Урусвати знает радость преуспеяния. Светла такая радость, но ещё светоноснее духовная радость. Люди не имеют точного названия для радости духовной, но ближе всего назвать её огненной радостью. При воздействии радости духовной мы учуем огненность всей природы, такое понимание легче всего возносит нас к Миру Надземному.
Истинно, там можно понять, насколько благодатна радость огненная; она как бы расширяет сознание, и все лучшие накопления собираются к магниту огненному. Сущность человека обновляется, и так называемый ветхий человек сгорает. Нужно понять, насколько такое обновление необходимо не только в Надземном Мире, но и в земной жизни. При этом можно достичь восторга в самой обыденной обстановке.
Можно спросить Урусвати, как она постигла? Как волна этой радости наполняла дух и открывала общение с Высшими Мирами? Урусвати может подтвердить, насколько непригодны уныние и раздражение. Не легко среди земных волнений уберечься от печальных спутников, но восторг духовный сожигает тело.
Невозможно сравнить напряжение огненное с гневом или раздражением. Все преграды падают перед огненным восторгом. Каждый может приобщиться к Свету, но для этого, прежде всего, нужно желать Свет.
Мыслитель постоянно обращался к ученикам: «Будем радостны, будем светоносны».
Урусвати знает «огненный лотос». В древних рукописях можно найти сравнение человека с цветущим садом; такое сопоставление имеет научную основу. Действительно, когда центры человека излучают свечение, они подобны различным чудесным цветам. Одно сердце представляет целый цветник, ибо многие центры горят самыми различными светами. Но не следует думать, что такое праздничное освещение часто возможно.
Обычно принято принимать в соображение лишь некоторые главные центры, между тем несправедливо называть их главными. Кроме них человек может светиться многими другими, не менее важными центрами. Излучение человека состоит из сочетания разных свечений, которые дают сложный общий тон.
Также не следует думать, что если не весь сад светится, то это уже нехорошо. Некоторые сердечные центры вспыхивают лишь при сообщении с Надземным Миром; такие центры называются путниками в Надземный Мир. Не следует понимать, что мозговые центры могут светиться зараз. Наоборот, мышление нормальное ограничивается лишь особыми группами центров, и не полезно, если бы центры вспыхнули сразу. Лишь при высоком экстазе можно заметить гармоническое свечение всех центров, но такое напряжение не может быть часто, иначе сгорит тело.
Мыслитель говорил: «Цените человека, как сад божественный».
Урусвати знает огненность всего сущего. Наука, изучая нервную систему, неминуемо встретится с излучениями человека; она утвердит огненное начало, проникающее всё.
Много говорят об аурах, но совершенно не понимают причины и следствия их. Не скоро наука поймёт, почему излучения иногда назывались знаменем человека. Для понимания такого определения нужно знать и условия Надземного Мира. Человек несёт своё знамя, когда живёт в Надземном Мире, он не может скрыть свой свет. И не удивительно, что он может оказаться мощным магнитом или предметом отвращения. Именно земная жизнь может создать последствия неизгладимые; тем скорее должны подумать люди о качестве своего излучения. Каждое добротворчество уже улучшает излучение. Люди могут помочь себе, помогая ближнему.
Урусвати также знает, что современная Йога — связь с Высшим — должна осуществляться среди обыденной жизни. Не уход от жизни, но претворение её заповедано. Огненная сущность есть магнит сердца. Именно сердце может отворить вход в Высшие Миры. Не нужно особых истязаний. Любовь, труд и красота доступны всем, в любом состоянии. Нужно утвердить жизнь на этих основах. Нужно детям разъяснить, насколько они кузнецы своего счастья. Пусть воспитание идёт впереди образования. Тонкие энергии представляют чудесную, многострунную арфу.
Урусвати знает красоту Надземного Мира. Скажут: «Как же быть, когда некоторые слои Надземного Мира обезображены невежеством обитателей? Каждый новоприбывающий не сможет проникнуть выше таких омрачённых слоёв?»
Отвечайте: «Каждый, неотягощённый проступками против нравственности, может пролететь слои омрачённые и достичь сферу Гармонии».
Люди несут в себе мощные крылья, зовимые волею, но не нужно думать, что такая воля может образоваться самосильно, — её нужно воспитывать, как ценный цветок. И не знает человек, когда расцветёт «огненный Лотос». Иногда самое бытовое состояние не воспрепятствует чудесному расцвету, так человек может приготовиться к полёту самому важному. Он сумеет миновать омрачённые слои, почти не замечая безобразия невежества. Человек может подняться, куда привлечёт его магнит ведущий.
