Учение Живой Этики (Агни Йоги)       контакты       написать нам       (383) 218-06-71



Грани Агни Йоги. 1955.



Грани Агни Йоги. 1955 г. 359.


Учитель свидетельство Дает, что каждое лучшее устремление, направленное к Нему, поддержано будет. Потому будьте покойны о путях утверждения Света. Можно твердо идти, огни раздувая. Огни нагнетаются под вихрями. Вихри земные и утверждение Учителя огням силу и устойчивость двойные дают. Все, все служит на пользу идущему яро. Умение извлекать полезные двигательные энергии из всех обстоятельств жизни принадлежит уже озаренному сознанию. Небесные тела неуклонно совершают свой путь при всех условиях. Так и дух, Света Владыки коснувшийся, задержек и остановок не знает. Многие, отвлекаемые притяжениями земными, останавливаются, и задерживаются надолго, и даже сворачивают с пути. Куда же думают они прийти и к чему? Лишь два полюса, полюс Света и полюс тьмы, оспаривают господство над духом человека. Между ними находится дух, приближаясь к тому или другому. Задержка всегда грозит опасностью подпасть под силу притяжения темного полюса. Эти явления могут пройти незаметными для сознания, но Учитель Укажет опасность всегда. Вода обычно течет вниз, но под действием Солнца поднимается к Небу. Так и дух человеческий под влиянием Лучей Света всем существом своим устремляется вверх. Но в полосу Света надо войти, но к сфере воздействия Лучей Учителя надо приблизиться. И тогда магнит Его духа начинает действовать. Так лик свой к Учителю обративший не отступит во тьму, пока обращение действенно. Тина болотная затягивает, точно так же и окружающая среда затягивает сознание и поглощает его, если человек не породит в себе мощную силу преодоления. Именно, надо возрасти духом на все окружающее и на всех окружающих, ибо всё и все имеют стремление и свойство воздействовать на человека, низводя его до своего уровня. Но во Мне устоявший устоит до конца против всех противных влияний. Потому Говорю о победе и о том, что кто с Нами – всегда победитель, хотя и неизбежна борьба. Потому сегодня Скажу: Учитель утверждает победу.

Грани Агни Йоги. 1955 г. 360. (Июль 5).


Недопустимо пьянство. Оно, как и курение, и прочие пороки, вызывается обычно перерасходом психической энергии, когда недостаток огня хочется чем-то восполнить или найти в наркотике утраченное равновесие. Это стремление искусственно зажечь огонь особенно относится к вину. Надо устранить причину – следствие устранится само собой. Этим опасен перерасход психической энергии. Он толкает человека на действия, им обычно не совершаемые. Печально, если этот перерасход не вызывается необходимостью, но доброволен. Напряжение не есть переутруждение себя. Усталость усталости рознь. Можно разрушить свой аппарат алкоголем. Цена за сомнительное удовольствие слишком велика. Тягость токов смягчается также не вином, но обращением к Учителю. Незамутившимся сознанием надо встречать волны антагонистических токов. Выдержка требуется во всем. Дойти надо не падая. Многие вином пресекали свои возможности. Допустимы хорошие сорта настоящего виноградного вина, но в лечебных целях. Неумение владеть своими чувствами лежит в корне этой слабости. Эта слабость – худший вид рабства.

Грани Агни Йоги. 1955 г. 361.


Если бы можно было чем-то и как-то приблизить желанное время! Можно, но коллективно. Коллективная мощь велика. Нужно для этого единомыслие. Надо как-то сговориться. Массовые движения, объединяющие миллионы сознаний, полны глубокой значимости. Конечно, единения эти полезны и сильны, когда люди объединяются внутренне, сердцем, то есть, когда внешнее объединение обусловлено внутренним. Неодолима мощь объединенного народа, группы государств и, тем более, всего человечества. Единое стадо – идеал будущего человечества – когда-то все же будет достигнут. Идет век объединения. Будем приветствовать его во всех его эволюционных строительных формах. Надо, чтобы у людей было на чем объединиться. Эти основы должны быть положительными. Не гоже объединение во зле и для разрушения. Обратите внимание на современные массовые движения в мире. Движения женщин, движения за мир, содружества ученых, молодежи и прочее. Это ласточки грядущей Эпохи объединения человечества в единое стадо. Смотрите на то, на чем лежит печать новизны и, главное, созидания. Мы Хотим объединить народы. Единение народов – Наша задача. Не может быть объединения в ненависти, но в сотрудничестве – может. Лучшим объединителем является любовь. Любовь к человечеству! Как далеко это чувство от действительности. Но кто-то уже думает о благе всех людей и далеких народов, о благе всех угнетенных. Великие идеи лежат в основании действий борцов за Новый Мир, за новое человечество, за Новую Землю и Новое Небо. Так по всему миру распределяется человечество по полюсам Общего и личного блага, и по этим двум направлениям притягиваясь, решает каждый свою судьбу. Деление это очень знаменательно: на одной стороне голубь, на другой – атомные бомбы и пушки. На одной – Общее Благо, на другой – личное. Но сдвиги идут, и мир побеждает войну и разновесие. Поступь Нового Мира слышится мощно. Победит Новый Мир.

Грани Агни Йоги. 1955 г. 362. (Июль 6).


Привет из Обители горной. Привет и благословение. Учитель Хочет разорвать серый туман обыденности, который против воли и желания обволакивает незаметно сознание искателя Света. Серый дракон повседневности! – его надо победить. Он яро пытается посылаемый Луч превратить в явление обыденности и угасить огни духа. Опасен тем, что владеет сознанием большинства. Люди хотят быть как все и этим ему помогают. Но необычно время. Но обычное мышление надо оставить. Ведь происходит великое преображение мира. Слепые не видят его, ибо слепы. Но зрячий видеть обязан. Чтобы увидеть, надо обратить взор и желать усмотреть. Художник, механик, поэт и пастух в одном и том же явлении увидят разное. Синтетик увидит явление в целом и связь отдельных частей. В мировом потоке бесчисленных явлений надо хотеть усмотреть множество знаков наступающей Эпохи. Сознание видит то, на что устремлено. Желанию увидеть предпосылается приказ воли. Иначе можно вслепую пройти мимо чудеснейших знаков. Откройте шире глаза и уши. Не глухим Говорю. Обращение Учителя всегда шло к имеющим уши. Сознание нужно созвучно настроить знакам Эпохи Огня, и тогда огненная структура воздвигаемого Храма Жизни начнет обрисовываться перед изумленным взором. Именно теперь видимы уже ясно очертания величественного здания Нового Мира. Правда, его застилают осколки старого и мешают видимости, но желающий видеть может увидеть его. Наше построение не мечта, но огненная действительность, воплощающаяся в мире земном, плотном, когда среди тяжких построений прошлого новое, новое блистает красотою необычности. Все ново, и все не так как раньше. Сперва Хотим преломить хлеб, а потом уже дать пищу духу. В смрадных лачугах и подвалах среди грязных потухших людей не может происходить строительство нового. Мир счастья общечеловеческого Строим, и Ведущая – Новая Страна – впереди. За счастье почитайте назвать себя ее сыном. Через нее идет спасение миру. Жертвою великою, всему человечеству принесенною, заслужила она право на водительство планеты. Многие за нею идут, и пойдут все. Кто не пойдет и Нового Мира не примет, места на Земле не будет иметь. Без жертв и трудов ничего не достигается. Возьмите любой подвиг! Разве не потребовалось энергии огненной на его свершение? Почему ничтожества на подвиги не способны? Победить серого дракона тоже подвиг. И тогда расцветится жизнь. Жить ощущением воплощающейся сказки может лишь открытое к Свету сознание. Многое зависит от того, на что направить глаз добрый: на большое или на малое, на личное или на общее. За оградой самости не увидеть богатых всходов Общего Блага. Чем выше эта ограда, тем меньше видимость. Порадуемся утверждению жизни на просторах планетных. Свет победил, надо лишь усмотреть плоды этой великой победы. Нетерпеливые, скоро уже!

