Учение Живой Этики (Агни Йоги)       контакты       написать нам       (383) 218-06-71



Грани Агни Йоги. 1966.



Грани Агни Йоги. 1966 г. 421. (Гуру).


Героизм массовый легче, чем одиночный. Героизм, видимый людям, легче, чем не видимый никому. Только пространство отмечает этих безвестных героев и рекордирует их подвиг незримый. Наши суждения об этих безвестных героях отличаются от обычных. Героизм духа – наивысший. Конечно, не бывает героизма тела без героизма духа. Но зато бывает наоборот – тело пребывает в относительном покое, но духовный подвиг творит. О подвиге молчаливом, безвестном помыслим свободно, быть может, кто-то уже совершает его, даже не помышляя о том, что он в одиночку духом поднялся на великое дело.

Грани Агни Йоги. 1966 г. 422. (Июль 8).


Будем возвращаться к сущности связи со Мной, ибо она все еще не понимается полностью. Говорил, и не раз, что все и какие бы то ни было условия данного земного воплощения временны, и поэтому нити связи протянуты поверх этих условий. Это положение надо принять. Иначе прочность связи будет расшатываться колебаниями и изменениями окружающих обстоятельств. А они будут изменяться постоянно то в худшую, то в лучшую сторону. Колебание нитей их может порвать. Когда же установка идет поверх окружающего и не ставится в зависимость от него, связь крепнет и Общение углубляется. Гнали и преследовали всех, кто шел за Мною. Окружающее будет яро противодействовать тем, кто решил путь свой со Мной навсегда. Противодействия есть следствие бесповоротного решения быть постоянно и нераздельно со Мною. Мешающие мысли сомнения и недоверия надо просто отбрасывать как ненужные. Не следует вступать с ними в дискуссии и пытаться опровергать их логическими доводами. Логика очевидности всегда будет сильнее и убедительнее логики невидимого, ибо на стороне очевидности факты. Значит, надо идти против того, что видит глаз и доказует мозг. Только сердце может подать весть об ошибке рассудка, которая омрачает его и лишает доступа Света. По-земному все получается логично и убедительно, и, казалось бы, остается только радоваться, что рассеялся «самообман», но сердце омрачено, и надежды ушли, и поникли огни устремлений. Земная логика очевидности – плохой советник в делах Света. Не мозгом, но сердцем принимается Голос Учителя, и сердцем же утверждается Путь. Когда-то Озарение произнесло слова, что «земная мудрость – вражда против Господа». Надо научиться верить всему вопреки.

Грани Агни Йоги. 1966 г. 423. (Гуру).


Бессильны слова там, где сердце замолкло. Будем говорить о вере, надежде и доверии поверх видимости плотной. Вспомните, как Владыка Утверждал победу Родины над врагами именно тогда, когда казалось, что враг побеждает и поражение неминуемо. Владыка Видел действительность вопреки очевидности. Ему подражая, и вы утверждаете путь сердца поверх земной видимости. Победа достигается этим путем. Сердце просто утверждает то, что глаз еще не видит, но что уже существует в сферах Незримого Мира.

Грани Агни Йоги. 1966 г. 424. (М. А. Й.).


Формула «да будет Воля Твоя, Владыко», есть формула жизни, и принятие ее ведет в жизнь вечную. Часто и больше нужно о ней размышлять, чтобы вошла она в плоть и кровь и стала ведущей.

Грани Агни Йоги. 1966 г. 425. (Июль 10).