В древних посвящениях ученик должен был пройти помещение, наполненное самыми ужасными образами. Ученик должен был идти с открытыми глазами, но от него зависело не замечать окружающих ужасов, такое испытание воли предшествовало вступлению в Чертог Красоты. Подобное испытание происходит при вступлении в Мир Надземный. Пусть путник запасётся волею и сумеет напрячь мысль к конечному совершенству.
Мыслитель говорил: «Сумейте пролететь выше всех преград».
Урусвати знает делимость психической энергии. Если огонь может, не иссякая, возжечь множество светильников, также посылки психической энергии могут коснуться множества сердец. При этом нужно понять одно замечательное явление, редко отмеченное, — посылки доходят в неизменной сущности своей, но подробности и способы выражения могут быть как бы изменены, в зависимости от индивидуальности получающего; отсюда происходили иногда недоразумения о кажущихся противоречиях.
Но исследователь мог бы сопоставить ряд психических посылок и убедиться, что сущность их нерушима, хотя способы выражения могут колебаться. Такое явление доказывает огненную природу психической энергии. Она вызывает из состояния получающего наиболее близкие ему выражения, — так подтверждается разумное, огненное основание энергии всеначальной.
При психических посылках следует иметь в виду, что они могут коснуться существ совсем неожиданных, как желательных, так и нежелательных. Такое соображение учит осторожности, потому опытный деятель знает, как обуздать своё мышление, если оно может оказаться для чего-то вредным.
Явление психического обмена широко развито, как в земном, так и в Надземном Мире. Часто люди мыслят настолько слабо, что вместо чёткой посылки получается лишь ядовитая муть.
Мыслитель говорил: «Пошлём мысль чёткую и чистую. Она не принесёт вреда на пути своём».
Урусвати знает древний завет о лёгкой Карме. Человек, во время многих земных странствий, накопляет тяжкий груз причин, порождающих следствия неизбежные. Не следует полагать, что груз Кармы слагается лишь из отвратительных преступлений. Он постепенно нарастает из действий лености, грубости, неблагодарности и многих черт невежества, но за всё придётся заплатить, и такая плата неизбежна.
Но завет говорит о лёгкой Карме, — что же это значит? Свободная, добрая воля может умягчить суровость кармы. Но для этого человек в земной жизни должен уже признать, что за ним может волочиться длинный хвост неизжитых преступлений. Человек может, в силу такого осознания, терпеливо переносить невзгоды и может своей волей даже уменьшить их, так слагается лёгкая Карма.
Там, где невежда должен заплатить суровую мзду, там расширенное сознание поможет внести лёгкую плату. Таким образом, человек, расширяя сознание, помогает себе облегчить путь.
Завет лёгкой Кармы относится как к земной жизни, так и к Надземной. И среди Тонкого Мира человек может познать, за что платит он, и может удивиться, что ярые действия его оценены не по его разумению. Малое действие иногда ценится дороже; так пусть сердце человека поможет распознать.
Мыслитель говорил: «Счастье в том, что нам дана возможность самим назначить плату за труды».
Урусвати знает мощь глубокого вздоха. Мы уже указывали на пользу правильного дыхания, этому предмету посвящено немало исследований, но в «Надземном» следует указать на одно значительное обстоятельство. Деятели разных областей, когда чувствуют утомление, они прерывают труд или речь глубоким вздохом и получают как бы прилив новых сил. Они, в большинстве случаев, поступают так по интуиции и не отдают себе отчёта в происходящем процессе. Можно представить себе, насколько такой процесс усилился бы, если происходило бы сознательное действие.
Потому нужно запомнить, что такой обновляющий вздох называется надземным, ибо в нём труженик призывает Высшие Силы. Пусть труженик поймёт, что для улучшения следствий нужно сознательно обратиться к Надземному Миру и утвердить внутреннюю связь с Резервуаром всего Сущего.
Также замечено, что некоторые деятели при вздохе закрывают глаза, и такая интуиция правильна, она ведёт к наибольшему сосредоточению, и Мы уже говорили, что озарение может быть мгновенно. Таким образом, получается как бы краткая Пранаяма, с тою разницею, что она происходит при всех и нисколько не умаляется от посторонних.
Также замечено, что надземный вздох бывает единым, без повторений, и такое обстоятельство имеет значение, ибо лишь в едином вздохе можно призвать мощь энергии. При повторении получается одышка, которая повредит труду.
Урусвати знает мощь огненного глаза. Пусть называют такое проявление энергии магнетизмом, гипнотизмом, месмеризмом или, по-древнему, очарованием и священным сном, но в основе оно будет огненным проявлением всеначальной энергии, данной каждому существу в разных пределах.
Но почему одни люди легко применяют её, но другие уверяют, что они совершенно её лишены? Таким утверждением они сами усыпляют священный дар свой. Они полагают, что глаз дан, только чтобы видеть, но забывают, что каждый взор есть посылка энергии. Кроме того, они не хотят знать, что огненная мощь вспыхивает при осознании полной реальности её.
