Учение Живой Этики (Агни Йоги)                контакты          написать нам


Мысли на каждый день

Красота и Знание являются основами всей культуры и именно они меняют всю историю человечества.

Рерих Н.К. «Сокровище дома»
"Мочь помочь - счастье"
Актуально


 
 
 

Грани Агни Йоги. 1969.


Грани Агни Йоги. 1969 г. 151. (Март 11).
Исполнение всех желаний – мечта человечества. Но есть такая страна, где исполняются все желания человека, вольные и невольные, настоящие и родившиеся когда-то. Это Тонкий Мир, где осуществляются мысли, и желания человека, и намерения его. Желание родит образ, мысленный образ. Этот образ приобретает там видимую конкретную форму, и эта форма вибрирует и живет около породившего ее духа. Он входит в общение, в сочетание с нею и погружается в ее атмосферу. Подобные образы окружают создавшего их человека, и он живет в них и живет ими. Когда они хороши, светлы и насыщены благом и не наполнены грубо земными представлениями, они увлекают носителя своего в Высшие Сферы и поднимают его. Когда они грубы, и темны, и пульсируют земными вожделениями и страстями, увлекают они его в низшие слои астрального мира; причем желания материально-земные, нуждающиеся для своего удовлетворения в земном теле, осуществлены быть не могут и порождают то, что называется «муками Тантала». Но все высшие устремления осуществляются. Любитель музыки получает высшее и полное удовлетворение, любители красоты – тоже. Философ, поэт и ученый – каждый находит по себе. Именно страна осуществления всех желаний, выходящих за пределы физических рамок и земных низших устремлений, дает радость исполнения самых дерзновенных и возвышенных мыслей, радость насыщения голода духа, радость созерцания красоты во всех аспектах, доступных сознанию. На Земле трудно представить такую возможность, но в Надземном легко, если понимается, что там все творится и движется мыслью и ведет мысль.
 
Грани Агни Йоги. 1969 г. 152. (М. А. Й.).
Конечно, и на Земле человек живет в мире своих мыслей, но он их не видит так явно и внешне, как видит земные предметы. И это мешает ему осознавать реальность и тонкую материальность мысленных образований. И все же, глубоко сосредоточившись на чем-то, погружается он в мир мыслей настолько, что не видит и не слышит происходящего вокруг. Художник, поэт и писатель, которые «мыслят образами», часто создают их настолько яркими и жизненными, что вовлекают и других людей в мир своего творчества. Герои Шекспира живут, и даже требуется некоторая опытность, чтобы в Тонком Мире отличить эти почти живые образы от жителей Тонкого Мира. Они живут и в мире земном, насыщая собою мысли людей и питая их воображение. О мыслях и мысленных формах, творимых человеком, следует думать как о реальном факторе жизни и изучать законы, которым они подчинены и которые ими управляют.
 
Грани Агни Йоги. 1969 г. 153. (Гуру).
Полезно помыслить порою и о Луче, посылаемом Учителем, о его целительных свойствах и характере его вибраций. Именно требуется осознание, которое должно предшествовать и всегда предшествует овладению. Без осознания целительная сила Луча прольется напрасно. Мало получить, надо осознать полученное. Куриная очевидность не отличит жемчуга от вещей и предметов обычных.
 
Грани Агни Йоги. 1969 г. 154. (Март 12).
Соизмеримостью действий определяется путь в будущее. Всякое несоответствие его искривляет. Устраняется твердой рукой все, что мешает или затрудняет продвижение. На плане земном мечта ограничена земными возможностями, на плане внеплотном – ничем. Эту свободу надо почуять, эту свободу надо понять, чтобы к ней устремиться и ее осуществить. Удерживать полет могут только земные притяжения и то, что еще не изжито. Среди великолепия и безграничной свободы Надземного Мира малейшее вожделение может потянуть вниз и связать крылья полета, притянув сознание к объекту вожделения и связав его с ним. Вот почему столь нужно очищение от всякого сора. Вот почему первейшая обязанность – освободиться от него, чтобы уже ничто не могло задержать. Воистину цепями можно назвать притяжения земные. Нельзя летать, если крылья связаны ими. Нужно понять, как связан дух пережитками плотного мира и нежеланием с ними расстаться. Свободными видеть Хочу тех, кто ко Мне устремился, и щедро Хочу их насытить дарами Света.
 