В конце концов придется признать, что сущность материи обладает разумом, и притом разумом, превышающим неизмеримо ум человеческий. Сверхчувствительные аппараты насекомых, рыб и некоторых животных столь сложны по своему устройству, что современная техника копировать их не в состоянии. Много Тайн материи и природы еще далеки от разрешения. Этому особенно мешают отрицания. Придется допустить, что уже в самом атоме скрытая разумность заключает в себе все возможности Эволюции сущего. Эволюция целесообразна и разумна, но не сама по себе, но под руководством Иерархии Разумных Сущностей различных степеней. Владыки огня, воды, воздуха и земли не выдумка фантазии, но действительность. В их распоряжении целые легионы подвластных им сущностей более низших степеней, выполняющих различные функции. Элементы различных стихий не бездушная материя, но только лишь разновидности так называемых духов природы. Все растения, животные и люди принадлежат преимущественно к какой-либо стихии и находятся в тесной, хотя и бессознательной, кооперации с духами этих стихий. Самый дух человека стихиен и принадлежит к стихии огня в своем ядре. Взаимосвязь человека с природой и Космосом настолько сложна и глубока, что отделить его от них невозможно. Все находит свое отражение в микрокосме человеческом. Многострунная арфа духа реагирует на все происходящее в мире, хотя до сознания доходит только ничтожная часть этих реакций. Сокровенное Знание учит Закону соответствий. Законы созвучия управляют проявленным миром. Эхо всех человеческих действий разносится в пространстве, образуя новые сочетания энергий. Строение мира сложно, но разум во всем.

Грани Агни Йоги. 1966 г. 426. (Июль 11).


Исказители древних заветов сделали все возможное, чтобы изуродовать смысл основных положений Первоучителя. Формула «что свяжете на Земле, будет связано на небесах, и что разрешите на Земле, будет разрешено и там», отнюдь не означает того, что кому-то из людей дается право прощать преступления других людей и аннулировать их карму. Формула эта говорит о том, что утвержденное, достигнутое или завоеванное духовно на земном плане в Тонком Мире становится неотъемлемым приобретением человека. Если эти утверждения не от Света, но от тьмы, то и их уносит с собой человек в Мир Надземный. И, конечно, связывает и разрешает, то есть утверждает и достигает, или теряет или разрушает, сам человек, а не кто-либо другой. Утончение восприятий, приобретение светоносной ауры и очищение тонкого тела должно произойти на Земле, ибо только утвержденные на Земле достижения будут сопровождать развоплощенного в Мир Тонкий. Язвы духа, не изжитые на Земле, переносятся и туда. Мир земной – мир причин. Мир Надземный – мир следствий. Породитель причин – сам человек. Никто не может освободить его от цепей причинности, скованных им своими руками и сковавших его неизбежностью следствий. Смена земного существования и заключается в том, что именно на Земле даются духу возможности утвердить те достижения, которые будут сопровождать его после освобождения от физического тела. И очищения, и наросты, и язвы духа есть явления, имеющие двойственный аспект, следствия которого уявляются на плане земном и на плане Надземном. Не будем говорить о явлениях тьмы, но каждое светлое достижение есть незримое богатство, которое дух уносит с собою с Земли. Все йогические достижения утверждаются на Земле, чтобы они могли получить свое дальнейшее развитие в Высших Мирах. Следствие есть не что иное, как продолжение развития того или иного качества или свойства по принятому на Земле направлению. Каждое заложенное на Земле зерно дает там свои всходы, ибо то, что утверждено на Земле, утверждено будет там, и от чего сумел освободить свой дух на Земле человек, даст ему там крылья надземной свободы. Но связавшие себя земными оковами страстей, вожделений, пороков, привычек и невежества не познают счастья надземной свободы, пока не найдут в себе силы сбросить с себя эти цепи.

Грани Агни Йоги. 1966 г. 427. (Гуру).


Путь к Свету утверждается делами и мыслями каждого дня. Без них нет утверждения и нет продвижения. Можно настроить сознание так, чтобы ничто не противоречило принятому направлению. Нехорошо, если делается шаг вперед или два и шаг назад или два. Девиз принятого ученика – вперед, вперед и только вперед.

Грани Агни Йоги. 1966 г. 428. (Июль 12).