Грани Агни Йоги. 1955 г. 363.


Если сравнить все, совершающееся во имя Нового Мира, со всем, совершающимся во имя старого, картина победы первого будет совершенно ясна. Большинство человечества уже перешло на сторону светлого лагеря. И сторонникам старого, еще стоящим у власти, не устоять, ибо массы начали думать без них и помимо их. Корабль старого мира плывет к закату, но пассажиры уже послезали на остановках, а ведущие его, увлеченные стремлением к закату, не заметили происшедшей перемены. Опустеет корабль их. На шлюпах, не дожидаясь остановок, уплывут все, не хотящие тьмы. Взоры всех будут устремляться к Востоку. Свет оттуда. Порадуемся победе, которая есть.

Грани Агни Йоги. 1955 г. 364.


Да! Да! Да! Все влияет на человека, невидимо и видимо, невидимое и видимое, и все создает его настроение, или психическое состояние. Не может человек стать независимым от того, частью чего он является. Книги влияют, мысли влияют, влияют люди и условия. В комнате красного цвета он будет себя чувствовать иначе, чем в голубой или зеленой. В обществе раздраженного или унылого человека иначе, чем спокойного. Из всех этих воздействий создается тонус его настроенности; и все же при всем этом он может пойти в кабак или в храм, думать о добре или о зле, раздражиться или сохранить равновесие. Свобода выбора и решение во многом остаются за человеком, несмотря на его связанность с окружающими условиями. Возьмите для примера великого преобразователя. И до него на его месте были другие люди, однако не они, а он преобразовал свою страну. Сколько было полководцев – все ли великие? Сколько художников, философов, ученых! Так в круге необходимости и неизбежности утверждает огненный дух свою волю. Двое живут под одной крышей. Один – обывателем, другой – подвижником духа. Двое идут по улице. Один – устремляясь сердцем к Учителю, другой – даже и не подозревая о существовании Учителей Знания. Есть что-то в каждом человеке, что ставит его во внутреннем мире духа в условия, отличные от человека другого. Эту сферу своеобычности можно расширять волею. И внешняя зависимость человека при всех его ограничениях оставляет ему известную сферу, где он сам свой господин и владыка. Эту сферу внутренней свободы следует заботливо, бережно и зорко охранять от вторжений внешнего мира. Когда Говорю: Мир Мой Даю вам, – Говорю о том, что может ощутить человек вопреки беспокойствам жизни обычной. Жизнь предъявляет свои права к человеку. Ее требования надо исполнить, но то, что относится к области духа, можно от жизненных бурь охранить. Об охране сокровенного надо помыслить. Все пройдет, но оно ставится поверх накипи жизни

Грани Агни Йоги. 1955 г. 365. (Июль 7).


Надо найти в себе мужество взглянуть жизненной правде в глаза. Да! Да! Да! Земное благополучие и восхождение духа несовместимы. Да! Да! Да! Надо оставить расчеты на то, что кончатся трудности и неприятности и начнется довольная и спокойная жизнь. Да! Да! Да! На счастье земное и радости Земли надежды надо оставить. Надо решимость и силы в себе найти примириться с тяжкой нагрузкой земною и выбросить из головы мысли о том, что вот придет время и все будет хорошо и благополучно. Может ли спокойствие и равновесие коваться в сытом довольстве и жизни беспечальной? Но явить равновесие в трудностях и огорчениях будет победой. Надо победить и достигнуть. И у человека, счастливого по-земному, и у трудника участь одна: и счастливые условия жизни, и жизнь, полную трудностей и испытаний, обоим придется оставить и расстаться со всем, что в ней было. Один сделает это, имея богатый опыт и приобретя качества, другой – с пустыми руками, ибо благополучие не дает накоплений. Вопрос ставится прямо: или нахождения духа, и приобретение опыта, и умножение Сокровища Чаши, или жизнь впустую и даже расточение и того малого, что было. Но главное – вооружиться непреложным знанием, что кроме пути испытаний, слез, огорчений, трудностей, ударов, нужды, напряжений и борьбы, другого пути восхождения духа и возрастания и накопления сил быть не может. Всякое желание облегчения, всякое сетование и недовольство, всякое возмущение и нежелание примириться с этим порядком вещей будет отклонением от цели и показателем непонимания путей духа. Надо, надо в духе стойко и твердо принять невозможность иного пути. И все это встречать как должное, как законное, как именно то, что неизбежно сопутствует подъему. И, приняв, достоинство сохранить, бодрость сохранить, подвижность сохранить, сознание силы сохранить, и сохранить даже радость. Все качества сохранить, и не только сохранить, но и приумножить. И духом не падать ни при каких противных обстоятельствах. Через это все надо пройти, огней не теряя. Трудно расстаться с надеждой на облегчение условий жизни и бодрость и живость все же сохранить. Что самое ценное в человеке? Сила духа. Можно представить себе человека, из всех огней испытаний вынесшего эту силу, и не только сохранившего, но и приумножившего ее. И можно представить себе человека, духом утонувшего в благополучии и закончившего жизнь ничтожеством духовным. К точке конечного пути оба приходят, все земное оставив позади: один – с богатством, другой – нищим духовно. Можно в жизни ощущать себя воином: кругом свищут пули, рвутся снаряды; смерть и увечье ожидают на каждом шагу, каждое мгновение. Уже о вещах обычных и думать совсем не приходится, и не о себе, но о выполнении задания все мысли, и вся воля направлена к тому. Опытный и мужественный воин себя не теряет, бесстрашие хранит, и готов улыбнуться, и даже пошутить при даже небольшой передышке. Есть даже и такие, которые радостно и с подъемом идут в бой и успешно выполняют задание. Воин духа задание дает себе сам и на жизненном поле битвы бодрости и сознания нерушимости своей не теряет. Не боится он жизни и смело и гордо встречает ее яростные волны. Не диво раскиснуть на арене жизни, сломиться и поникнуть духом. Но в духе устоять, несмотря ни на что, будет большой победой. Ведь не требуется что-то сломить и что-то внешнее подчинить своей воле; духом устоять надо под ударами волн в жизни земной и тяжелой. Кесарево – кесарю. Земное – земному, но внутренне в духе устояв перед лицом всех и каких бы то ни было обстоятельств, утверждать свою силу внутри и сказать себе: «А я все-таки не поддамся, не склонюсь, не поникну духом», – будет решением правильным. Не в том дело, что будет или чего не будет, а в том, чтобы, когда это будет, пройти через это должным образом и с честью, как солдат – через бой тяжкий и опасный. Будем встречать и хорошее, и плохое твердо и спокойно, ни на миг не утрачивая равновесия. К чему нам хорошее, если оно лишь противоположный полюс неизбежного плохого. Научимся презирать и то, и другое как не достойное того, чтобы вывести дух из состояния равновесия. Именно, научиться и в радости, и в горе хранить одинаковое состояние духа. Но так как в горе, несчастье и неприятностях это трудно, то будем учиться сперва хранить его при условиях, им противоположных, с тем, чтобы убить силу их противоположного полюса. Не радуясь при получении вещи, не будет человек печалиться, теряя ее. Так найдем выход из безвыходного положения, когда осознана неизбежность тернистого пути. По закону двойственности одних терний быть не может, но и радость земному их противоположению можно убить в зачатке. Иначе к радости надземной не приобщиться. Именно, над властью двойственности над сознанием надо подняться. Не равнодушие упадничества, но бесстрастие, но равновесие, но непоколебимое равновесие духа утверждается этим путем. Разменная монета жизни и жизненные условия имеют две стороны: на одной – горе, на другой – радость. Принимая ее, помните о двух сторонах, не обманывая себя лишь той, которая видима в данный момент. Во многом познании много печали, но пусть мудрость сопутствует ему, мудрость, вооруженная могучей силой равновесия духа, и бесстрастие, из него вытекающее. Жертвой Великою именуется Он, принявший на Себя ответственность за Землю. Помните, в мире будете иметь скорбь. И через эту скорбь надо пройти. На Земле плач и скрежет зубовный. Печали Земли не коснуться нельзя. Таков путь восхождения духа. Открытыми глазами надо смотреть жизни в лицо, не обольщаясь надеждами на призрачное благополучие. Ягнята на лугу радостно скачут, но не скачет мудрец. Не радуйтесь ничему и не будете плакать. Говорю о земном. Радость мудрости – особая радость. Она может коснуться, когда равновесие духа утвердилось непоколебимо. Но эта радость будет уже не о себе.

