости, силы, правильного функционирования всех органов. Сознание держит твердое и стойкое представление о теле, в котором оно обитает, как о не желающем стареть орудии духа. Надо телу дать мысли, прямо противоположные явлению старости, и тем прекратить в той или иной степени процесс постарения, и тут должна действовать мысль, которой не заказаны никакие пути осуществления поставленной перед нею задачи. Каждый раз, когда приходит мысль о постарении тела, заменяйте ее мыслью противоположной и делайте это сознательно. Мы Овладели тайной молодости физического тела и можем поддерживать ее в теле не одну сотню лет, если это необходимо. Подготовляю и ваше сознание к возможностям новым. Вечной молодости сейчас не Обещаю, но Утверждаю, что сохранить свежесть и бодрость физического тела много дольше, чем обычные люди, сможете, и довольно успешно, если приложите к тому понимание, устремление. Утверждайте примат духа. Это очень нужно и очень важно не на сегодня, не на одну жизнь только, но на будущее, когда достигнете полной власти над телом и процессами, в нем происходящими, чего Достигли Мы и чему Научим и вас, когда придет ваше время. И ныне к нему Подготовляем сознание ваше, ибо в одну жизнь, или в две, или три этого еще не достигнуть. Но ныне закладываем семена будущих достижений. Поймите тайну проведения более длинной линии. Поймите значение длительности действий, далеко перешагивающих границы одной или нескольких жизней. Наш путь далек – в Беспредельность. Учитесь понимать смысл и значение действий тысячелетних, как можно дальше в будущее забрасывайте далекие якоря. Мыслью идите, которая царствует над всем, и над временем тоже. Как обычный человек живет единой жизнью, так же и вы живите жизнью единой, но протянутой из вечности в вечность через века бесконечных времен. И помните, что все достижимо и будет осуществлено когда-то и где-то, если в должное время были заложены вами семена достижений даже самых недостижимых. Во времени, в будущем, все достижимо. Но сейте сейчас в сознании вашем семена достижений, которые вашими будут, если приложите к тому огни вашей мысли. Но пожелать должны вы, вы сами. Вы – сеятели, и будущее в ваших руках. Творите же мыслью бессмертной будущее свое по воле своей, не ограничивая себя ничем.

Грани Агни Йоги. 1957 г. 208. (Май 22).