Да, да, да, каков зов, таков и отклик. Принцип созвучия проявляется в этом утверждении. Можно понять, что отзвучит на сомнение или недоверие. Слизь сомнения непреодолима для Луча. Очищение приемника сознания от сора необходимо для полноты восприятий и освобождения их от личных наслоений. Ведь не свое, но Мое требуется воспринимать, и притом без примесей ненужных настроений.

Грани Агни Йоги. 1966 г. 429. (М. А. Й.).


Не однажды и в прошлом уже люди лишали тебя того, что принадлежит тебе по праву Близости к Владыке. Но ведь сейчас все определяют свою судьбу на будущее, и лучше быть лишенным чего-то, чем лишившим. Не могут не выявить люди себя, к тебе прикоснувшись. Не ты виноват, если их сущность оказывается иной, чем слова или обещания. Это и грустно и радостно. Грустно потому, что лишает иллюзии, снимая маски с людей, а радостно, что освобождает от ложных друзей. Переживешь и это. Насильно мил не будешь.

Грани Агни Йоги. 1966 г. 430. (Июль 14).


Знайте, что рукотворчество Гуру есть процесс особого огненного напряжения и что в полотнах его кристаллизованы энергии Света, которые незримо излучаются и действуют на тех, кто их созерцает и чье сердце достаточно чутко и открыто для восприятий тонких энергий. Поистине, его полотна можно назвать контейнерами сгущенного Света, который пульсирует жизнью, незримо, но мощно воздействующей на окружающее. Спокойная, упорная и постоянная мысль, обращенная к Гуру, устанавливает с ним мост связи. Мысль не абстракция, но живая, активная сущность – энергия, способная передаваться через пространство.

Грани Агни Йоги. 1966 г. 431. (Июль 15).


Когда идущий ко Мне говорит: «Да будет Воля Твоя», – он тем самым выполняет другой Завет – «Отвергнись от себя», ибо он уже не свою волю или свое своеволие, то есть волю своего низшего «я», ставит прежде всего, но Волю Мою. Воля, вернее, своеволие астрала, этого средоточия самости, обычно превалирует в жизни людей, и свое призрачное «я», временное и смертное, ставится ими превыше всего. Но каждое действие самоотвержения есть уже действие, свободное от самости, ибо от нее отделяет себя человек и творит его, духом поднимаясь над своей личностью малой.

Грани Агни Йоги. 1966 г. 432. (М. А. Й.).


При близком соприкосновении с другой аурой неизбежна утечка психической энергии, если огненный потенциал неодинаков. Трата психической энергии всегда сопровождает духовное даяние. Надо только следить за тем, чтобы выдача не была чрезмерной. Озноб и усталость – весьма характерные признаки чрезмерной отдачи. Не следует допускать себя до такого состояния, ибо вред покроет полезность.

Грани Агни Йоги. 1966 г. 433. (Гуру).


Опустошение сокровищницы опасно тем, что в этот момент темные твари, которые следят за каждым вашим движением, могут подбросить свои мохнатые шарики. И болезнь и омрачение может воспринять аура, лишенная своей огненной защиты. Духовное богатство накапливается для раздачи, но и раздавать надо осмотрительно и разумно, не опустошая себя сверх меры законной.

Грани Агни Йоги. 1966 г. 434. (Гуру).


Любовь постоянная, любовь самоотверженная, любовь мужественная, любовь, устремленная в будущее, включает в себя еще многие другие качества духа, например, равновесие. Любовь неуравновешенная не будет любовью в нашем понимании этого слова. Или любовь беспокойная, то есть лишенная спокойствия. Часто чувствую: любовь обращена к нам от приходящих, но насыщена она такими качествами, что нам от нее тяжело. Особенно отягощает любовь берущая, не дающая ничего взамен. Как часто в нее вплетаются и ревность, и страх, и подозрительность, и недоверие, и зависть к преуспеяниям друзей. Выявленная любовь к нам приходящих имеет весьма своеобразные формы. Все это надо знать, чтобы тонко научиться разбираться в человеческих чувствах.