Грани Агни Йоги. 1969 г. 155. (М. А. Й.).
И земное и Надземное взвешиваются на весах Беспредельности, чтобы определить ценность и значение и того и другого. Даже в жизни земной хочется иметь вещи прочные, могущие служить долго. Тем более признаки и качества эти нужны там, где все земное кончается и заменяется Надземным. Как это ни странно, но самым прочным и переживающим все является чувство любви. Чем выше оно и чем огненнее, тем прочнее и длительнее. Любовь к Наивысшему переживает все земное и притягивает дух к тому, к чему и кому направлено это чувство. Магнит любви – наисильнейший. Из всех тончайших энергий наивысшей будет любовь.
 
Грани Агни Йоги. 1969 г. 156. (Гуру).
Какое огромное значение для человека имеет его внутренняя жизнь. Жаль тех, у кого она скудна и ничтожна. Внешним еще можно прожить на Земле. Но как же в Надземном, где внешнее все заменяется внутренним? Ни богатства, ни положение там не помогут, ибо перестают быть. Так, собирающий себе сокровища на Земле, но не собравший духовных сокровищ жалок будет и нищ в Мире Надземном.
 
Грани Агни Йоги. 1969 г. 157. (Март 13).
Видите, как против величия и красоты будущего восстает низшая природа человека, все темное, злобное, эгоистическое, что в нем есть. Атомная энергия могла бы быть благословением для человечества, но устремлена людьми на разрушение и уничтожение. И так же точно почти все лучшие начинания и изобретения. Вместо того чтобы облагодетельствовать людей, они обращаются во зло. Благоденствие утвердилось бы на планете, если бы не злое начало, лишающее людей плодов науки и культуры. Представьте себе, что было бы на Земле, если бы все, что тратится на вооружение, было направлено на строительство и устроение сада земного! Уходящая Кали Юга еще крепко держит дух человеческий под своими воздействиями. Но кончается злой век тьмы, крови и насилий. Впереди Свет, Свет новой Юги.
 
Грани Агни Йоги. 1969 г. 158. (М. А. Й.).
«Ждущие» – вдумайтесь в глубокое значение этого слова. Как красиво и устремленно оно! Убого существование тех, кому нечего ждать и кто в окружающем находит удовлетворение своих устремлений, замыкающих его в круг безысходности. Но ждущие устремлены в будущее, которое является полем осуществления всех дерзаний духа. В Беспредельности, в которой живет дух человека, может быть достигнуто все. Дух вечен. И если на протяжении тысячелетия можно наблюдать поступь эволюции, то что же происходит на протяжении десятков и сотен тысячелетий и что уже произошло. От немых рас до дифференциального исчисления расстояние велико. Оно еще больше от настоящего момента и до того времени, когда человек овладеет всеми чудесными возможностями своего аппарата. Свет будущего велик!
 
Грани Агни Йоги. 1969 г. 159. (Гуру).
Не будем огорчаться слишком всем тем, что так яростно отягощает сознание, но силы в себе найдем энергию противодействий сознательно обращать на то, чтобы тем устремленнее сближаться с Владыкой. Пусть теснят, но пусть оттесняют к Нему, пусть с Ним сближают, пусть каждое устремление ступенькою будет для того, чтобы подниматься вверх к Позвавшему вас к Свету.
 