Люди ищут высшую связь при постоянном произнесении мантрама, сперва словесного, потом мысленного. Но они забывают самую мощную связь через огонь сердца, лишь такое озарение не нуждается в словах и мыслях. Оно живёт в огненном сердце, и ничто не прервёт священную связь.
Такая реальность есть основа Истины, и человек может самосильно развивать такую несказуемую мощь. Для него каждый взор будет посылкой и явлением доброй воли. Пусть для таких естественных познаваний требуется некоторое время, но каждое психическое завоевание неотъемлемо как в земном, так и в Надземном Мире.
Утончённое сознание само расширяется, и человек познает, что можно видеть как открытыми, так и закрытыми глазами. Посылки огненные не имеют преград. Конечно, человек может сознательно усилить взор или потушить его в зависимости от следствий желательных; так носит каждый человек своё огненное сокровище. Нужно надеяться, что наука займётся изучением психической энергии.
Мыслитель говорил: «Не слова, не мысли, но огонь сердца озарит путь странника».
Урусвати знает мощь терпения. Многие ценные человеческие качества теряют основной смысл, ибо лишены осознания Надземного Мира. Представьте себе двуногого, который в припадке невежества отрицает великую Надземную Реальность. Какое будет его терпение, и ради чего? Какая будет его преданность, — кому и чему? Какая будет соизмеримость, — с чем? Какая будет терпимость, — ради чего? Какая будет радость, — о чём? Какая будет утончённость, ради чего? Какое будет распознавание, — в сравнении с чем? Какое будет самоусовершенствование, если горизонт закрыт? — Так можно перечислять лучшие качества, и они будут умалены земными пределами.
Люди мечтают о сношении с дальними планетами, но забывают, что им дана возможность сноситься с Надземным Миром. Каждый может углублять свою способность познавания Надземного Мира. Каждый, не удаляясь от земного труда, может прикоснуться к Надземному Творчеству.
Мы должны усердно советовать учёным обратиться к изучению Надземного Мира; в разных степенях исследователь может уловить психические сношения с Надземными сферами.
Может быть, правильно назвать жителей Надземных Сфер не духами, но именно обитателями. Такая материальная наука легче примирится с изучением Надземных Сфер. Следствия таких изучений особенно неотложны теперь, когда Армагеддон проникает во все сферы и необычные проявления существуют всюду.
Мыслитель утверждал: «Когда скала крепка, тогда башня будет прочна».
Урусвати знает мощь сердца. Уже в глубокой древности люди осознавали не только телесную, но и духовную мощь сердца. Самые сильные молитвы возносились из сердца, но затем, в веках, духовное значение сердца было умалено и оно было сведено на положение физического органа. Но скоро внимание людей было привлечено мозгом, и тем сердце было отнесено к вспомогательным органам. Люди забыли, что сердце есть сеятель, а мозг есть пахарь и жнец. Никто не будет ждать урожая от незасеянного поля, так и сердце не даст надземных семян, если сознание утеряло понимание Надземного Мира. Можно понять, что самая высокая мощь не проявится, если человек не вызовет её сознательно.
Явление значения сердца должно возрасти в ближайшем будущем; не только изучение мозга, но и познание всех качеств сердечной деятельности. Мы не ограничиваем изучение сердца только со стороны психической энергии. Пусть наука многообразно подойдёт к широкому пониманию. Конечно, вся мозговая деятельность, вся нервная система, все выделения желёз будут изучаться, как каналы родника — сердца.
Ничто не должно быть умалено, но человек пусть помнит, в чём сосредоточие его бытия. Не упустим научных достижений различных народов, как древних, так и современных. Не нужно яро презирать старинные постижения, ибо в них можно найти проблески истины.
Урусвати знает мощь равновесия. В разные века люди называли равновесие — «Срединный Путь», «Золотой Путь», «Весы Мудрости», «Великий Ритм», «Надземное Дыхание».
В то же время невежды уверяли, что равновесие есть не что иное, как равнодушие. Впрочем, даже понятие Нирваны не избегло различных злотолкований. Люди не умели понять, что Нирвана есть высшее гармоничное напряжение; такая же судьба и ложного толкования равновесия. Между тем именно теперь мир нуждается в Весах Мудрости.
Нужно признать, что ярая ненависть может опрокинуть корабль человечества. Нужен мудрый Кормчий не только в земном мире, но и в Надземном. Но откуда же придёт понимание равновесия, если в школах не будет изучаться наука мышления? Дети должны уметь распознавать, где требуется равновесие и его сестра — справедливость.
Напрасно люди полагают, что справедливость есть понятие условное, — у каждого своя справедливость и своё добро — такое заблуждение может причинить непоправимый вред. Справедливость и добро являются понятиями неопределёнными, но нужно заглянуть в сущность сознания, чтобы почуять нерушимые Основы Бытия.