Грани Агни Йоги. 1966 г. 435. (Июль 17). (Гуру).


Каждый дух, прежде чем воплотиться, берет на себя известную миссию, или задачу, касающуюся его собственной эволюции и Эволюции человечества. Последняя зависит от высоты и ступени духа. Освобожденный от тела дух часто берет на себя трудную миссию, которую не всегда в состоянии выполнить, ибо плотное тело лишает его надземных крыльев. Будучи в теле, многие земным своим умом не знают об этой задаче, но тем не менее все складывается так, что она становится актуальной. Очень немногие знают о своей миссии, и в какой именно форме она должна быть выполнена. Ученикам их поручение обычно Указуется Учителем. Исполнение миссии является в жизни ученика самой главной задачей.

Грани Агни Йоги. 1966 г. 436. (Июль 21).


Даже сильный магнит размагничивается в неполезном соседстве. Так и люди могут размагнитить и лишить запаса психической энергии. Сердце всегда очень чует этих расхитителей чужой силы, и чует болезненно. Явление это незаконно само по себе, ибо взятую силу они тут же и растрачивают, как растратили свою. Необходимо от них защититься. Это трудно, так как сила истекает часто незаметно и помимо воли, и сердце регистрирует уже совершившийся факт. Вампиризм и даяние – явления разного порядка. Даяние плодотворно, вампиризм вредоносен. Много сознательных и бессознательных пожирателей психической энергии бродят по лику Земли, больше бессознательных, но и бессознательные не менее прожорливы. Зная об этом, надо быть защищенным всегда и быть начеку при каждом соприкосновении с охотниками поживиться на чужой счет.

Грани Агни Йоги. 1966 г. 437. (Гуру).


Говорить по сознанию – значит дать ему то, чего заслуживает оно в данный момент. Следовательно, нужно тонко почувствовать его состояние. И если вчера можно дать было много, то это совсем не означает, что это нужно сегодня. Мера даяния определяется степенью созвучия на данный момент.

Грани Агни Йоги. 1966 г. 438. (Июль 22).


Будем рассматривать Тонкий Мир как место реализации всех устремлений, как хороших, так и плохих. Конечно, эта реализация отличается от осуществления таковых в мире плотном, но тем не менее принцип остается неизменным. Земные устремления, перенесенные туда, удовлетворяются постольку, поскольку вообще они лишены чисто телесных свойств. Явление обжорства создает яркие образы яств и воображаемый процесс объедения, но насыщения действительного он не дает, несмотря на точную реальность созданных воображением форм. Все, лишенное плотного начала, как, например, музыка, поэзия, живопись, стремление приобрести знание и так далее, дает человеку возможность полностью удовлетворить свои желания. Часто и на Земле человек утопает в нечистых мыслях. Там они облекаются в яркие видимые формы и вступают в ярое сочетание со своим породителем. Чистота устремления определяет его возможности высшего порядка. Все неочищенное и неизжитое притягивает дух к низшим слоям. Устремления будут фактором, обуславливающим характер посмертного состояния духа.

Грани Агни Йоги. 1966 г. 439. (М. А. Й.).


Силы устремления, преданности и любви можно направить на трансмутацию нежелательных качеств в положительные. Если силы любви для этого не хватает, значит, она еще недостаточно активна и, значит, ее надо усилить до такой степени, чтобы ее трансмутирующая мощь стала действенной. Этим рычагом можно творить чудеса преображения низшей природы человека и очищения от нежелательных качеств.

Грани Агни Йоги. 1966 г. 440. (Гуру).


Перенося центр тяжести из плотного мира в мир мыслей, освобождаемся от земных притяжений. Ликвидировать их надо еще на Земле, в земном теле, упорно и последовательно перерезая нити связи. Ведь на Земле можно действовать духом свободным, не привязанным цепями к тем условиям, в которых временно приходится жить. Постоянное памятование о скоротечности и временности земного окружения человека и будет освобождающей дух силой от притяжений земных.