Грани Агни Йоги. 1969 г. 160. (Март 14).
Деятельность во сне, в Тонком Мире, постепенно будет вспоминаться все полнее и полнее и приобретать стройность. Настроенность сознания перед сном дает духу направление, и получает логическое развитие то, что крепко утверждено в понимании и принято как непреложность. Учение, хорошо усвоенное, помогает ориентироваться во многих положениях, и то, что обуздано и сдержано в бодрствующем состоянии, не будет беспокоить во сне. Сон – очень интересное явление, полное самых широких возможностей, но надо что-то знать, чтобы действовать целеустремленно. И, когда во сне человек начинает жить сознательной жизнью, орбита его существования расширяется на одну треть, вдобавок к жизни земной. Ведь во сне человек проводит одну треть своей жизни.
 
Грани Агни Йоги. 1969 г. 161. (М. А. Й.).
До срока Силы Света не могут уявить свою мощь, ибо если бы это было сделано, то вместо доброго строительства произошло бы разрушение. Даже если человеку дать не по сознанию, но больше, кроме вреда, ничего не получится. Предательство рождается из этой несоизмеримости. Поэтому действия Иерархии обуславливаются сроками. Но, когда они подходят, ничто уже не может остановить Ее огненной мощи.
 
Грани Агни Йоги. 1969 г. 162. (Гуру).
Иммунитет духа достигается созвучием с Высшими Сферами и невозможностью созвучать с низшими вследствие того, что все, что могло бы ответно вибрировать на их воздействия, полностью изжито. Очищенное тонкое тело не имеет в себе элементов, родственных материи низших слоев, и ему нечем им созвучать. И, когда тьма хочет обступить перешедшего в Тонкий Мир человека, она бессильна это сделать, ибо не имеет в нем ничего.
 
Грани Агни Йоги. 1969 г. 163. (М. А. Й.).
Рост качества беспределен. Любое качество можно растить и усовершенствовать. На пути в будущее ращение качеств есть самое плодоносное действие. И не может быть праздного и никчемного времени или скуки, когда столько можно сделать еще. Ведь культивирование качеств уже не личное дело, но общественно-пространственное, ибо вибрации этого процесса распространяются широко и передаются на большие расстояния. Устремлением этим можно незримо напитать многие сознания и тем умножить светоносность земной атмосферы. Пора бы уже понять, что все личные переживания и особенно мысли касаются не только самого переживающего их человека, но и всех прочих людей, ибо наполняют собою ауру планеты и добавляют к ее Свету или тьме сродные им элементы. Ответственность за эти психические порождения Света или тьмы несут все, и от воздействия их никуда не уйти. Надо только это осознать, чтобы не добавлять ничего на весы Чаши осуждения, ни своей, ни общепланетной.
 
Грани Агни Йоги. 1969 г. 164. (Гуру).
Когда что-нибудь говорится от себя, от имени своего – это одно. Но, когда что-то делается или говорится от имени Гуру или Владыки, это совершенно другое. Тогда за делами и словами стоит или Гуру, или Владыка. Потому действовать во Имя Пославшего – значит силу Его привлекать в орбиту действия. Ученик отличается от обычного человека тем, что действует не во имя свое, но во Имя Учителя. Говорящего во имя свое и ради себя слушать долго не будут, но слово, произнесенное во Имя Пославшего, ложится в сознание крепко, вызывая либо созвучие, либо противодействие и тем определяя принадлежность слушающего к лагерю тьмы или Света.
 
Грани Агни Йоги. 1969 г. 165. (Гуру).
Тот, кто не теряется среди множества людских теорий, представлений, ошибочных учений и мыслей, ибо знает свой путь и Основы, тот не растеряется и в Мире Надземном. Стоять на ногах надо твердо в обоих мирах, не преклоняясь ни перед одним, не склоняясь духом, не поддаваясь ни страху, ни прельщению, ни обману и не пресмыкаясь перед кажущейся силой обоих. Как власть имеющий Говорил Великий Путник с сильными мира сего. Как власть имеющий Вступил Он и в Мир Тонкий, людям давая пример того, как должен вести себя дух, победивший мир. «Мужайтесь, – Сказал Он ученикам, – ибо Я Победил мир».
 