Движения в астральном проводнике уявляются в двойственной форме: радости – горя, любви – ненависти, улыбки – слез. Сознание, подчиненное тирании астрала, мечется между этими полюсами своих крайних выявлений. Метание сознания надо остановить. За кратковременным пребыванием на одном полюсе следует вынужденное пребывание на другом. Астрал надо обуздать, прыжки сознания остановить. Обуздать спокойствием и равновесием. Сколько бессмысленной радости и смеха уявляют люди и, конечно, столько же слез. Говорится о недовольствах, жалобах и прочих недопустимых явлениях, но противоположный полюс, обуславливающий их возникновение, обычно упускается из вида, а надо изъять оба. Нельзя изъять только один, другой утверждая. Можно подходить с любого конца, но легче с положительного. Все время имеется в виду полюсность ярой астральной оболочки. Елка одинакова зимою и летом. У елки и будем учиться. Иначе через скорби земные сил пройти не собрать. К овладению собою Ведет Учитель. Учитель Предупредил, что радость земная уйдет. Учитель напутствие Дает о новом понимании жизни и на новом понимании пути.

Грани Агни Йоги. 1955 г. 366.


Трудно мысль породить, отделив от нее и изъяв из нее астральное начало.

Грани Агни Йоги. 1955 г. 367. (Июль 8).


Исполнитель Нашего поручения успешен будет во всем. Сила исполнения дана. Поручение – объединить народы. Может ли усмотреть незнающий следствия его действий? Объединение идет по линии согласованных явлений, которых будет становиться все больше и больше. Век Майтрейи есть век согласованности всего и во всем. Явим понимание происходящему. Битва кончилась. Наступает период объединения. После бури долго волнуется море. Но стихии войдут в берега. Это многое облегчит. Тяжкий плат, давящий сознание, тоже исчезнет. Пред лицом тьмы трудно говорить о Свете и поверить в него, но Свет идет. Неожиданность новых сочетаний не может предусмотреть человеческий ум. Велик разрыв между мраком настоящего и Светом будущего. Но не мрак, но Свет впереди. Через личное надо суметь усмотреть общее, грядущее непреложно. И надо претерпеть до конца. Но дойдет до конца претерпевший. Явите последнее терпение.

Грани Агни Йоги. 1955 г. 368.


Друг Мой, как же ты думаешь перейти в будущее, яро его не утверждая? Когда оно, желанное, придет, многие, его в себе не утвердившие, будут продолжать пребывать в сознании своем в прошлом, тупо, слепо и беспросветно. Многие и теперь еще живут в прошлом и прошлым. Не для них Новое Небо и Новая Земля. Чтобы увидеть, надо хотеть видеть. Слеп к величию Космоса крот. Видимость крота и орла различны. Орел далеко видит. Дух, способный на полеты далекие, полеты орлиные, поднимаясь над болотом обычности, видит то, что люди называют будущим. В настоящем положении мира можно уже явно различать огненную структуру утверждающегося будущего. Глаз надо иметь открытый. Отрицая будущее или сомневаясь в нем, можно ослепнуть и не увидеть многочисленных знаков наступающей Эпохи. Зачем же смотреть через себя? Себя, или своего личного «я», после смерти не будет, его заменит нечто большее. Лишь сверхличная установка сознания поверх малого «я» позволяет усмотреть несомненное.

Грани Агни Йоги. 1955 г. 369.


Можно сознанием устремиться настолько, чтобы действительно жить будущим и в будущем. Тогда и тяжкие ступени, ведущие в него, можно сознательно и безропотно принять. Иначе выдержать трудно. Безрадостное настоящее вне связи с будущим не позволит сознанию сохранить должного равновесия. Много трудностей готов радостно преодолеть человек ради будущего, в которое он верит. Ведь это будущее строится руками человеческими. Строительство будущего людьми осуществляется. Слепой не увидит его, но открытое сознание явно и безошибочно определит, где идет это бурное строительство новой ступени жизни. Со старыми условиями жизни в Новый Мир не пройти. Каменный топор и стрелы не годятся для современного мира. Также и темное наследие прошлого не годится для сияющего будущего. Строительство идет на новых основах. Нужно сознанием погрузиться в новые возможности, о себе позабыв. Личные мерки к пониманию будущего неприложимы. Надо просто одеть другие очки. Наши люди живут в будущем и масштаб обывателя к жизни не прилагают. И человек, совершающий подвиг, не думает о себе. Невозможно мыслить о благе планеты, свое личное благо поставив впереди. Самость может затемнить все поле видимости. На известной ступени с нею продвижение становится невозможным. Учитель настойчиво Утверждает близкое наступление сроков и необходимость готовности сознания.

Грани Агни Йоги. 1955 г. 370.


Люби сознание силы.

Грани Агни Йоги. 1955 г. 371. (Июль 9).


Мы живем в мире, где каждое явление двойственно. Многие явления протянуты во времени, как, например, жизнь человека. Молодость и старость – ее полюса. Радуясь удачам земным и делам житейским, непреложно и неумолимо обрекаем себя на печали при уявлении неизбежного полюса неудачи. Освободиться от власти печали можно, лишь овладев полюсом радости. Бесстрастно встречая явления жизни в их благополучном аспекте, утверждает человек власть свою над противоположным полюсом, а следовательно, и над двойственностью явлений. Потому и называется мир человеческий миром Майи, каждый цветок которого имеет шипы и колючки. Именно таковы и есть цветы и плоды астральных чувств и эмоций. Можно видеть, как некоторые дети легко и быстро переходят от слез к улыбке и наоборот. Это очень характерно и для младенчества или молодости духа. Некоторые северные народы обладают большой выдержкой и в значительной степени обуздали двойственность астрала. Южные же народы, наоборот, ярую кипучесть астрала уявляют. Это характерно для Европы. Все эмоции и чувства человека двойственны. Давая волю любому из них, вызываем к жизни и утверждаем их другой полюс. Всякое необуздание проявлений чувств недопустимо, ибо не человек владеет ими тогда, но чувства владеют человеком. Силен паяц в человеке, готовый проявляться по малейшему поводу, понуждаемый тенденциями астрала к проявлению. Глубоко и значительно спокойствие йога. Астрал обуздан и замолк. Внешне йог такой же, как все, но неистовый астрал участия в поступках, чувствах и мыслях его уже не принимает. В этом тайна спокойствия мудрости. Серебряная узда духа наложена на все чувства. Так равновесие духа уявляется в том, что ни успех, ни удача, ни явления, им противоположные, ненужных и бесцельных движений в астральной оболочке не вызывают. Астрал постоянно стремится себя проявить: как угодно и в чем угодно, но ему обязательно надо яро на все прозвучать. Двойственную природу горя и счастья людского мудрые люди постигли и нашли пути освобождения из замкнутого круга безысходности. Установив спокойствие духа в срединной точке равновесия, приобретает человек власть над полюсами и овладевает ими. Эту власть и силу духа может почувствовать каждый пришедший, если увидит, что самое тревожное и беспокойное известие, им принесенное, не вызвало уявления движения на полюсах, то есть астрал не реагировал на него ни так, ни «эдак», ни как бы то ни было. И тогда человек, сохранивший это равновесие, перед людьми, его не сохранившими, имеет великое преимущество. В этом сила вождя прирожденного, имеющего власть действенного приказа. Каждый может малость свою превратить в силу, если сохранно равновесие. Если собственный астрал обуздан и подчинен, то и чужие астральные оболочки легко уже подчиняются победившей астрал воле. Через ступень овладения своими оболочками надо пройти, и чем скорее, тем лучше. Надо следить за тем, чтобы звучащая полюсность астрала тех, с кем приходится входить в соприкосновение, не затрагивала и не овладевала сознанием вашим и не заставляла астрал ваш звучать в унисон. Иначе можно сделаться марионеткой чужих настроений и неуравновесий астральных. Мудрый знает свой путь и на чужие ворота не заглядывается. «Овладение собой пошли, Владыка». Вода долбит камень, постоянство устремления порождает возможность осуществления. Будет достигнуто все, если воля того хочет достаточно сильно.