Грани Агни Йоги. 1966 г. 441. (Гуру).


Никто не может сделать за другого то, что он должен выполнить сам, своею рукою и на собственных ногах, не возлагая ни на кого. Учитель Зовет стать рядом и бороться вместе, но Осуждает возложение в какой бы то ни было форме. Часто стремятся достичь чужими руками и силою чужою. Напрасны такие старания. Преодолевать себя приходится не только в себе, но и в других людях. Последнее особенно трудно. Но пока не преодолели себя в тех, с кем связаны кармой, она не отпустит и связи не разорвет. Освобождение – через себя.

Грани Агни Йоги. 1966 г. 442.


Бремя Учителя велико. Как Ему тяжело бывает порою нести на Себе несовершенства учеников. Как в большом, так и в малом. По всей цепи Иерархии каждый наставник принимает на себя тягость неупорядоченного мышления ведомых и их недостатков. Учительство – подвиг, наставничество – подвиг, если оно совершается не во имя свое, а во имя Служения Свету. Самоявленных учителей, тешащих свою самость и стремящихся поучать, достаточно много. Но когда ведущий говорит: «Да минует меня чаша сия», – понимая, какую нагрузку и ответственность берет он на свои плечи, тогда начинается ступень истинного наставничества. Можно представить себе, чего стоят некоторые ученики. Но вампиризм, возложение и пожирание психической энергии недопустимы.

Грани Агни Йоги. 1966 г. 443. (Гуру).


Пронести огни преданности, любви и устремления через все препятствия и трудности плотного мира означает победу над ним и реализацию плодов ее в условиях уже Тонкого Мира и выше. Вот почему так часто говорится о постоянстве этих огненных качеств и возможностях их беспредельного роста. Ведь их рост и означает собою рост огней духа. Потому и называются качества эти огненными. Человек, будучи существом огненным, огненосность свою развивает путем утверждения соответствующих качеств, каждое из которых является носителем огня. Через огненность качеств зажигаются огни центров. Тело земное – прах от праха Земли – в землю отходит, но огни, зажженные в духе, дух уносит с собою в те сферы, где дух получил свою грануляцию.

Грани Агни Йоги. 1966 г. 444.


Напутствие: идущий с Владыкой дойдет до Него. Путь непрерывен, и постоянно состояние единения, какими бы отвлекающими ни были внешние обстоятельства. В этом залог и ручательство победы. Отделение или перерывы в единении означают возможности открытия для темных воздействий, ибо защитность прерывается по степени ослабления связи. Мы Защищаем всегда, но устои моста – на обоих берегах: Нашем и вашем. Раньше в храм приносили дары. Помыслите о том, что приносите вы, когда жаждете получить. Мысль о том, «что же еще смогу принести Тебе, Владыка», пусть будет условием сознательного получения от Меня и Моих. Это пресечет возложение и напрасную и бесплодную трату сил. Особенно не следует забывать этого, когда одни и когда трудно. Учимся на ошибках. Все поправимо (за исключением оскорбления Иерархии и предательства). Устремленными, бодрыми, сильными, приносящими духовные дары вас видеть Хочу.

Грани Агни Йоги. 1966 г. 445. (М. А. Й.).


Утверждение огненной действительности приводит к победе, если стойкость духа уявляется до конца. Очевидность не будет мерилом действительности. А последнюю не понять, если сознание недостаточно расширено. Самый главный враг расширения – самость, и малые мысли, и мелкие чувства, и переживания, связанные с нею. Личность только тогда свободно может служить Индивидуальности, когда она не связана самостью. Индивидуальность проявляет себя через личность данного воплощения, поэтому главная задача воплощенного в том, чтобы сделать личность послушным орудием ее высшего «Я». Это выполнить легче, когда осознано подслужебное, временное значение своего малого, личного «я», даваемого воплощенному духу на короткий период земного существования. Страница жизни личности, не выполнившей своего назначения, вырывается из Книги Жизни, если она не принесла никаких плодов для роста и обогащения Индивидуальности, и особенно, если эта жизнь была преступной и низкой. И тогда от такой личности после ее уничтожения не остается ничего, даже воспоминания.