Грани Агни Йоги. 1969 г. 166. (М. А. Й.).
Если изъять из сознания элемент времени, которое само по себе весьма относительно, то даже очень далекое окажется близким. Отсюда и ощущение близости будущего и особой реальности того, что суждено планете. Отсюда реальность и индивидуального будущего к нему устремленного духа. Не самообман и самообольщение, но предвосхищение сужденного счастья и Света. Не следует отбрасывать или подавлять это ощущение – ведь это сердце чует явно то, свидетелем и участником чего оно будет.
 
Грани Агни Йоги. 1969 г. 167. (Март 18).
Дойти до Нас можно только поверх личных настроений и постоянно меняющихся состояний астрала. Обычные люди погружены в них и живут ими. Если их лишить этих переживаний, им нечем будет жить, но будет момент, когда астральная оболочка будет сброшена, и, если человек жил только ею и в ней, чем же будет он жить, лишившись ее? Поэтому Агни Йог бытие переносит в мысль, освобожденную от мелкоэмоциональных переживаний астрала. Математика представляет собою обширную отрасль знания. Можно всю жизнь посвятить ей, отделив при этом сознание от зависти, страха, беспокойства, стяжания и всех прочих чувств малых, столь свойственных обычно астральной оболочке. Низшее с высшим не сочетается. Йога отделяет все мелочное и низменное в мышлении и отбрасывает его. Дойти по вершинам – значит идти к Нам поверх обыденности мелкожитейской, в которую столь яро погружено сознание обывателей.
 
Грани Агни Йоги. 1969 г. 168. (М. А. Й.).
Рутина обыденности может затягивать сознание, как в воронку, лишая доступа Света. При самых убогих обстоятельствах и условиях жизни все же можно духом подниматься над ними и устремляться поверх «сажи настоящего». Великие Облики, при сосредоточении на Них, магнитно Притягивают в орбиту своих воздействий все существо человека, если устремление его достаточно сильно. Нужно просто думать об Избранном Водителе, не погружаясь мыслями в отбросы текущего дня.
 
Грани Агни Йоги. 1969 г. 169. (Гуру).
За каждым подъемом или возвышением духа следует реакция противоположения, которую надо выдержать, не поддаваясь ее воздействию. Именно нужно удержать завоевания. Легче достичь, нежели удержать. Будьте готовы в моменты восхищения духа встретить затем противоположную волну, которая может смести достижение, если против нее не устоять. Целью пусть будет не только достичь, но, главное, удержаться на достигнутом, удержать достижение, закрепив его прочно рядом соответствующих действий.
 
Грани Агни Йоги. 1969 г. 170. (Март 19).
Невежды от науки долго еще будут козырять терминами «это научно» и «это не научно». Сколько раз истинно научные открытия и теории были осмеяны этими невеждами от науки, прежде чем получить всеобщее признание, а также и признание науки. Вспомните Галилея, Коперника, вспомните тысячи убиенных и замученных во имя ложной науки и невежества. Вспомните теорию о неделимости атома и множество других, признанных официальной наукой, чтобы быть отвергнутыми позднее. Поэтому все эти утверждения о том, что «научно» и что «не научно», лишены всякого смысла. До сих пор еще отрицаются существование аурических излучений и явление энергии мысли. До сих пор, с точки зрения ложной науки, отрицаются Тонкий Мир и тонкие энергии. Многое отрицается этими невеждами от науки. Но действительность и несомненное неотрицаемы. Какое-то время еще можно ходить в псевдонаучных одеяниях. Но дни старого мира сочтены, равно как и дни ложной науки.
 
Грани Агни Йоги. 1969 г. 171. (М. А. Й.).
Надо признать, что косность человеческого мышления упорно противится и восстает против каждой новой мысли или открытия. Если бы относились непредвзято и без отрицаний, подвергая строгому научному анализу! Но многое отрицается, и это задерживает эволюцию мысли. Инквизиторы от науки сейчас на кострах не сжигают еретиков, восстающих против непогрешимости догмы в науке, но подвергают их, тем не менее, остракизму, не давая себе труда проверить многие положения, утверждаемые и выдвигаемые ими. Утешение в том, что течение мысли нельзя остановить ничем, и, когда придет время, мысль разрушит все искусственные запруды. Так было не раз в прошлом, так будет и в будущем.
 