Грани Агни Йоги. 1955 г. 372. (Июль 11).


Пиши, Мой друг. О чем? О будущем. Будущее неизбежно. Нет таких сил, которые могли бы остановить бег времени. И нет таких законов, которые причину могли бы лишить следствия. Причины иного будущего закладываются ныне. Элемент времени и элемент причинности, следствия созвучные приносящие, строят ожидаемое будущее. Ненастья вечного не бывает. Смена явления одного другим, противоположным, лежит в основании закона полюсности, или диалектики. Будущее так же непреложно и неизбежно, как день новый, идущий на смену старому. Это первое. Второе: действующими лицами, как и в настоящем, на арене будущего будем мы же. Ибо в будущее продвигается человек. Ни от нас будущего, ни нас от будущего отнять нельзя. Мы нераздельны. О причинах. Следствия будут в согласии с заложенными причинами. Следовательно, вопрос в том, какие причины закладываются ныне. Карма общечеловеческая общими причинами порождается. Личная – личными. Какие причины порождает ныне человек, чтобы пожать следствия их в будущем – вот вопрос, важный необычайно. Результаты родятся по соответствию. Лучше считать причину и следствие началом и концом одного явления, вытянутого в пространстве времени – как палка о двух концах. И даже палка во времени существует. Следствия от причины отделить нельзя, ибо непрерываема нить, или цепь, связующая оба полюса. Будучи рождена, причина устремляется во времени, достигает нейтральной точки и порождает противоположный полюс себя же. Эта противоположность может иметь много аспектов, уявляющихся в разных плоскостях. Можно кого-то несправедливо обидеть – и потерять любимую вещь. Можно говорить о неприязни к людям – и очутиться на необитаемом острове. Пути уравновешивания кармических следствий неисповедимы и часто не поддаются учету. Но следствие – всегда прямой результат причины. Потому надо быть очень осмотрительным в словах, поступках и мыслях, ибо все следствия приносит. Среди бесчисленных и разнообразнейших явлений твердое сознание выбирает лишь те, которые соответствуют основному направлению. Всего не вместить, следовательно, избирается наиполезнейшее и способствующее продвижению. Пессимист тоже прав, ибо видит то, на что обращен взор. Но лучше быть оптимистом. Недовольный тоже прав, ибо имеет причины, но лучше быть довольным немногим, чем отравлять себя изнанкой жизни. Трудна работа, но и ее лучше выполнить радостно. Радоваться и печаловаться можно одному и тому же явлению в зависимости от условий и состояния сознания, но лучше радоваться, чем горевать. Но всего лучше не горевать и не радоваться. Это будет уже следующей ступенью понимания жизни. Победив двойственную природу вещи, можно двигаться дальше. Победить надо.

Грани Агни Йоги. 1955 г. 373.


Сын Мой, Владыка не Забывает знаки внимания, Ему оказываемые, но и наоборот, недостаток внимания созвучные результаты приносит. Не может дело Мое оставаться в пренебрежении. Если кажется, что Оставил Владыка, пелену Майи надо разорвать. Настроения момента не должны окрашивать собою веками установившиеся взаимоотношения. О Близости было сказано довольно. Все сказанное остается в силе. Неизменяем Владыка, но лицо свое надо к Нему обратить. Зов и отклик созвучны. Без обращения нет ответа. Созвучать суете может отуманившееся сознание. Может показаться, что далеко Владыка, что не Слышит Он и не Видит, но надо найти должное понимание явлению пралайи сознания. Не отторжение, не забвение это, но собирание сил внутри для нового мощного подъема. Эти же самые периоды в прошлом сопровождались не только перерывом чтения, молитвы и работы, но и полным погружением в поток обычности и забвением наинужнейшего. Состояние этой, настоящей, пралайи уже много выше, и даже Записи продолжаются. Это указывает на совершенный подъем. Вернется все, все станет на свое место, и Близость Моя расцветится новыми возможностями и достижениями. Никто не забыт и не оставлен, но новые обстоятельства Готовит Учитель в Башне Своей. Потому будь духом покоен. Все твое за тобою и остается. Мне надо подготовить Моих к сложности надвигающихся новых условий. Поручение будет дано. Оно будет ответственным и трудным. По степени близости и поручение. Отдаляться в духе нельзя, ни создавать иллюзию отдельности, ни веры в будущее утратить. Все идет, как намечено Планом Великим, в котором и вам отведено место. Необычно время, ибо необычно будущее.

Грани Агни Йоги. 1955 г. 374. (Июль 12).


Полнота обращения к Учителю влечет за собою и полноту ответа. Как же может быть иначе? Непреложен закон созвучия и соответствия. Потому можно сказать, что ключи от входа в руках обращающегося. Полноту обращения не всегда легко дать. Окружающее мешает. Значит, снова приходим к тому же – к вопросу преодоления напряжения окружающей среды. Вибрации среды надо преодолеть, иначе контакта не получится. Невидимое и далекое должно стать звучнее и ярче видимого и близкого. Или ментальное представление того, к чему устремлено сознание, должно оказаться сильнее физического и плотного. Мало того, чтобы только представить, удержать представление надо на все время контакта. Это можно облегчить тем, чтобы вместо мыслей сторонних фоном восприятия было создаваемое при начале контакта мысленное представление далекого Учителя. И всякий раз, когда вторгается посторонняя мысль, ее можно заменить избранным Ликом. Представление создается как бы на будущее, на все время Общения, но не на момент визуализации. Создание мысленного картинного представления, или процесс визуализации на определенное время требует сознательного отношения именно к вопросу длительности мысленного образа. Обычно, создавая его, люди сознательно не вкладывают в него элемента продолжительности. Наше касание и Наша мысль воздействующая посылается на определенный срок. Это дает мысли четкость. Задача уточняется и становится более четкой благодаря сроку. Избегается всякая расплывчатость. Хуже, если, выйдя из дома с определенной целью, человек по дороге отвлечется посторонними впечатлениями и мыслями и позабудет о том, для чего вышел. А это часто случается в процессе Общения. Отвлекаться по сторонам нельзя. Как снаряд, выпущенный к цели, летит мысль по своему назначению и достигает объекта устремления. При касании мысли получается реакция взаимодействия, или, как говорят в химии, взаимного обмена. Ясность процесса все время надо держать в сознании, чтобы не прерывался ток. Запомните: четкость, ясность и определенность – основные условия контакта с Учителем. Закон созвучия, закон притяжения противоположных полюсов, закон полюсности – все это законы действия тонких энергий при контакте с Высшими Силами. Ведь сказано: «И если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, то, тем более, Отец ваш небесный Даст блага просящим у Него». И еще: «Отче, Отче, вскую Оставил еси Мя?» Владыка Христос Обращался к Своему Владыке-Отцу. По Лучу Иерарха, озарившего сознание наше, у каждого свой Владыка-Отец. А Владыка Владыки Будет для нас тем, кого Христос Назвал Своим Небесным Отцом. И со своим Иерархом, и Иерархом выше Его можно войти в соприкосновение, подчиняя сознание определенным законам. Но надо желать или просить блага. Это условие первое. Отклика, или ответа, не может не быть – это условие второе. Великие законы действуют безотказно. Магнитная сила устремления велика. Не туман мистицизма, но точные и четкие законы психомеханики. Огненный аппарат в человеке работает, подобно радио – прием или посылка на определенной волне. И если вряд ли найдется жестокое сердце, чтобы голодному, просящему хлеба, дать камень, то как же Может остаться безмолвным Учитель, вся жизнь и все существо которого направлены на помощь человечеству. Законы тонких энергий действуют непреложно. Надо лишь обратиться.