Можно заглянуть в глубины сердца лишь при истинном равновесии. Оно не будет так называемым спокойствием, ибо равновесие есть прозрение и напряжение всех энергий. Так не забудем равновесие, как верный мост к Миру Надземному.
Мыслитель советовал: «Сотките крылья равновесия, тогда не упадёте в бездну».
Урусвати знает мощь наблюдательности. Много раз Мы утверждали великое значение расширения сознания. Некоторые полагают, что это высшее качество есть нечто недостижимое и сверхъестественное, но они ошибаются. Расширение сознания есть качество естественное, как и всё в жизни земной и надземной.
Много нужно понять простых достижений, чтобы распознать пособников к углублению сознания. Рассмотрим ещё раз наших скромных помощников, среди них будет крупным достижением воспитание наблюдательности. Именно нужно воспитывать и развивать зоркость наблюдательности.
Лишь немногие приносят из Надземного Мира наблюдательность. Обычно зачатки её должны быть упорно развиваемы на самых обыденных предметах. Не нужно, чтобы лишь учитель в школе развивал наблюдательность. Можно самому понять ценность такого качества, открывающего путь земной и надземный.
Малыш может усвоить, что ненаблюдательный человек подобен слепому и глухому. Он не может воспринять высших проявлений. Он коснеет в заклятом круге предубеждений. Он не может ускорить продвижения и остаётся как протухший водоём. Так может ли такой учитель распознавать впечатления Надземного Мира? Может ли он увидеть чудесные проявления земной Природы? Только ревностное воспитание наблюдательности может преобразить даже самый обыденный быт.
«Помогите слепым прозреть» — так советовал Мыслитель.
Урусвати знает мощь бдительности. Вам известно глубокое значение наблюдательности. Но как может образоваться наблюдательность без бдительности, без постоянной настороженности? Такие качества не приходят мгновенно, их нужно воспитывать, и чем сознательнее будет такое образование, тем скорее утвердится дозор несменный. При этом следует запомнить, что никакое качество не приходит насильственно. Необходимо свободно полюбить приобретение ступеней восхождения, только такое любовное завоевание приведёт к открытым Вратам.
Также пусть исследователи запомнят, что каждый их труд нужен и для Надземного Мира. Как жалок путник в обширных надземных областях, лишённый наблюдательности и не умеющий применить бдительности! Мимо него проходят лучшие встречи. Нужно знать, что в Надземном Мире никто не будет принуждать путника. Он должен почуять, где вибрация, сходная с ним. Он не потеряется среди разнородных ритмов, но внимательно устремится к наиболее близкому ему, — так из самых простых земных познаний образуются сокровища надземные.
Мы особенно заботимся, чтобы люди не отрывались от земных назначений, но в каждой из земных подробностей узнавали сокровище высшее.
Мыслитель говорил: «В капле росы отражается всё Мироздание».
Урусвати знает мощь радости. Каждая добрая радость, даже самая обыденная, повышает вибрации. Так можно уследить, насколько оказывается сильнее радостный человек.
Но особенно мощна радость, основанная на осознании Надземного Мира. Нужно понять, что такое осознание не значит, что человек должен постоянно в словах думать о Надземном Мире. Необходимо, чтобы сознание настолько сроднилось с сознанием надземным, чтобы ярое сердце не могло жить иначе.
У людей неопытных служит препятствием их насилие над сознанием, ибо нельзя насильно заставить сознание приобщиться к Надземному; только постепенно можно внедрить в сознание приобщение к закону Тонкого Мира.
Пусть учитель сумеет от первых лет сообщить учащемуся о мощи тонких энергий. Пусть учитель начнёт любым путём приобщать молодых. Кому ближе астрономия, кому ближе космография, — пусть начнут изучать её. Все науки могут устремить к Наивысшему. Только смущённое мышление может преградить познание. Потому учитесь мыслить; познавайте радость мышления; успевайте среди любой жизни устремляться к океану радости.
Мыслитель указывал, что радость по силе равна любви.
Урусвати знает мощь тишины. Сказано: «Тишина сильнее грома; тишина звончее трубного гласа; тишина есть мост к Надземному». О какой же тишине говорится?
Для начинающих требуется тишина внешняя; каждый звук, даже самый ничтожный, может потрясти и причинить боль. Но для познавшего нужна тишина внутренняя; для него открыто ухо в Мир Надземный. Он пребудет в тишине нерушимой, но такое достижение не может снизойти немедленно.
Ухо духовное должно открыться вне земных условий. Такой испытатель овладевает проводом Надземным и может пользоваться им во всякое время, и ничто не может помешать ему приобщиться к Высшему ритму.