Мы Живем будущим и в будущем. Наши люди живут в будущем и будущим. Жить будущим и для будущего означает, что все действия человека, совершаемые им в настоящее время, творятся им ради будущего, что настоящее для него лишь поле посева семян действий, долженствующих дать всходы свои в грядущем. Все будущее принадлежит ему, и поэтому длительность его действий, то есть время всходов и жатвы, тоже принадлежит ему. Он знает, что нечто, недостижимое ныне или даже в следующей жизни, будет достижимо когда-то, быть может, в далеком, далеком будущем, и потому проводит он длинную линию действия, то есть устремляет энергию его как следствие порождаемой им сознательно в настоящее время причины. Причины, закладываемые им в своем микрокосме в виде кристаллических отложений коагулированных энергий, явят свои следствия в должное время в условиях, им созвучных, то есть возможных для манифестации. Кристаллы эти могут расти и достигать достаточной силы для преодоления условий среды и уявления своего в жизни в формах конкретных и плотных. Так Мы Творим Будущее. Как бы светлые нити закладываемых действий Протянуты Нами в пространство будущего для осуществления в нем желательных следствий. В настоящем Мы Вырубаем или Вырубили в прошлом из вещества стихий сияющий план будущего для вашей Земли. И действия Наши в созвучии с этим Планом Великим четко полностью целесообразны. Наши действия часто длительны очень. Их совершая, Ждем результатов не сегодня, не завтра, но через века. Многие опыты Наши века занимают. Мы Знаем, что Великий План будет осуществлен. Элемент времени имеет значение лишь постольку, поскольку, как течение могучей реки, он несет с собою все новые и новые возможности осуществления Нами заложенных зерен. Мы Закладываем их прочно и надолго. Будущее принадлежит Нам. Учение Христа, данное людям, есть наглядный пример такого длительного действия. Он Заложил причины. Он Видел следствия. Он Знал, что скорее прейдет луна или Солнце, чем изменится то, во имя чего Приходил Он на Землю. Знал Он, что снова на Землю Придет, и люди, те самые люди, которые распяли Его, и распинали все эти века, и распинают поныне, примут Его по-иному, и именно за то вознесут и признают Его, за что распяли когда-то. Со славою Придет Судить живых и мертвых, то есть Даст каждому возможность осуществить этот суд, ибо каждый сам, имея в себе судию, осудит себя или оправдает, приняв или отвергнув Его. Его Учение было проведением очень длинной линии, конец которой только ныне начинает быть видим. Так поступают Владыки. Так поступает Архат, и все действия Его, будучи устремлены в будущее, являются зернами сознательного посева. Хочу Научить вас действиям длинным, перекидываемым в будущие ваши жизни. Потому Говорю: за каждую мысль свою должны будете давать ответ в день суда, то есть в момент ее обязательного осуществления когда-то и где-то, когда придется вкусить полностью от ее горьких или сладких плодов, ядовитых или жизнедательных. Это указывает на то, что действие порождается мыслью и что неизбежны ее следствия. Так можно явить понимание действий творимых как причин, следствия приносящих. Причина и следствие есть полюса вещи единой – единое действие, вытянутое во времени. Будущее свое дух творит сам, и творит он его и может творить в настоящем. Говорят о жизни вечной, которая когда-то будет уделом человека. Но забывают о том, что и ныне мы живем в Вечности, что вне Вечности, вне Беспредельности нет ничего, что именно эта самая жизнь, которая пульсирует в нас, и есть атрибут жизни вечной. В этой ли жизни или в той, в этом ли теле или в другом, здесь или там, и где бы то ни было, но дух вечен всегда, и вечно живет, и будет жить вечно всегда. Умирает тело, но не дух, и сбрасываются оболочки, но сбрасывает их с себя дух, чтобы облечься в новые. Царство духа есть царство Вечности, царство вечной жизни. Живя будущим, знает Архат, что и оно существует в Беспредельности и что все время и все будущее – это лишь канва, по которой может ткать он узор своего духа. Совершая действие, вдвигайте его в будущее, дабы увидеть плоды. И не будет тогда ни малых, ни безрадостных вещей или поступков, ибо из малого родится большое и даже великое. Научитесь быть породителями действий полезных независимо от того, большие они или маленькие. Малая мысль о возможности овладения собою когда-то приведет к власти над микрокосмом своим. Ко времени распускаются цветы духа, но надо сделать посев. Говорю: возможно и достижимо все, и пути Указую, будьте же ныне мудрыми сеятелями того, что со временем станет достоянием вашего духа, быть может, в условиях иных, в теле другом, и даже на новой планете. Телом причинности Называем несменную, бессмертную, неуничтожаемую оболочку духа. В ней несет он плоды всех своих достижений, все прошлое и будущее свое. Семена – в нем, и поле реализации возможностей, в них заключенных, – пространство, в Беспредельности сущее.

Грани Агни Йоги. 1957 г. 209.


Цель Наша – вооружить человека всеми настоящими и будущими достижениями техники и науки, но без единого аппарата, ибо все возможности и аппараты заключены в человеке. В настоящем это неосуществимо. Потому Указую на будущее как на ту сферу, в которой эта цель будет достигнута. Но начинать надо сейчас. Надо осознать все возможности человеческого аппарата, какими бы недостижимыми они ни казались. И надо пытаться в какой-то, хотя бы маломалейшей степени, хотя бы в самом зачатке их в себе начать утверждать. Это будет началом посева. Не беда, что зернышко мало. Лишь бы оно было. Если что-то в нас уявлялось из этих чудесных свойств человеческого аппарата – это уже хорошо. Если другие свидетельствуют об этом или опыт имели, значит, иметь можем и мы. Если кто-то что-то свершил или достиг, значит, и для нас оно достижимо, ибо создан человек по Образу и Подобию Божию. С этой мыслью о вседостижимости и приступим к работе. И зерна осознанных и признанных возможностей дадут свои всходы во времени. Торопиться не следует, в нашем распоряжении все время, все будущее, вся вечность. И все достижимо. Живем вечной жизнью духа, и потому достижимо все.

Грани Агни Йоги. 1957 г. 210. (Май 23).