Грани Агни Йоги. 1955 г. 375. (Июль 13).


Трудность ощущения реальности тонких энергий в том, что их нельзя видеть и ощущать так, как видимы плотные явления. Потому земной ум будет бороться против них и отрицать их существование. Мозг – продукт Земли и признает лишь земное. В помощь мозгу дано сердце как аппарат более чувствительный. Хорошо, когда действуют они согласно и гармонично. Микрокосм согласованный – явление редкое. Согласованность проходит через все проводники. Равнодействующая согласованных энергий – мощная победная сила. У одних она, благодаря отсутствию этой согласованности, равна нулю, у других из-за восставших против дисгармоничных энергий может колебаться от ноля и выше. В общей массе людей потенциал этой равнодействующей невысок. Как мощная радиоустановка, действует аппарат человека, уявившего согласованность всех своих начал. Эти гиганты духа возвышаются над массами людей, как башни высокого напряжения. Они передатчики, и они же дающие, и они же приемники. Согласованность выражается в могучем повышении огненного потенциала человека. К согласованности надо стремиться. Согласованность надо понять. Это не этическое, но энергетическое понятие мудрой концентрации всех сил по одному направлению. Обычный человек раздираем на части энергиями хаотичными, противоположными, нейтрализующими друг друга. Лишь внутренняя согласованность может объединить их. Обычная внутренняя собранность много помогает при утверждении согласованности. Сдержанность и умение владеть собою и своими чувствами ведет к той же цели. Не устоит дом, в себе разделившийся. Потому овладение собою – ступень к могуществу духа. И ступени спокойствия и равновесия духа тоже к тому же ведут. Это лишь различные аспекты согласованности микрокосмической. Подобно сжатому газу, собранная энергия силу являет. Гидравлический пресс, работающий на сжатии, может дать огромную силу. Так же и собранные воедино разбросанные энергии человеческие. Аппарат, действующий сжатым воздухом, может работать только при условии, если давление достаточно. Уберите собранность, или сжатость воздуха, и сила его растечется бесплодно. То же самое происходит и с человеком. Сдержанный человек силу имеет, несдержанный и неумеющий владеть собою подобен паровому котлу, все клапаны и вентиля которого открыты до отказа. Сколько ни топи, пар силы не даст. Сдержанность есть метод точный и безошибочный нагнетения огненной энергии. Распущенность есть ее безудержное расточение. Владеть собою надо всегда и во всем. Всегда и во всем надо являть какую-то степень обуздания себя: в мыслях, в словах, в действиях. Обузданность мысли не есть безмыслие, но владение мыслью, контроль над нею и умение направлять и удерживать ее на предмете, утвержденном волею. Даны человеку энергии огненные, дано великое богатство и великая сила, но достоянием своим не умеет, и не хочет уметь, не желает уметь распорядиться. Хозяин его – человек. Потому Говорю: «Учитесь всегда и на всем владеть собою. Силу свою осознайте. Не расточайте бездумно ее. Таланты данные берегите и приумножайте. Не будьте подобны дырявому решету. Осознайте источник своей мощи и пути ее реализации». Люди в большинстве – это расточители им данных талантов, расхитители собственного богатства, воры, сами себя обкрадывающие и лишающие себя самого ценного, что имеют. Вам Говорю: «Положите предел расхищению сокровищ духа». Кому нужны вылущенные души? Почему бездумно расшвыриваете по сторонам сокровище огненное? Посмотрите на них, снующих умалишенно, раздираемых собственными страстями, переживаниями, страхами, беспокойствами, волнениями и тысячами малых мелочей жизни. Неужели хотите им уподобиться, убийцам своего духа, променявшим право своего первородства на чечевичную похлебку мирской суеты. Великие люди были в мире, но не разменивали они себя по мелочам. И жили, и работали, и семьи имели, но все же в духе великими оставались, ибо знали тайну согласованности. Явите понимание этому великому понятию. Вам Говорю, имеющим уши. Ни семья, ни работа, ни нужда, ни дела, ни обстоятельства – ничто не может служить препятствием утверждению согласованности высшей, ибо она утверждается духом и в духе.

Грани Агни Йоги. 1955 г. 376. (Июль 14).


В воображении духом можно представить все, что угодно. Невозможное в плотном мире возможно в духе. Духовное действие реально, но на плане духовном. Так же как физическое – на физическом. Хотя земными мерами духовное действо измерить и нельзя, но оно есть и доступно каждому человеку. Оно реально и приносит следствия как на невидимом, так и на видимом планах. Видя физические земные действия, люди признают их реальность, но, не видя духовных, отрицают их силу. Но даже и в земной жизни огромная доля ее в человеке происходит на ментальном и астральном плане в ментальном и астральном телах. Глазам видимы лишь следствия этих движений. Люди не видят ни любви, ни страха, ни напряжения ума, но видят лишь их физические отражения или реакции на физическом теле. Если эти физические реакции потушить, то происходящих внутри человека процессов видно не будет. Этот процесс пресечения уявлений внутренних движений духа вовне очень интересен. Как бы перерезается нить связи между внешним и внутренним, и внутреннее становится недоступным для постороннего глаза. Это один из самых мощных способов защиты от людских воздействий. Это явление столь необычно в людях, что возбуждает в окружающих почти суеверный страх и стремление подчиниться сознанию, внешне ничем не проявляющему своих чувств, мыслей и эмоций. Причина заключается в том, что это возможно лишь при наличии утвержденного равновесия и полного овладения собою и своими проводниками. Равновесие – страшная сила, могучая, неодолимая. Против него никто не устоит. Одна изумительная необычность его уже побеждает воображение человека. Лучше быть сильным и ощущать свою власть, не злоупотребляя ею, чем быть ничтожеством и марионеткой чужих переживаний и беснований астральных. Храните равновесие, осознавая всю глубину этого чудесного качества. Гуру и Владыка являют его мерою полною. Качания аритмичные и равновесие несовместимы. Между физическим телом и астралом как бы перерезается связь внешняя. Йог может часами сидеть совершенно неподвижно. Это чрезвычайно трудно. Даже минуту побыть в полном телесном покое невозможно для обычного человека. Для достижения этого надо овладеть движениями астрального тела и подчинить их приказу воли. Тогда возможна и неподвижность тела. В прямом смысле перерыв связи между проводниками означает смерть. Надо учиться реагировать на все внешние воздействия спокойствием полным. Люди будут, чуя нечто необъяснимое и непонятное для них, всеми мерами стремиться вызывать (в вас) внешние реакции. Они будут делать это от неосознанного ужаса перед необычным и неестественным, с их точки зрения, высшим состоянием сознания. Конечно, беспокойные нервные движения тела вызываются астралом. Конечно, астрально на внешние явления реагируют все – это обычно и принято. Даже молчание среди болтовни и серьезность среди общего смеха или веселья для людей уже необычны. Но путь к могуществу духа есть путь необычности, и обычным он быть не может. Духовное равновесие необычно. Его не имеют люди. Это явление духовного порядка. В воображении и в духе равновесие можно явить. Мысли и воображению доступно все. Это великое качество, качество равновесия, следует начать утверждать поверх явлений плотного мира, и вопреки им, и несмотря на них. Равновесие можно хранить на палубе тонущего корабля, в горящем театре, на поле боя, в клоаке людских страстей и эмоций, кипящих вокруг, перед лицом смерти – словом, в любых условиях и при любых обстоятельствах. Все внешнее неважно, его можно оставить в покое, все силы духа сосредоточив на том, чтобы удержать равновесие. И если это достигнуто, то тогда, и только тогда достигается победа и над внешними противодействующими условиями, ибо никто и ничто не устоит против равновесия. Огонь тонкий, им возжигаемый, обладает силой непреодолимой мощности, и огни человеческие бороться с ним не могут. Движение на полюсах всегда зависит от центра и им же и регулируется. При полном равновесии в центре на полюсах могут быть очень сильные движения, как в циклоне, имеющем этот центр уравновесия, или в смерче – неподвижную ось вращения. Смерч движется, но ось по отношению к самому смерчу неподвижна. Перешибите ось, и смерч перестанет существовать. Центр равновесия в себе при порождении различных явлений надо осознать. Великие Духи вращали вокруг себя сознания целых народов. Закон естественной иерархии прост. Возьмите любую группу свободных людей. Просто и естественно их взгляды обратятся к тому среди них, кто владеет сокровищем равновесия, обратятся как к ведущему, особенно в минуту опасности. Магнит ауры равновесия действует незримо. Среди утверждаемых качеств синтетическое значение качества равновесия надо особенно яро понять. Говорилось о напряжении спокойствия в действии. Сейчас Говорю о напряжении равновесия в каждом действии и уявлении сознания. Напряжение равновесия, или равновесие напряженное – так запомним – равновесие не в покое, но в действии.