Невежды не поймут, где граница тишины внешней и внутренней. Также ложно толкуют они о великом качестве спокойствия; для них оно граничит с безучастием и беспечностью. Но истинное спокойствие почерпается из глубин тишины внутренней. Оно живёт на доверии, основанном на знании. Ничто не разрушит такой твердыни тишины внутренней и не поколеблет спокойствия; так можно навсегда избежать сомнения. Такую дрожащую ехидну раздавит величие спокойствия. Ничто не может вооружить лучше путника в Мир Надземный, нежели спокойствие. Только им путник найдёт доброжелательство при всех надземных встречах.
Урусвати знает мощь победы. Пусть будет добрая победа, при ней прекрасно возжигаются огни сердца. Чем меньше проявления самости, тем светлее будут огни.
Скажут: «Не всякому суждено одерживать победу». — Нет, друзья, именно каждый может одержать славную победу. Не на одних полях сражения творится победа. Каждый может преодолевать свои привычки и тем возжигать огни сердца. Преодоление привычек в древности называлось открытием Врат Надземных. Истинно, в путях Надземных особенно могут вредить земные привычки. Даже невинные привычки могут создавать культ рабства.
Свободный человек будет не скован привычками. Он сумеет примениться к любым условиям и не будет сожалеть о дне вчерашнем, ибо он свободно победил преграды. Человек сам настроил нагромождения мелких привычек и не замечает, как он порабощён именно самыми мелкими привычками и предрассудками. Можно ли спешить в Надземный Мир при таких оковах? Можно ли свободно и дружелюбно встречать новых соседей, когда человек поглощён вчерашними отбросами? Нужно признать, что большинство мелких привычек является сором жизни. Победитель не будет мечтать о прежнем бытии. Он свободно устремится к новому созиданию.
Мыслитель говорил: «Приди, победа, и освободи от ржавых оков».
Урусвати знает мощь благодарности. Мы уже указывали на великое значение чувства благодарности, но человечество не воспринимает смысла такого двигателя, потому повторим о пользе благодарности.
Нужно понять, что главное воздействие бывает не столько на получающего, сколько на воздающего. Прекрасные огни сердца возгораются, когда зарождается чувство благодарности; такие огни светят не только в жизни земной, но и в Мире Надземном. Потому осознание благодарности есть возбуждение лучших вибраций.
Можно делить человечество на живых и мёртвых, и лишённые чувства благодарности будут уже заживо погребёнными. Так нужно от детского возраста учить пользе благодарности не только на языке, но и в сердце, так возгораются мощные огни.
Явление света необходимо в Мире Надземном, и луч благодарности осветит путь наравне с лучом любви. Поистине, благодарность близка любви, и сотрудничество зарождается в этот благостный миг. Человек имеет много причин воздать благодарность. И праздник Духа просияет в чувстве чистого возношения.
Мыслитель сказал: «Учитель, научи меня благодарности к близким и далёким, к видимым и невидимым».
Урусвати знает мощь творчества. Не будем повторять о ценности проявления физического творчества, оно достаточно утверждено в пределах эволюции, но люди недостаточно понимают явление творчества психического.
Люди скажут: «Нам не дано сделаться творцами», — но в то же время они, сами не замечая, прекрасно творят психически, и такое творчество необходимо для продвижения в Надземном Мире, потому утверждали Мы искусство мечты. Оно способствует преуспеянию в высших областях.
Но мечта не должна быть вредоносной; она не должна служить самости. Она не должна способствовать безобразию и жестокости.
Пусть мечта будет прекрасной. Пусть она творит лучшее будущее человечества. Пусть она создаёт героические образы. Пусть она проникает в высшие, Надземные Области. Пусть она служит к познанию Высших Существ, — только такое качество будет плодоносным. Оно не только утвердит сознание творца, но и создаст драгоценную вибрацию на пользу общую.
Так каждый мыслящий может приобщиться к великому мировому творчеству. Даже малый сотрудник может создать радужный мост к Миру Надземному.
Мыслитель утверждал: «Творите в сердце и наполняйте мир прекрасными созвучиями».
Урусвати знает мощь благожелательства, — древний завет, непонятый и злоистолкованный. Люди говорят: «Где же благожелательство, когда человек человеку враг?»
Не нужно забывать, как часто Мы осуждали воинствующее зло и призывали к обороне добра, но свободная воля должна подсказать, где оборона и где нападение. Люди, познавшие оборону, поймут, где она противоречит благожелательству.
Прежде всего, человек благожелателен всему человечеству. Он понимает, что вредители будут прискорбными исключениями, но сущность человечества добрая; только в таком сознании можно приготовить себя к Миру Надземному. Нигде не предстоит столько встреч, как в Мире Надземном, и доспех благожелательства будет самым надёжным. Но к такому явлению следует подготовляться и в сердце, и в мозгу.