Живите в осознании вседостижимости будущих нахождений, как будто бы они стали уже достоянием вашим. Это приблизит их срок. Осознание всегда предшествует овладению и обуславливает его. Вести за собой людей – значит указывать им новые возможности, а также и пути их осуществления. Все новое, все по-новому, все не так, как раньше. Мы не Ходим и не Ведем ровными дорогами, нов Наш путь, и нов Учитель всегда. Спираль духа исключает трафарет, а Беспредельность раскрывает бесконечные возможности новых подходов все к той же единой Истине жизни. Не хватит чернил и бумажных листов, чтобы уложить в них Беспредельность. Правильно ощущение возможности развертывать мысль бесконечно по любому направлению. Неисчерпаемость есть основное свойство Беспредельности. Правильно было ощущение, что Записи можно вести весь день и все же не исчерпать всего, что льется в сознание из пространства. Этим не будем смущаться. Щедры и богаты дары духа, если доступен к ним вход. Сокровище Космоса настолько превосходит всякое человеческое представление и понимание, что можно и не поражаться неисчерпаемым богатствам потока мировой мысли. Лишь бы не утратить созвучия со сферами сияющей мысли. Но Учитель ручательство Дал в том, что пока с Ним нераздельно, неисчислимы потоки возможностей. И ныне свидетельство тому явно дается.

Так мало созвучных приемников духа, и так много дается тем, кто в силах принять. Нам надо в мир Протолкнуть понимание Новой Эпохи. Нам мир ваш надо Наполнить новыми мыслями о новых вещах, надо мысли о новом, грядущем уже, в мир Протолкнуть. И избранные приемники служат трансформаторами и передатчиками льющихся из Беспредельности Космических Энергий. Их упор Несем на себе Мы, а вы Нам помощники в распределении их по лику Земли. Нужны нам сознания, созвучные наступающей Эпохе. Как же иначе внедрить в сознание масс необычность наставших времен? Твердыня – приемник центральный, а Вы – промежуточные передаточные станции, башни духа, антенны разной силы и напряжения, воспринимающие нагнетение Космических Энергий для трансформации и равномерного распределения их по просторам планеты. Эти энергии, не уловленные могущим воспринять их сознанием, иссякают для Земли и снова уходят в пространство. Потому Мы на вечном дозоре и к постоянству дозора Зовем близких Нам. Надо принять и надо передать. Каждый Учитель, в мир Приходивший, Был озабочен тем, чтобы в мир Передать и миру Поведать ту часть Космической Истины, которую Он Воспринял пространственно, и в той форме, которая доступна сознанию людей современной Ему эпохи. И ныне Посылаем в мир потоки огненных мыслей, желая насытить ими ауру Земли. Их воспринимая и переводя в конкретные формы законченной, кристаллизованной мысли, Наше дело творите и дар Наш приносите в мир. Дар ваш мир примет, когда придут сроки. Спешно Даем, не нарушая вместимости передающего сознания и способности его воспринять. Передаем по принципу созвучия и соответствия. Длительная ассимиляция сознания в прошлом позволяет ускорить процесс и вести его напряженно, не пережигая проводов и не нарушая равновесия приемочного аппарата, то есть организма человеческого. Обычный организм выдержать бы не смог и быстро перегорел. Вот почему была нужна столь длительная и постепенная подготовка всего микрокосма, и видимая, и невидимая. Силы Умножу и мощь духу Дам нелегкое Дело Владыки довести до конца. Поручение Дано, выполняется яро, и выполнено будет все целиком. Ждущих так много и еще долженствующих подойти. И не думайте о том, в какие формы выльется в дальнейшем Поручение ваше. Предусмотрено все, и поле посева Подготовлю, дабы можно было широко раздать. А ваша забота – не упустить потоков сияющей мысли и собрать, как можно богаче собрать сокровища мысли Надземной.




Агни ЙогаКосмические легенды ВостокаВы можете купить полное Учение Живой Этики (в 16 томах)
или небольшую книгу С.В. Стульгинскиса "Космические легенды Востока",
в которой в форме легенд изложены основные положения Учения.

Степан Викентьевич Стульгинскис принадлежит к первому, довоенному поколению рериховцев, которые первыми восприняли идеи Учения Живой Этики. Читателям его имя также известно по труду «Введение в Агни Йогу».