Грани Агни Йоги. 1955 г. 377.


Явите время для стражи вашей. Что сторожить? Не мысли ли, посылаемые Учителем? Их очень легко упустить и, даже уловив, забыть о них тут же. Если не записаны, погружаются они в забвение. Записи мыслей этих нужны для других, для тех, кто еще воспринимать не научился. Не Будет же Учитель тратить энергию свою, и в таком количестве, для одного человека. Служение – общее, для всех, и в нем приемник мыслей далеких получает свою львиную долю. Но основная цель – для других, чтобы другие могли получить. Потому время стражи приобретает особое значение, усугубленное служением человечеству. Учитель Ценит, когда Его мысль воспринимается точно и в форме, созвучной содержанию. Ритм передаваемого особенно важен. Каждая речь имеет свою мелодию и ритм, сильно воздействующие на психику человека и на его нервные центры. Этим и объясняется глубокое воздействие Записей на человека, ибо содержание сочетается с формою. И слова выбираемые тоже немалое значение имеют. Особенно при чтении вслух. К волнам мысли добавляется ритм звука. Не всегда удается его уловить и запечатлеть в Записи, ибо это требует очень утонченного восприятия и условий, которых город обычно дать не может. Но все же какая-то часть доходит и накладывает свой отпечаток необычности на записываемые слова. Если бы люди знали, сколько тончайших оттенков кроется в каждом слове, в каждом выражении, в каждом сочетании мыслей и звуков! Эту силу воздействия почувствуют люди, и Записи забвению преданы не будут. Не Хочу этим сказать, что все будут хвалить. Этого не будет. Но вызовут они ярое вращение энергий и возмущение вод застоя застоявшихся сознаний. Яро подымутся и друзья, и враги. И когда это случится, порадуемся тому, что мысли Учителя, брошенные в массы, яро осветят и тех, и других, и каждый определит свое место. Закон полюсности проявится и здесь. Лишь слова, потенциально ничтожные, не вызовут никакой реакции. Это было бы поражением. Потому будем учиться ценить и врагов и понимать сущность тактики Adverse. Чтобы утвердить полюс Света, полюс тьмы надо выявить с тою же силой. Надо понять неизбежность и необходимость врагов. И там, где друг не усмотрит или промолчит, враг увидит и доведет до всеобщего сведения. Джины яро трудятся во славу Света, противоборствуя ему. Так применим ко всему меры понимания углубленного. Люди горюют пред лицом многих явлений, не постигая того, что это есть лишь предварительная ступень утверждения полюса нужного. Учитель Хочет научить мудрости понимания жизни. Учитель Хочет научить зрению биполярному. Учитель Хочет полюс настоящего сделать в понимании вашем свидетельством величия идущего Света.

Грани Агни Йоги. 1955 г. 378. (Июль 15).


Друг Мой, жизнь и состоит в том, чтобы остро чувствовать ее грани. На то и дается она, чтобы взять человека за живое. Иначе как же учиться? То, что не затрагивает, не оставляет следа. Большие духи жили яркою, полной и глубокой жизнью, вкладывая в нее сердце. Они любили жизнь так же, как любят ее те, что привязаны к ней и находятся у нее в рабстве, но любили они ее в свободе. Казалось бы, что это одно и то же, но целая спираль эволюции отделяет свободных духов от рабов жизни. Все то же, но отношение к жизни иное. Установка сознания другая: нет подчинения низшему «я». Свобода эта характеризуется властью над обстоятельствами. Карма течет своим чередом, Миссия жизни, или Поручения, исполняются, но сознание свободы от власти среды над духом не покидает устремленное сердце. Их можно назвать делателями жизни, ибо они ведут эволюцию. Они впереди во всем. Синтетическое понимание жизни позволяет охватывать огромный горизонт настоящего без отрыва от будущего и отрицания ценности пройденных человечеством ступеней. Они знают вмещение сложностей жизни, ибо примирились с необходимостью плотной эволюции, хотя и понимают всю тягость ее. Ценят и признают настоящее ради будущего, не обольщаясь тенетами Майи. Идут через жизнь земную, не принадлежа ее суете и не будучи поглощаемы ею. Они в мире, но не от мира преходимости плотной. Только Наши люди, нашедшие в себе мужество и силы подняться над жизнью, чтобы стать победителями ее.

Грани Агни Йоги. 1955 г. 379.


Сын Мой, усилием сосредоточенного внимания добиваешься слышания мысли. Мысль особого назначения пребывает около того, кому послана. Она проникает в ауру, но ее можно уловить сознательно. Для того и нужно сосредоточение. Уловить мысль на экран сознания можно, но он должен быть чист. Ты полагаешь, что бедность мешает отдаться всецело. Но это неверно. Бедность, то есть отсутствие благополучия и избытка, не загромождает сознания массой ненужных вещей. Они связаны с собой и с самостью. Не имеющий своего доступ имеет свободный. Но что можно увидеть или услышать, когда весь экран сознания занят ее величеством – самостью и тем, чем оно владеет или во что погружено. Указую дух освободить от шлаков жизни текущей. За каждым делом, явлением или впечатлением тянется хвост мыслей ненужных. Его надо тотчас же обрубать. Надо уметь, покончив с одним, тотчас же и всецело переносить мысль на другое. Утверждаю возможность полного переключения сознания на искомую волну. Надо уметь не только переключаться, но и удержаться на ней. Дух человеческий способен творить чудеса, если воля достаточно упорна и устойчива. Да! Да! Упорная воля творит чудеса в любой сфере жизни и на Земле, и на Небе. Но закаляется она на Земле, в пекле земной жизни. Воля к победе ведет победителя путями духа, хотя бы и шел он по Земле. Даже в сражении обычном, земном, воля и дух побеждают. Даю силу воли к победе. Силу духа явленную Посылаю. Указую ее осознать. Мне нужны сильные духом. Мне нужны стойкие духи. Мне не нужно рабов, согбенных под бременем тягостей земных. Мне нужны те, кто, будучи нагнетены до предела тягостями и трудностями земными, яро и радостно от них свободу духа являют. Это и будет настоящей победой. Нытьем, сетованием, омрачением, недовольством, обидами, сомнениями ее не достичь. Буйную радость свободы духа в духе сумей осознать, несмотря ни на что, вопреки всему, и, кто знает, быть может, именно благодаря всему, что вокруг происходит, и Украшу чело твое огнями победными. Над жизнью крылом Подниму. Дам в руку Камня огонь, Камня, который или воскресит, или сожжет. Его смогут удержать лишь сильные руки. Потому перед лицом жизни Утверждаю силу твою, ибо сыном Назвал неотменно. Я Сказал, твой Отец и твой Владыка.

Грани Агни Йоги. 1955 г. 380. (Июль 17).