Скоро будут фотографировать мысли благожелательства и зложелательства, тогда врач выскажет своё медицинское, научное заключение и укажет, что полезнее для организма человеческого.
Пусть люди мыслят путём истинной науки. Если сердце ещё не сможет подсказать, где истина, то научные выводы помогут человечеству приблизиться к путям Надземным. Неминуемое должно быть освещено всеми огнями.
Мыслитель говорил: «Учитель, научи меня благожелательству».
Урусвати знает мощь победы над прошлым. Люди почитают историка — исследователя истины, но не раба предвзятой идеи. Между тем множества таких рабов затрудняют эволюцию. Даже в быту обыденном прошлое является жестоким тираном.
Рабы прошлого не могут мыслить о будущем и тем пресекают своё продвижение. Но не только в земной жизни происходят такие трагедии, особенно они ужасны в Мире Надземном; там они, рабы прошлого, получают груз всех прошлых существований. Им тяжко под таким грузом, ибо они не умеют разобраться в сложности прошлого. Никто не научил их принять спокойно прошлое и применить его к будущему. Они не знают, что при разумном отношении к прошлому они даже могут облегчить свою карму.
Но земные жители не умеют даже правильно обойтись с каждодневным прошлым. Даже самое малое прошлое оборачивается в жестокое притеснение. Оно мертвит каждое устремление к будущему. Каждая ошибка должна быть новым познанием, но не преградою. Можно приложить к будущему каждое ошибочное преткновение. В жизни много ошибок, они могут превратиться в благо ярое, если они не ослабят отвагу.
Только не будем стонать и обвинять судьбу, которая есть логическое следствие людских деяний. Пусть в школах, среди уроков психологии, будет рассказано о значении прошлого.
Мыслитель говорил: «Пусть победа над прошлым откроет Врата Будущего».
Урусвати знает мощь победы над страхом. Что же есть страх — этот мрачный поработитель человечества? Учёный скажет: «Страх есть спазма вибраций, происходящая от негармонического приближения». Мыслитель напомнит, что страх есть невежество. Можно привести много определений страха. Они подтверждают, что страх лишает человека воли и тем делает его беззащитным. Но самое нужное определение будет, что человек накликает на себя страх, ибо он не осознал Мира Надземного.
Может ли поддаться ужасу человек, знающий закон Надземный? Такой отважный исследователь знает, что человеческое существо нерушимо и самая сильная судорога вибраций может быть преодолена волею. Но и такое напряжение должно быть воспитано. Никто не будет защищён от страха, если он не захочет победить его.
Пусть человек помнит всегда, что негармоничные сочетания могут обессилить его и нужно сознательно прикрыться щитом воли. Уже Мы напоминали о воспитании воли. Не нужно думать, что можно преодолеть дисгармонию лишь обычным спокойствием. Удар предполагает противодействие. Пусть зло вернётся на пославшего его. Мы не будем нуждаться в мече, если можно отбросить вражескую стрелу силою воли.
«Поистине, побеждающий должен быть на бессменном дозоре» — так заповедал Мыслитель.
Урусвати знает мощь победы над самостью. Люди скажут: «Такая борьба непосильна естеству человеческому, даже не знаем, как приступить к такому сражению». — Но каждый вход имеет свой Сезам.
Не считайте себя неслыханными героями, когда начнёте наступление на чудовище самости. Прежде всего, уявите борьбу своему «я» и пробуйте заменить его словом «мы». Можно понять, что такая замена не трудна, особенно если знаете, что каждое действие ваше не может быть единоличным. В каждом труде действует коллектив Земной и Надземный. Никто не может утверждать, что он действует без ярых сотрудников. Только глупцы и невежды не замечают, как складываются их проявления.
Наука утверждает, как мощны надземные токи. Наука уже улавливает мысленные посылки. Во имя науки подобает заменить «я» мощным «мы». Не прав творящий человек, полагая, что его творчество лично. Пусть он подумает о видимых и невидимых сотрудниках. Его труд не умалится, если он окажется достижением соборным. Так и понятие личной собственности легко преображается в нечто коллективное. Человек будет хранителем земных сокровищ, и он придёт в Мир Надземный неотягощённый грузом тяжким.
Мыслитель говорил: «Человек, ты можешь начать борьбу с самостью в любой час твоего существования».
Урусвати знает мощь победы над рабством. Не Говорю о рабовладельчестве, о рабстве, которое уже должно быть искоренено, как позор человечества, укажем на рабство внутреннее.
Человек носит в себе наклонность к самому отвратительному рабству. Человек полон малыми привычками. Не думайте, что эти привычки пагубны лишь в земной жизни, гораздо больше они вредны в Мире Надземном.