Грани Агни Йоги. 1969 г. 172. (Гуру).
Общего признания следует больше опасаться, чем преследования. Ибо преследование усиливает и укрепляет идеи преследуемых, в то время как общее признание делает их обычными и тушит к ним интерес, и пламень священный их угасает. Какие примеры мужества, стойкости, веры и самоотвержения были уявлены первыми христианами! Но, когда христианство стало общепризнанной и даже государственной религией, священный огонь стал редким явлением в сердцах его последователей.
 
Грани Агни Йоги. 1969 г. 173. (Март 20).
Мы, насколько это возможно, Утверждаем имя Гуру и Хотим, чтобы о нем знало как можно большее количество людей. Имя Гуру неразрывно связано с его творчеством, его философией и с Учением Живой Этики. Затрагивая его имя и популяризируя его, Мы Вовлекаем сознания людей в сферы его мыслей и деятельности. Магнит его имени очень силен. И тем, кто о нем говорит или пишет, легче коснуться Учения или других вопросов жизни, опираясь на его авторитет. Не у каждого говорящего его собственный авторитет столь велик, чтобы его слушали, но авторитет Гуру, как великого художника, философа и мыслителя, достаточно силен, чтобы привлечь внимание многих умов. Зачем излагать свои собственные убеждения, касающиеся Учения, когда убеждения и взгляды Гуру будут во много раз убедительнее. Потому говорить и действовать не за себя и не от себя, но за Гуру и от его имени и о нем и Учении, так крепко связанном с его жизнью, будет правильным решением вопроса популяризации его мировоззрения и отношения его к мудрости Востока. Можно приветствовать каждое выступление именно в этом направлении. Его имя принадлежит будущему и связано с ним неотрывно. Говоря о будущем, нельзя не коснуться имени Гуру, который так пламенно устремлялся в него и увлекал за собою тех, кто был созвучен ему в духе.
 
Грани Агни Йоги. 1969 г. 174. (М. А. Й.).
Теперь понимаете, для чего нужно утверждение имени Гуру, для чего нужны его картины и книги и почему известность его, столь широко распространенная в мире, нужна не для его прославления, но для утверждения Учения Владык. Возвеличивая его, возвеличиваете Пославших его на подвиг. Ведь не кончилось ничто, а наоборот, будущее, сужденное человечеству, только приближается. И то, что дано, и те, кто давал, встанут перед человечеством в новом ореоле и в новом и более широком понимании их мировой миссии. Плоды созревают ко времени. И будет что собирать. И хватит на всех, ибо посев был великим.
 
Грани Агни Йоги. 1969 г. 175. (Гуру).
Каждый по-своему, каждый по его разумению и пониманию, но все об одном, все о том, как помочь Делу Владыки, как приуготовить и открыть пути в будущее. Близко оно и неотъемлемо. Так далеки еще люди от понимания космопространственного положения планеты, и сужденных и неотвратимых перемен в судьбах народов, и того светлого и счастливого будущего, которое можно будет назвать эпохой благоденствия человечества.
 
Грани Агни Йоги. 1969 г. 176. (Март 21).
О законе свободной воли человека приходится сказать отдельно. Воля человека свободна, и даже Архат не Может нарушить ее. Мы Можем предупредить, Мы Можем подать Совет и направить, Можем подсказать решение, но подавить чужую волю или ее сломить не имеем права, ибо священна она. Не Можем сделать этого даже тогда, когда она явно направлена во вред себе и другим. Этим законом можно объяснить многое, доселе непонятное. Казалось бы, одно малое усилие с Нашей стороны, и рушится самое хитросплетенное злодеяние, но, если сам человек не дойдет в понимании своем до недопустимости совершаемого зла и не проявит хотя бы малейшего усилия в противоположном направлении, Мы не Можем вмешиваться в течение его кармы, чтобы не нарушить свободы воли. Воля подавленная обязательно вызовет взрыв, и будет человеку еще горше, чем было раньше. Но зато можно свободно прилагать даже к малейшей крупице добра и воли, устремляющейся к добру и созиданию. Мы Готовы помочь, но дайте то, к чему можно было бы приложить Нашу силу.
 