Сын Мой, человек, скованный страхом, не перейдет по доске через пропасть. Ноги не пойдут, мышцы ослабнут. Реакция мысли страха явное и яркое физическое следствие имеет. Незримая мысль и зримые следствия. Так же и все прочие эмоции, то есть мысли, вызвавшие те или иные эмоции. Эту прямую связь мысли с физической ее реакцией на нервную систему и тело обычно упускают из вида. Но мысль действует вне зависимости от того, знают об этом люди или нет. Реакция мысли находится в соответствии с ее характером и природой по принципу, что дерево доброе дает плод добрый. Начало явления лежит в мысли, результат – в плоскости материальной. С одной стороны, внешние условия вызывают какие-то мысли, с другой, эти мысли влияют на тело, создавая в нем чисто физиологические процессы. Мысли под воздействием внешних обстоятельств могут возникать автоматически и автоматически же порождать следствия. Но в момент рождения мысли, ответной на внешние импульсы, или вибрации, воля может вмешаться и иметь под контролем самый процесс рождения мыслей. На любое внешнее воздействие можно ответствовать не так, как принято, не в созвучии с ним, но так, как того хочет воля. Можно упражняться на вызывании в себе реакций, противоположных обычным, к которым привыкло сознание. Можно горевать при потере чего-то, к чему был привязан человек, а можно и порадоваться еще одному освобождению. И так во всем. Середины нет: или внешние явления управляют человеком, или он управляет теми реакциями – ментальными, астральными и физическими, которые они вызывают. Важно знать, что это вполне возможно. Человек на минуту опоздал на нужный поезд, и подосадовал, и огорчился неимоверно. Поезд погиб в крушении. Объективной причины досадовать не было. Никогда не знает человек, что хорошо или плохо в конечном итоге. Потому лучше не радоваться и не горевать, ибо часто радуются люди попусту. Так же и горя их по большей части необоснованны. Но рычаг от реакций микрокосма человеческого в руках самого человека, и лучше с улыбкою смотреть на страшный оскал жизни, чем со слезами или страхом. Надо понять те возможности, которые лежат перед человеком и зависят от него. Сперва возможность осознается, потом применяется в жизни. Осознание близко к овладению и, во всяком случае, предшествует ему. Радоваться можно радостью духа без всяких к тому внешних причин. Реакция порождается волею и сознанием. На снегу йог вызывает жар сердца и побеждает холод, или держит раскаленный уголь на ладони, побеждая жар, или идет по пылающим угольям. Лаборатория человеческой сущности производит реакции своими средствами. Ее мощь столь велика, что может останавливать ветры, землетрясения и другие стихийные бедствия. И повелитель стихий, будучи человеком, тоже когда-то начал с малых явлений, постепенно умножая свою огненную мощь. Подчинение воле малых по виду явлений результаты имеет великие. И когда-то надо начать и вступить на путь, ведущий к вершинам власти над материей. Эта материя во всех видах имеется в микрокосме человеческом, с нее и следует начинать. Многие ощущения в организме вызываются распущенностью и недисциплинированностью сознания. Распущенности надо противопоставить подобранность и собранность и внешнюю, и внутреннюю. На тысячах мелочей можно учиться этой собранности воли. Никогда и ни перед кем нельзя себя распускать. Нельзя уявлять слабость свою перед людьми, ибо этою мерою мерить они вас и будут, накладывая ее рамки на выражение вас при соприкосновении с ними и тем ограничивая и умаляя вас вашим же прошлым неосторожным выражением своей слабости перед ними. Хотя бы в целях самоохранения следует подумать о том, что являть людям слабость свою недопустимо. Даже высокие духи удалялись от людей в пустыню и уединение, когда надо было обновить силы. Но если это невозможно, то надо крепко замкнуться в цитадели духа, внутри, и внутрь никого не пускать, ибо слабости люди не прощают, ни далекие, ни близкие. Можно быть только сильным. Помните это, когда тяжело.

Грани Агни Йоги. 1955 г. 381.


Где же и в чем же будем искать забвения от горечи жизни? В вине? В людях? В удовольствиях и развлечениях? В труде? В наркотиках? В сне? Нет, только в Близости Владыки. Изменит всё, и всё имеет свою обратную сторону. Но неизменяем Владыка, и слово Его – как базальтовая скала. Неизменно слово Владыки. Можно опереться на речение Его. Можно! Можно положить слово Его в основание жизни. На Мне заложивший основу жизни своей преуспеет. Смотрите, как изменчиво все. Смотрите на калейдоскоп жизни! Но ищите во Мне. И ты, во Мне Свет нашедший, разве уже не убедился на жизни своей, что неиссякаемо слово Владыки. Вот каждодневно входишь в Общение со Мной и черпаешь мудрость Мою по мере сил своих, возможностей своих и вмещения. Многий вместити да вместит. Истинно, через Меня касаешься неисчерпаемого источника знания. И если хочешь знать еще больше, еще глубже, принеси, и всякий раз приноси сосуды большей вместимости, ибо малый сосуд вмещения сознания переполнится быстро. Ведь знание притекает по созвучию, и количество его определяется способностью вместить. Ограничения не во Мне, но в пришедшем. Многие приходят, и все получают, и каждый – по соответствию. Сознание синтетическое получает всю широту понимания жизни, ее явлений. Но глубина зависит от сознания. Сетуют на Меня за то, что, по их мнению, мало получение. Но вы, сетующие, почему приносите мало? По зову и отклик. По силе устремления и получение. По глубине обращения и ответ. Размеры духовного даяния нормируются законом, и закон этот гласит: воздастся вам мерою полною, утрясенною, нагнетенной и переполненной. Но принесите сперва силу обращения, соответствующую желанию вашему получить дары духа. И даже Камень, который Я Могу дать избранному, одарит его силой чудесной. Вы, взыскующие Света, о чем ваша печаль, когда сокровищница космического знания становится для вас доступной? Учитель Подтверждает возможности ваши на жизни каждого дня. Учитель заботливо Ведет, утверждая пошатнувшееся качество. Четкость обращения и зова такой же приносит отклик. Если ответ неясен, значит, отсутствовала четкость, определенность и оформленность мысли при вопросе. Сын Мой, что, достиг предела любви и преданности Учителю? Или что, устремление твое полноценно и огненно? Или не полагаешь ли, что частичная отдача себя в определенные часы утра и вечера, да и то неполная и несовершенная, является верхом достижений? Конечно, даже мало принесший получает. Принесший больше – больше получит. Но сколько же получит принесший всего себя без остатка? Так жертва принесенная, жертва самоотдания себя Владыке вознаграждается тысячекратно. И даже не вознаграждение это, но простое следствие действия могучих духовных законов. Потому Говорю: в размере желания вашего получить принесите устремление огненное. Время жатвы приближается, жатвы великой планетной, когда каждый дух будет иметь перед собою возможности небывалые. И ныне время жатвы приходит. И проснувшиеся уже пожинают. Явите же время, достаточное для обращения и для получения, явите вы, которые видят и слышат.

Грани Агни Йоги. 1955 г. 382. (Июль 18).