Неуклюж и неподвижен такой явленный путник Надземного Мира. Он сам лишил себя восприятий тончайших. Он не умеет отозваться на лучшие зовы. Он не может воспринять тонкие ритмы, ибо он глух и нем, как раб. Учитель не может сообщиться с рабом.
Но нужно помнить, что свобода есть высшая дисциплина, потому нельзя считать свободными тех, кто лишь уявляет беспорядочное смятение. Можно сожалеть таких мнимо свободных, которые только нарушают ценные вибрации. Они не понимают, как протягновенен вред, причиняемый ими пространству. Итак, взвесим, которые привычки подавляют нашу свободную волю? Поймём, что мы можем сделаться строителями и разрушителями. Явите понимание истинной свободы.
Мыслитель указывал: «Не будьте рабами, но явите свободу прекрасную».
Урусвати знает мощь победы над беспечностью. Великий вред — беспечность! Люди пытаются прикрываться самыми уявленными понятиями, лишь бы сохранить себе милую беспечность.
Люди готовы её сравнивать с верою. Они лукаво скажут: «Если имеем веру, остальное приложится», — таким путём люди думают создать себе ленивую беспечность. Люди будут огорчаться, если им скажут, что заповедана озабоченность и постоянное устремление.
Как рассказать людям, что Надземный Мир полон несломимого устремления? Как привести достаточные примеры, во что обращается беспечность в Надземном Мире? Можно привести пример пьяниц, потерявших путь свой. Шатание бессмысленное будет точным сопоставлением.
Могут спросить — как утвердить и понять временное бездумие, которое Нами допускается? Но оно будет обновлением сил, но никак не беспечностью. Люди не понимают, что обновление энергии является непременным условием психического продвижения, но и в миг бездумия человек не утрачивает связи с Руководителем, и сознание его не засыпает, но даже обостряется, готовое к новым восприятиям. Много энергий могут быть или непроходимой стеной, или же быть благословенными крыльями. Пусть высшие энергии найдут человека открытым к восприятию их.
Мыслитель советовал: «Не имейте среди друзей людей беспечных».
Урусвати знает мощь победы над тьмою. Что же в этом нового? Давно сказано о необходимости просвещения. Давно известны излучения человеческие. Давно понято значение расширения сознания, но ещё не было упомянуто, что человек может усилять излучения силою воли. Конечно, нельзя сказать такую особенность начинающим испытателям, иначе они начнут напрягать волю без расширения сознания.
Невозможно забыть о постоянном просвещённом явлении познания, которое называется факелом победы, только тогда человек сумеет усилять свою светоносность приказом воли; такое состояние поможет человеку в Надземном Мире. Он окажется истинным светоносцем. Он поможет себе и окружающим, являя лампаду расширения сознания. Ради усиления священной лампады следует постоянно напоминать себе, как может человек своим трудом возжечь свет неугасимый.
Пусть путник Надземного Мира пошлёт благодарность всем, кто помог ему возжечь спасительный светоч. Но нелегко победить тьму невежества. Не устанем твердить о вреде невежества. Человек не должен думать, что чудовище невежества побеждено. Много работы пахарю на поле знания. Состояние Земли вопиет о болезнях человечества.
Мыслитель утверждал: «Светоносцы, умножайте свой Свет».
Урусвати знает дар равновесия. Человечество в неведении пытается всеми мерами нарушить этот ценный дар. Среди многих вредителей не забудем двух карликов безобразных — уныние и раздражение.
Если они так вредоносны, то почему называть их карликами? Причина проста, ибо каждый, даже малосильный человек, может победить их, если захочет. Поистине, малы причины раздражения и уныния. Каждый может устыдиться, вспомнив о допущенном слабоволии.
Также пожалеет он о грузе, наложенном на себя, на пути к Надземному Миру. Нельзя скинуть груз при переходе в высшие сферы. Особенно могут давить малые накопления, считаемые на Земле пустыми. Как туман, окутывают они омрачённое сознание. Человек с трудом понимает, как неразумно он нарушал ценное равновесие.
Глупцы считают, что равновесие есть нечто холодное, мертвенное. Они не могут понять вибрации напряжённые и ритмы движения восхождения. Но пока они на Земле не осознают вред омрачения их прозрений, они будут шататься в области Надземной. Потому напомним, при каждом случае, о вреде раздражения и уныния.
Мыслитель говорил: «Кто впадает в раздражение и уныние, не может мыслить о Беспредельном».
Урусвати знает дар проницательности. Люди нередко смешивают этот дар с целесообразностью. Спросят — «какая разница между такими близкими понятиями?» — Целесообразность может быть воспитана среди земных условий, но проницательность накопляется во многих жизнях и углубляется в Надземном Мире, такая проницательность помогает в разных случаях.