Грани Агни Йоги. 1969 г. 177. (М. А. Й.).
Защищаться от злых и от зла можно. Но тонка граница между самозащитой и подавлением даже враждебной свободной воли. На стороне темных именно жестокое порабощение и подавление чужой свободной воли и ярое нарушение закона ее свободы. В этом их кажущаяся сила и временный кажущийся успех. Последняя мировая война была ярким свидетельством попыток чудовищного порабощения человеческой воли в массовом масштабе. И кончилась она крахом для насильников темных. Так кончится поражением все, что идет против Космических Законов. Временное торжество тьмы не означает победы. Победит Свет, и победа его будет нерушимой и прочной. Свет-Победитель идет, и сочтены дни временного торжества темных.
 
Грани Агни Йоги. 1969 г. 178. (Гуру).
Когда Учитель Говорит: «Устремитесь ко Мне, направьтесь ко Мне, держитесь за Меня крепко», – Он Хочет вызвать к добровольному, самостоятельному и самоисходящему выявлению огненную силу свободной воли, чтобы Мог Он свободно к ней приложить силу Свою. Пока не выявлена свободно сила своя, бессилен Учитель помочь, ибо не к чему приложить. В древности требовалась хотя бы крупица или искорка веры, чтобы приложение Силы Учителя могло совершиться. Понимание этого закона обязательно для ученика. Даже в обычных делах Учитель Говорит: «Помогу, но приложите усилие», чтобы было к чему приложить Ему Свою Силу. Поэтому особенно ценится каждое добровольное, самоисходящее действие, устремленное к Свету. Поэтому отнимается у неимеющего и то, что имеет, но щедро дается тому, у кого уже что-то есть, то есть имеется то, к чему можно прибавить.
 
Грани Агни Йоги. 1969 г. 179. (Март 22).
Там, где ко Мне устремление яро, там ждите богатого урожая. Устремление обладает магнитною силой привлекать к себе то, на что оно направлено. Все изобретатели, исследователи, первооткрыватели и многие ученые бессознательно пользуются этим законом и преуспевают в своей работе. Сперва человек волею направляет устремление, а потом оно несет его уже само как на крыльях. Устремленная мысль силу имеет, впрочем, как и высокая мысль, если она действительно является мыслью, а не мыслительным отбросом, образующим пространственную слизь. Если бы к изучению мысли подходили действительно научно, сколько вреда можно было бы избежать. Наука будущего отведет великой энергии принадлежащее ей место.
 
Грани Агни Йоги. 1969 г. 180. (Гуру).
Учитель Говорит о симфонии качеств потому, что отсутствие того или иного качества парализует проявление тех, которые есть, например: чего стоит даже устремление без постоянства, или постоянство без соизмеримости или преданности, или огненность без равновесия, или сила воображения без чистоты, или знание Учения без любви к Тому, Кто его Дал?
 

Параграфы 151 - 180 из 708
Начало | Пред. | 4 5 6 7 8 | След. | Конец


Агни ЙогаКосмические легенды ВостокаВы можете купить полное Учение Живой Этики (в 16 томах)
или небольшую книгу С.В. Стульгинскиса "Космические легенды Востока",
в которой в форме легенд изложены основные положения Учения.

Степан Викентьевич Стульгинскис принадлежит к первому, довоенному поколению рериховцев, которые первыми восприняли идеи Учения Живой Этики. Читателям его имя также известно по труду «Введение в Агни Йогу».