А Я Говорю: «Радуйтесь, дети». Темный плат еще распростерт над Землею. Еще не настал день. Еще сердцу тяжко во тьме. Еще не пробил Час. Но Я Говорю: «Радуйтесь». Явите понимание будущему в беспросветности настоящего. Явите понимание мощи духа, когда вопреки очевидности он силу имеет утвердить радость понимания грядущего счастья. Когда Говорю «Радуйтесь», Хочу, чтобы не внешняя тьма, но внутреннее пламя победило прибой волн материального мира. Хочу, чтобы дух господствовал над внешнею тьмой, и Хочу, чтобы сознание приобщилось к радости высшей, которая поверх Земли и земного. Потому в День Мой Говорю о радости. Тускло кругом, но дух провидит сквозь мглу настоящего в Свет будущего. Вызвать в себе ощущение радости и утвердить его будет победой над тьмою. Во Мне и со Мною ищите утверждения радости. Не пытайтесь найти ее в чем-то земном и за него ухватиться. Радость Моя не от мира сего. Радость Моя поверх земного. Просто в духе ее утверждайте волею, ибо Я Говорю: «Радуйтесь, дети». День Мой да будет днем радости. В микрокосме своем ее породите, ибо можно вызвать в себе любое чувство и ощущение. Ведь это и будет проявлением власти над оковами обычности, связавшими душу. «Радуюсь, ибо со мной Ты, Владыко! Радуюсь, ибо хочу! Радуюсь, ибо темно вокруг и зарницы будущего, сверкнув, делают мрак еще более беспросветным». Но близко, близко время Мое, потому радуйтесь, дети. И радость ваша да будет от духа и в духе. Зажечь огонь радости в груди по воле своей без всяких внешних причин и поводов может лишь сильное сердце. Люди идут на поводу у жизни, как рабочие лошади, но сильный дух повод берет в свои руки и сам садится на коня. Радость о Высшем самая надежная и прочная. Может человек самовольно вызывать в себе желаемые ощущения и жить, питаясь их светом. Это будет также и приуготовлением к Миру Тонкому, где люди живут не внешним, но внутренним миром, состояния и настроенность которого по созвучию определяют и обуславливают и внешнее окружение. Поэтому работа над собою в этом направлении и нужна, и полезна. Свой внутренний мир можно украсить чувствами и мыслями по желанию своему, и когда вовне особенно тяжко, жить в нем, отрешаясь от внешних воздействий. Многие отшельники искали этого внутреннего уединения. Но теперь время особое. От жизни бежать нельзя, но отдохнуть, удалившись во внутренний мир, можно. Чтобы это было доступным, внутренний мир должен быть приведен в состояние гармонической согласованности. Погрузиться в мир хаотических чувств и переживаний не будет отдыхом для духа. Когда Заповедую радость, Хочу указать на ту ноту, на которой настраивается арфа духа. Пусть радость ваша о Владыке, и о Высшем, и о будущем будет совершенна. Я Победил мир единым началом духа. Учу вас стать победителями жизни. К тому Указую пути.

Грани Агни Йоги. 1955 г. 383. (Июль 19).


Радуюсь, потому что причин для радости нет никаких. Радуюсь, потому что темно вокруг. Радуюсь, потому что нерадостно окружающее. Радуюсь, потому что хочу, ибо хочу утвердить радость вопреки вибрациям плотной среды, ибо ее волны хочу преодолеть волною своею, ибо хочу силу духа поставить над плотью.

Грани Агни Йоги. 1955 г. 384.


Конечно, дела планетные в центре внимания Учителя. Совещание будет переломом в истории народов. Результаты скажутся тотчас же, порождая за собой новые. Предположения правильны: облегчится все и всем. Участники подготовлены Нами. Следствия потекут по каналам, намеченным Рукою Ведущей. Все сложится лучше лучшего. Космические сроки благоприятствуют успеху. Решено все, но Нами. Они явятся лишь исполнителями Высших велений. Трудность в том, что рукою человеческою должно совершаться течение событий. Будет, будет мир на Земле. Будут сдвиги огромные. Обещанному быть надлежит, ибо сроки приблизились небывало.

Грани Агни Йоги. 1955 г. 385. (Июль 20).


Даю возможности. Они или принимаются, или отвергаются. Упущенное не повторяется. Каждая даваемая возможность требует к себе бережного и заботливого отношения. Не обманывайтесь легкостью ее кажущейся. Сколько трудов и усилий было когда-то вложено в нее. Надо понимать, что даром ничего не дается, а также и то, что возможное для одного совершенно невозможно и немыслимо для другого, не достигшего той же ступени. Оберегите возможности даваемые.

Грани Агни Йоги. 1955 г. 386.


Конечно, ничто не может препятствовать сознанию продвигаться, кроме его самого. Сила или слабость препятствий определяется не ими, а сознанием. Слабое спотыкается на малом, сильному и большие препятствия кажутся легкими. Сильный поднимает тяжесть, непосильную для другого. Относительна и условна сила препятствий противодействующих. Она определяется силою духа. Силу или слабость свою дух уявляет перед ними. Каждое служит определителем силы духа. Но таких препятствий, которые могут остановить продвижение духа, не существует, если того хочет дух. Все дело в нем, но не в препятствиях. Лучше и проще прямо сказать себе: хочу или не хочу, вместо того чтобы сваливать вину с себя на бездушные обстоятельства. Ведь сущность преодоления заключается совсем не в том, чтобы сдвинуть гору, чего не может сделать человек, а в том, чтобы духом над нею подняться и следовать дальше, то есть в том, чтобы не останавливаться ни перед чем. Гора останется позади, а дух, способный подниматься над земным и Землею, будет следовать к цели далекой своей, даже если позади придется оставить целую планету и все, что на ней. Потому знайте, что сильного ничто не остановит. Он знает свой путь. Его можно назвать звездным путем, ибо, пролегая по Земле, он лежит над Землею. Зову ввысь путями надземными, по Земле пролегающими. Зову к звездам. Наш путь далекий, и малая планета со всеми своими притяжениями, обольщениями и горами не удержит нас. Прахом распадаются горы земные, но дух остается – победитель Земли, к Беспредельности устремленный.

Грани Агни Йоги. 1955 г. 387. (Июль 21).


Друг Мой, нет ничего на Земле, на что можно было бы променять свободу духа. Люди этого не знают и часто свободу свою отдают в обмен на блага земные. Но самое захватывающее явление становится обыденным, если повторяется: нервы ко всему привыкают. И пища обильная и богатая, и одежда, и все удобства жизни становятся столь привычными, что в конечном итоге и богатый, и бедный одинаково начинают тяготиться жизнью, если дальше внешних условий их интересы не идут. Даже самая яркая и сильная любовь человеческая или страсть тускнеют и становятся обыденностью. К ней тоже привыкают, как к старым туфлям. Променять на эти бирюльки свободу духа с тем, чтобы они потускнели и утратили свою привлекательность – нецелесообразно. Не стоит гоняться за изменчивыми призраками. Лишь творческий труд не обманет, но и то лишь при условии, если плоды его не считать своими и к ним не привязывать сознание. Хорош труд для блага людей, но неблагодарен и личных плодов не приносит. Хорошо опереться на силу внутри и идти через жизнь в духе. Хорошо отделить внешнее, малое и короткое, от большого и вечного внутри. Хорошо сказать себе: «Беру, что дает жизнь, но мне ничего не надо. А то, что надо, все лишь пока, пока в теле». Но дух – не тело. Многие полагают все свое вовне. Достояние непрочное и скоропреходящее. Бесплодна погоня за ним, ибо не даст удовлетворения прочного. Вот почему многие тяготятся жизнью. Где же счастливые люди? Стремление к счастью касается, но синяя птица его из рук человеческих ускользает. И даже путь мудрости не дает счастья. Счастья нет на Земле. Но если его нет на Земле, искать его надо в Надземном. Нельзя связывать счастье с тем, что сегодня есть и что завтра уходит. Потому обращается взор в Надземное. Много печали во многом знании. Знание Высшее приводит к самадхи, состоянию блаженства, или счастья достигнутого, того счастья, которого нет на Земле, но которое достижимо в духе, когда все земное оставлено позади. Таков путь духа.

Грани Агни Йоги. 1955 г. 388.


Для духа иллюзия пространства – наитруднейшая. Она для тела, ибо оно трехмерно. Но ведь дух над телом, как вершина над землей. Близость Учителя – в духе. И если дух далек от Него, как же можно утвердить Близость? Дух приближается сам, и сам же отдаляется. Лучше без этих зигзаг. Лучше духом быть всегда близко. Зависит это от огня сердца. И если огни потухают, неизбежным становится отдаление. Много способов изобрели люди, чтобы удержаться в Высшем. Но без сердечных огней все они бессильны. А когда сердце горит, то не нужны никакие искусственные меры. Безыскусственна лишь одна любовь. Ею и старайтесь приблизиться. Без любви к Учителю Близости быть не может.




Агни ЙогаКосмические легенды ВостокаВы можете купить полное Учение Живой Этики (в 16 томах)
или небольшую книгу С.В. Стульгинскиса "Космические легенды Востока",
в которой в форме легенд изложены основные положения Учения.

Степан Викентьевич Стульгинскис принадлежит к первому, довоенному поколению рериховцев, которые первыми восприняли идеи Учения Живой Этики. Читателям его имя также известно по труду «Введение в Агни Йогу».