Человек правильно может распознавать явления с их внешней стороны. Человек чует, где неправильный путь, он не может указать причину такой неправильности, но сердце знает, что нечто должно быть избегнуто. Обычно люди назовут чутьём такое проникновение, и они будут правы, но они должны допустить в сознании существование такого чутья.
Не следует насмехаться над таким инстинктом. Человек может быть неграмотным и, в то же время, уже нести в себе дар проницательности. Обычно считают прозорливость как нечто устремлённое в будущее, но проницательность работает во всей жизни. Она есть помощь настоящему, так будем ценить накопления, собранные во многих жизнях и среди труда в Надземном Мире. Не забудем, что и там нужно трудиться; мысленное творчество вовсе не так легко, как полагают невежды.
Мыслитель утверждал: «Явите проницательность во всей жизни».
Урусвати знает дар делимости внимания. Упорное напряжение воли может усилить внимание одновременно к разным предметам. Не думайте, что такой дар присущ только каким-то гениям. Каждый человек в течение различных существований может развить в себе способность очень остро замечать окружающее и отвечать на разные вопросы. Можно писать нескольким лицам одновременно; можно посылать мысли во все концы мира, потому такое качество называется «преддверием делимости духа».
Но необходимо от школы развивать уявление внимания. Оно нужно для Надземного Мира, иначе путник попадёт в разнообразие новых впечатлений и тем теряет возможность их усвоить. Не воспитав в себе внимательности, человек утопает в волнах неиспытанных вибраций и погружается в хаос.
Не следует думать, что каждый новый житель Надземного Мира немедленно получит Руководителя. Он должен найти в себе возможность понять мысленное руководство. Конечно, язык мысли для всех един, но человек, не устремившийся к мышлению, не может усвоить понимание помощи. Потому Мы говорим — не упустите дни земные для помыслов о Мире Надземном. Только настороженное внимание может приоткрыть многие явления, незаметные для невежд.
Мыслитель советовал каждый день помыслить о жизни будущей и напрячь внимание на дальние миры.
Урусвати знает дар животворения. Человек творит беспрестанно, сознательно или несознательно, действенно или мысленно; в бодрствовании или во сне человек продолжает творить, и в этом исполняет своё назначение.
Человек не может не творить, ибо в таком состоянии он соприкасается с высшими энергиями. Конечно, не будем сравнивать творчество великого мыслителя с творчеством дикаря, — они несравнимы, но всё-таки основная энергия прикоснётся к ним.
При творчестве человек постоянно восходит или нисходит. Можно представить себе аппарат — психограф, он будет отмечать малейшие движения человеческого творчества, получится очень сложная линия. После вспышки героизма может наступить постыдное уныние, или уничтожающий страх, или раздражение, и аппарат покажет падение, но оно может опять повыситься в восторге любви и радости.
Невозможно представить современного человека постоянно восходящим, но в сущности такое постоянное, непрерывное восхождение возможно, не только оно возможно в отдельной личности, но оно может быть общим для целой группы или для человечества. Но такое расширение и объединение сознания пока остаётся мечтою, но каждая мечта уже есть самоприказ, и Великие Силы поспешат на помощь смелому подвижнику.
В Мире Надземном происходит нечто подобное, но земной человек должен помнить о своей ответственности в мировом строительстве. Так для начала запомним, что человек творит беспрестанно.
Мыслитель говорил: «Кто может указать предел человеческого творчества? — Сама Беспредельность есть мерило».
Урусвати знает дар труда. Человечество начинает понимать труд как высшую ценность. Труд считается высшим мерилом, но всё же многие полагают, что труд есть проклятие. Откуда же рождается такое несправедливое суждение? — От непонимания Надземного Мира.
Не хотят люди знать основ Надземной жизни. Они не понимают, что труд является освобождением от самости, иначе говоря, от самого вредного свойства, мешающего в достижении надземного творчества. Труд высокого качества позволяет человеку вознестись над низменной самостью. Творец, в час истинного вдохновения, не думает о себе. Труженик, стремящийся к лучшему качеству, не будет земным рабом самости. Поэтому дар труда есть освобождение от самости.
Можно мысленно изгнать самость, но многие ли могут так возвышенно мыслить? Труд приходит им на помощь и оградит от несовершенного быта. Люди мало пользуются трудом как предохранителем от ныряния в пучину пошлости.
Искание лучшего качества уже есть устремление в лучшее будущее. Не без причины Йога Труда предлагалась человечеству, как близкий путь к достижению. Не будем молчать о необходимости труда с малых лет. Пусть семья и школа творят тружеников и творцов.
Степан Викентьевич Стульгинскис принадлежит к первому, довоенному поколению рериховцев, которые первыми восприняли идеи Учения Живой Этики. Читателям его имя также известно по труду «Введение в Агни Йогу».