Грани Агни Йоги. 1966 г. 446. (Гуру).


Благо позванному, не забывающему Позвавшего его к Владыке и Открывшего ему книги Учения Жизни. Книга Учения может оказаться и раньше в руках, но касание Зовущего как бы снимает с нее покровы, и она становится доступной и раскрывает свой внутренний смысл. В этом значение соприкосновения с Посланником Владыки. Хорошо, когда это осознается. Если бы не встреча, так и продолжали бы брести, отделенные завесой непонимания. Такое же значение по существу, но в степени меньшей, имеет и ваше касание к тем, кто подходит. Это следует знать, чтобы отворить стучащемуся и мудро коснуться его сущности.

Грани Агни Йоги. 1966 г. 447. (Июль 28).


Мир познается аппаратом человеческого микрокосма. Аппарат должен быть в рабочем состоянии постоянно и все его агрегаты очищены от пыли и сора. Даже малая соринка на линзе телескопа исказит действительность. А неочищенный аппарат духа дает неверное и искаженное отображение. Не может телескоп дать изображение больше своей мощности. Аппарат духа может совершенствоваться постоянно и усиливать способности видеть, слышать и ощущать как плотными, так и тонкими чувствами. Сонастроенность с вибрациями Луча обогащает поток восприятий. Телескоп направляется на желаемый объект, точно так же – и сосредоточение сознания. Луч сознания, устремленный на определенный предмет, явление или мысль, выхватывает их, подобно лучу прожектора, из тьмы неосознанного и приближает их возможности. Процесс сосредоточения есть отрешение сознания от всего, что его наполняет, за исключением объекта сосредоточения. Формула «отвергнись от себя» прилагается в действии. Подумать надо, чтобы ничто не мешало поступлению тонких восприятий. Отражающее зеркало сознания должно быть чистым.

Грани Агни Йоги. 1966 г. 448. (М. А. Й.).


Ночь велика, сны мгновенны, а что же происходит в течение нескольких часов сна? При упорядочении сна проблески ночной работы в Тонком Мире начнут проникать и в земное сознание, а сама работа расширяться и приобретать аспект тонкой действительности. Одни во время сна спят в Тонком Мире, другие бодрствуют и работают. Ученики обычно активны – учатся и помогают Учителю. Они ведут двойную жизнь – на Земле и в Надземном. Память о надземных действиях часто не удерживается, чтобы не произошло отрыва от Земли и земных действий. Всему свое место и время. Желание отдать свои силы на помощь Учителю Света для совместных с Ним действий в Надземном приветствуется всегда и приносит свои результаты независимо от того, осознаются они или нет.

Грани Агни Йоги. 1966 г. 449. (Гуру).


Моменты радости, подъема и ощущения Близости Учителя долго невозможно удержать в отравленной атмосфере условий земных, но помнить их можно, стараясь провести это памятование поверх плотной обычности. Огни духа прикроем от глаз посторонних и будем внешне как все. Вспомните, что по внешнему виду новопришедший не смог отличить Преподобного от других.

Грани Агни Йоги. 1966 г. 450.


Сохранение достоинства духа в земной жизни много поможет в жизни Надземной.




Агни ЙогаКосмические легенды ВостокаВы можете купить полное Учение Живой Этики (в 16 томах)
или небольшую книгу С.В. Стульгинскиса "Космические легенды Востока",
в которой в форме легенд изложены основные положения Учения.

Степан Викентьевич Стульгинскис принадлежит к первому, довоенному поколению рериховцев, которые первыми восприняли идеи Учения Живой Этики. Читателям его имя также известно по труду «Введение в Агни Йогу».